Конспект урока "Почему воду надо беречь"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Наумовка»
Балаковского района Саратовской Области
« Почему воду надо беречь?»
Окружающий мир. 3 класс.
Пенкина Галина Викторовна- учитель начальных классов.
2016 учебный год
Тема: Почему воду надо беречь ?(Слайд 1-2)
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: формулировать тему урока; искать и выделять
необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Оборудование:
1) буклеты;
2) система контроля и мониторинга качества знаний;
3) ноутбук учителя;
4) « звездочки» настроения у каждого учащегося для самооценки;
5)презентация к уроку «Берегите воду».
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами,
И вперёд, за новыми знаниями!
2.Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: без чего невозможна жизнь на Земле?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что ОНА–
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться,не напиться!
Смею Вам я доложить –
Без чего нам не прожить? (без воды)
Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям.)
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлых уроках вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях, а сейчас проверим, что вы запомнили о воде.(Слайд3)
Тест: Дети обводят букву ответа.
1) Пар это …
а) вода в жидком состоянии;
б) вода в газообразном состоянии;
в) вода в твердом состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
а) при нагревании вода сжимается;
б) при нагревании вода расширяется;
в) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода впиталась в поверхность пола;
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;
в) вода с поверхности пола испарилась.
4) Лед и снег-это вода
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
в)повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
- Учитель: а теперь проверим, правильно ли вы написали. Взаимопроверка (Слайд 4)
4.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку. (Слайды5–9).
Сказка:
В одном царстве жило-было Наумовское озеро, так его назвали в честь села, в котором оно находилось. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим берегом, а само покрылось густой тиной и заросло камышом. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
- Так о чём же мы будем говорить? (Воду нужно беречь, не загрязнять)
Итак, тема урока: «Почему надо беречь воду!» (на доске)
- Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы, которые принесла наша гостья Водичка:
Вопросы:
1) Где на планете встречается вода?
2) Для чего человеку нужна вода?
3) Почему чистой воды становится меньше?
4) Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
5) Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах?
Поможем Водичке ответить на вопросы, а для этого поработаем в группах.
Помните, что работать должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
5.Работа по теме урока.
Учитель:
Очень-очень давно, много миллионов лет назад, ещё до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные учёные пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода - мать всего живого на земле.
Вопрос для первой группы: Где на планете встречается вода?
(Работа с учебником, стр.___91____ обсуждение в группах, прослушивание отчетов.)
Ответ для 1 группы
Дополнительная информация:
Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.
Вопрос для второй группы: Для чего человеку нужна вода?
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.
Дети работают в группах и отвечают на вопросы.
6.Физкультминутка
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади теперь вода!
Дополнительная информация:
А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
А кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения)
Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.
Учитель:
Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы, высказывания.
На доске:
***
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды."»
Василий Михайлович Песков. Это советский писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы «В мире животных», путешественник.
Вы согласны с его словами?
А сколько пословиц о воде!(Слайд 11).
Учитель:
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы)
Не забывайте, что работаем в группах.
Начало | Концовка |
Тише воды, | не суйся в воду. |
Под лежачий камень | молодецкая еда. |
Хлеб да вода | ниже травы. |
Не зная броду, | вода не течет. |
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
Водичка благодарит вас за ответы.
Почему чистой воды становится меньше? (Работа с текстом учебника стр. __92-93__).
Ответ:
Производственные и бытовые отходы делают воду непригодной для питья.
Дополнительная информация:
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
- Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
Ответ
От загрязнённой воды гибнут растения и животные в реках, озёрах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Дополнительная информация:
Пить воду из реки, озера, пруда нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
- Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (Работа с текстом учебника стр.____93___)
Дополнительная информация:
Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Она не сливает туда и отработанную воду. (Разбор схемы на стр. ___93-94__). (Слайд 12)
Водичка благодарит вас за ответы.
Решение экологических задач.(Слайд 13).
Учитель:
1) За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2)Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
Ребята, а как мы еще можем сберечь наши водные запасы? (закрывать кран, бережно относиться к воде).Давайте посмотрим мультфильм и ответим на вопрос: почему рыбки остались без воды?
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Учитель:
1.Беседа.
Наш урок подходит к концу.
Давайте проверим, все ли вы поняли? Проведем тест.
2.Тест.(Работа с карточками).
1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2) Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3) От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве
- Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше.)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всё живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь.)
8. Самоанализ и самооценка ученика.
(Слайд 14).
«Фейерверк»:
- Я все понял, могу объяснить – желтая звездочка
- Я понял – зеленая звездочка
- Я не все понял – красная звездочка.
Ученики:
***
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Лист самооценки:
Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.
Знаю | Не знаю | |
Свойства воды | ||
Превращения и круговорот воды | ||
Я понял, почему воду нужно беречь |
Учитель:
Подведение итогов урока.(Слайд 14-15)
9.Игра «Это я, это я – это все мои друзья».
Учитель:
Давайте поиграем с вами и я узнаю, умеете ли вы вести себя на реке. (Если останется время).
- Кто, придя на водоём,
Лилии срывает в нём? (Дети молчат.)
- Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает? ( «Это я, это я – это все мои друзья!»)
- Кто на глади зеркальной речной,
Не нарушает уток покой? (Это я, …)
- Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём? (Дети молчат.)
- Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке. (Дети молчат.)
- Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижаем. (Это я, …)
- Мы машины в реке моем,
Копоть, грязь с неё отмоем. (Молчат.)
- Мы кувшинки охраняем,
И рогоз не обрываем! (Это я, …)
Учитель:
Молодцы! Теперь я точно знаю, что вы умеете вести себя на реке.
10.Домашнее задание.(Слайд17).- Выучить материал на странице 91-94.- Ответить на вопросы 1-3
Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"
Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"...
«Почему воду надо беречь?» Урок в 3 классе. Окружающий мир
Урок о причинах загрязнения водоемов.Знакомит детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учит бережно относиться к воде и экономить воду....
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...
Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Время надо беречь"
Цели: учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда....
Технологическая карта урока "Развитие речи и окружающий мир" Программа обучения: 8 вид 2 вариант (надомное обучение) «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь! »
Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отс...
Беречь воду- значит беречь жизнь
Беречь воду- значит беречь жизнь...