Почему воду нужно беречь и охранять?
классный час по окружающему миру (3, 4 класс)

Материал поможет уточнить и дополнить представление детей о важной роли воды в жизни человека. Уделяется внимание  экологической проблеме. Детям предлагаются ситуации, в которых они пытаются определить своё отношение к воде, к её защите. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему воду нужно беречь и охранять?

(внеклассное занятие ко дню всероссийской чистой воды)

Цели и задачи:

  • уточнить и дополнить представления детей об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека;
  • раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по экономному использованию;
  • развивать мышление, умение анализировать, внимание, речь;
  • обратить внимание на экологическую проблему;
  • учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование:

  • учебные принадлежности;
  • таблицы;
  • карточки с заданиями;
  • глобус;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы проводим урок в форме «круглого стола» по очень волнующей всё человечество теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, врачи, краеведы.

Ученик 1. Шёл по морю корабль.

                 В тот миг роковой

                 Кипела вода

                 За высокой кормой.

                 Но прямо по курсу

                 Сквозь грохот и гул

                 Услышал матрос

                 За бортом: «Караул!»

Учитель. Как вы думаете, чей это зов о помощи? (Ответы детей).

Учитель. Оказывается, на помощь зовёт вода. Итак, сегодня мы с вами должны ответить на такой вопрос. (Слайд 1, 2).

На экране: «Почему нужно беречь и охранять воду?»

  1. Обсуждение темы.

Учитель. Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.

Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нём голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода и растворённые в ней различные вещества. В теле животного вода составляет больше половины массы тела. И наш организм, в том числе кровь и мозг, больше чем наполовину состоит из воды. (Слайд 3)

На экране: «Вода – важное для организма вещество».

Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Биолог 2. Вода является домом для множества растений и животных.

На доске: вода: рыба, выдра, утка, лось.

Биолог 2. Как связана с водой жизнь этих животных? (Ответы детей).

При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – не больше 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.

Биолог 3. Не умыться, не напиться без воды.

                 Листику не распуститься без воды.

                 Без воды прожить не могут

                 Птица, зверь и человек!

                 И поэтому всегда

                 Всем везде нужна вода!

Учитель. Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь! (Слайд 4)

Своими мыслями с нами поделится инженер.

Инженер. Вода - друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожаи. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество. Вода – важный помощник для человека. (Слайд 5).

Но есть на Земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?

Дети. Морская вода не пригодна для питья.

Учитель. Молодцы! Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов. Экономист 1. Как вы думаете, сколько весит 1 кубометр воды?

 И сможет ли поднять такое количество воды один человек? (Ответы детей).

1 кубометр воды весит 1 тонну (1000 кг), а поднять его могут 15-20 человек или подъёмный кран.

На доске: хватит ли воды?

Для производства 1т стали – 150т воды.

Для изготовления 1т бумаги – 250т воды.

Чтобы вырастить 1т свёклы – 10т воды.

Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи. (Детям раздаются карточки с текстами).

Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2. При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберётся за неделю? За месяц? (Ответы детей).

Экономист 1. Нам для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы её можем встретить?

(Ответы детей).

Учитель. Но часто бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.

Историк 1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И всё же спустя века нашёлся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее и шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня. Как вы понимаете слова «деревня высохла»?

Дети. Так как негде стало брать воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла».

Историк 2. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц. (Слайд 6)

На экране:

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь. (Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская пословица) (Ответы детей)

Учитель. Свою точку зрения выскажут экологи.

Эколог 1. Чистой воды на Земле становится всё меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют её отходами производства. (Слайд 7). Растения и животные погибают в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно. (Слайд 8). На экране. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.  

Эколог 2. До тех пор, пока в водоёмы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью самоочищаться. Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (т.к. вода хороший растворитель) и становятся безвредными. Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время всё больше сточных вод сбрасывается в водоёмы. Вода не успевает самоочищаться.

Учитель. Слово краеведу.

Краевед. Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла

Негромкая такая…

Но мы её любили, дети.

Она ведь первою была

Для нас и, значит

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зелёная, и хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались

Убить её –

И своего добились.

К описанию какого водоёма в нашей местности могут относиться эти строки? Расскажите. (Ответы детей)

К каким последствиям всё это может привести? (Ответы детей)

Учитель. Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязнённой водой, мы можем узнать у врача.

Врач. Почему нельзя пить воду из – под крана? (Ответы детей) (Слайд 9)

Вода, которая течёт из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Посмотрите, как хлор действует на различные ткани. (Проводится опыт)

Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно не так быстро и явно, как представлено в опыте. Тем более на очистительных сооружениях следят за этим.  Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшей и кипячёной.

Учитель. Что ещё может загрязнять воду, узнаем у синоптика?

Синоптик. А у меня вопрос: «Почему нельзя гулять без зонта под дождём?» (Ответы детей)

Синоптик. В наше время, когда вокруг городов, посёлков много промышленных предприятий, гуляние под дождём стало небезопасным. Часто встречаются осадков виде разбавленной азотной или сернистой кислоты. Всё это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными предприятиями и дождём? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают на облаках. Подует ветер и унесёт облака дальше от фабрики. Затем из облаков выпадет дождь, и с его каплями нам на головы выпадают вредные вещества.

На доске картинка: человек под дождём с зонтом около промышленного предприятия с дымящимися трубами.

Кислотные дожди приносят огромный вред не только здоровью человека, но и всему живому в природе. Вода в морях, реках и озёрах становится непригодной для жизни. В Канаде, например, из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озёр объявлено мёртвыми. Кислотные дожди разъедают не только всё живое, но и сооружения из металла (мосты, самолёты).

  1. Итог занятия (рефлексия)

Учитель. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?

Дети. (Слайд 10)

Вода входит в состав любого живого организма.

Вода – это жизнь, красота и здоровье.

Вода – помощник человека.

Количество воды ограничено.

Вода загрязняется.

Учитель. Как вы дети можете помочь в сбережении и охране воды?

Дети. Экономно использовать воду дома. На природе у водоёмов не загрязнять, убирать за собой мусор.

Ученик 2.

О люди, мысля я,

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

Ученик 3.

У неё для всех хватает доброты,

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.

Ученик 4.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы не грянула беда –

Всё возродится снова.

Учитель. Ребята, давайте помнить об этом и беречь воду – удивительное вещество на нашей планете. Всем спасибо. Вы молодцы! (Слайды 11, 12, 13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Почему воду нужно беречь?"

Цель:1) дополнить представления детей о роли  воды для человека.2) раскрыть основные факторы загрязнения воды.3)расширить общий кругозор детей4)формировать внимательное отношение  к окружающ...

«Почему нужно беречь и охранять воду?»

Показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы....

Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"

Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"...

«Почему воду надо беречь?» Урок в 3 классе. Окружающий мир

Урок  о причинах загрязнения водоемов.Знакомит детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учит бережно относиться к воде и экономить воду....

«Почему нужно беречь и охранять воду?»

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Почему нужно беречь и охранять воду?"...

Конспект урока "Почему воду надо беречь"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе....