«Почему воду надо беречь?» Урок в 3 классе. Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок о причинах загрязнения водоемов.
Знакомит детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учит бережно относиться к воде и экономить воду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
« Почему воду надо беречь?»
Окружающий мир. 3 класс.
Шипулина Галина Ивановна- учитель начальных классов.
2014 учебный год
Тема: Почему воду надо беречь ? (Слайд 1-2)
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: формулировать тему урока; искать и выделять
необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Оборудование:
1) интерактивная доска;
2) система контроля и мониторинга качества знаний;
3) ноутбук учителя;
4) «капли» настроения у каждого учащегося для самооценки;
5)презентация к уроку «Берегите воду».
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами,
И вперёд, за новыми знаниями!
2.Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: без чего невозможна жизнь на Земле?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что ОНА–
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться ,не напиться!
Смею Вам я доложить –
Без чего нам не прожить!
Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям.)
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях, а сейчас проверим, что вы запомнили о воде.(Слайд3)
Тест:
1) Пар это
а) вода в жидком состоянии;
б) вода в газообразном состоянии;
в) вода в твердом состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
а) при нагревании вода сжимается;
б) при нагревании вода расширяется;
в) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода впиталась в поверхность пола;
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;
в) вода с поверхности пола испарилась.
4) Лед и снег-это вода
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Учитель: а теперь проверим, правильно ли вы написали. (Слайд 4)
4.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку. (Слайды 5–9).
Сказка:
В одном царстве по имени Грушевское жил-был Пашков пруд, так его назвали в честь семьи, которая жила у пруда. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой пруда, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к пруду, оставлял там много мусора. Обиделся он на людей и спрятал всю рыбу под своим обрывистым берегом, а сам покрылся густой тиной и зарос камышом. Пришли утром люди к пруду и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились, стали просить у Пашкова пруда прощения, стали ухаживать за ним. Простил людей пруд, выпустил рыбу, очистил свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
Так о чём же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять)
Итак, тема урока: «Почему надо беречь воду!» (на доске)
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
- Почему нужно беречь и охранять воду?
- Почему вода находится в опасности?
- И какие задачи мы должны решить на этом уроке?
- Чему должны научиться?
Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме:
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;
3)Уметь описывать и классифицировать растения.
А почему вы считаете, что третья задача не относится к нашей теме? (Изучаем воду).
Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья - Водичка из сказочного Пашкова пруда.
(Слайд 10).
Вопросы:
1) Где на планете встречается вода?
2) Для чего человеку нужна вода?
3) Почему чистой воды становится меньше?
4) Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
5) Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах?
Поможем Водичке ответить на вопросы, а для этого поработаем в группах. Назовите правила работы в группах.
Помните, что работать должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
5.Физкультминутка
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади теперь вода!
6.Работа по теме урока.
Учитель:
Очень-очень давно, много миллионов лет назад, ещё до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные учёные пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.
А вам интересно, какие вопросы приготовила Водичка?
Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос для группы. (Слайд 10)
Вопрос для первой группы: Где на планете встречается вода?
(Работа с учебником, стр. 91 обсуждение в группах, прослушивание отчетов.)
Дополнительная информация:
Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.
Вопрос для второй группы: Для чего человеку нужна вода?
Дополнительная информация:
А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
А кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения)
Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.
Учитель:
Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы, высказывания.
На доске:
***
«Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца…Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери.
***
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды."»
Василий Михайлович Песков.
Вы согласны с их словами?
А сколько пословиц о воде! (Слайд 11).
Учитель:
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы )
Не забывайте, что работаем в группах.
Начало | Концовка |
Тише воды, | не суйся в воду. |
Под лежачий камень | молодецкая еда. |
Хлеб да вода | ниже травы. |
Не зная броду, | вода не течет. |
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
Водичка благодарит вас за ответы.
Вопрос для третьей группы: Почему чистой воды становится меньше? (Работа с текстом учебника стр. 93).
Ответ:
Производственные и бытовые отходы делают воду непригодной для питья.
Дополнительная информация:
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Вопрос для четвёртой группы: Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
Ответ
От загрязнённой воды гибнут растения и животные в реках, озёрах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Дополнительная информация:
Пить воду из реки, озера, пруда нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
Вопрос для пятой группы: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (Работа с текстом учебника стр. 93)
Дополнительная информация:
Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. (Разбор схемы на стр. 94). (Слайд 12)
Водичка благодарит вас за ответы.
Решение экологических задач.(Слайд 13).
Учитель:
1) За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Учитель:
1.Беседа.
Наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?
2.Тест. (Работа с карточками).
1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2) Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3) От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве
4) Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
- Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше.)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всё живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь.)
8. Самоанализ и самооценка ученика.
(Слайд 14).
«Фейерверк»:
- Я все понял, могу объяснить – желтая звездочка
- Я понял – зеленая звездочка
- Я не все понял – красная звездочка.
Ученики:
***
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Лист самооценки:
Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.
Знаю | Не знаю | |
Свойства воды | ||
Превращения и круговорот воды | ||
Я понял, почему воду нужно беречь |
Учитель:
Подведение итогов урока. (Слайд 14-15)
9. Игра «Это я, это я – это все мои друзья».
Учитель:
Давайте поиграем с вами и я узнаю, умеете ли вы вести себя на реке. (Если останется время).
- Кто, придя на водоём,
Лилии срывает в нём? (Дети молчат.)
- Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает? ( «Это я, это я – это все мои друзья!»)
- Кто на глади зеркальной речной,
Не нарушает уток покой? (Это я, …)
- Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём? (Дети молчат.)
- Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке. (Дети молчат.)
- Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижаем. (Это я, …)
- Мы машины в реке моем,
Копоть, грязь с неё отмоем. (Молчат.)
- Мы кувшинки охраняем,
И рогоз не обрываем! (Это я, …)
Учитель:
Молодцы! Теперь я точно знаю, что вы умеете вести себя на реке.
10. Домашнее задание.(Слайд17).
- Выучить материал на странице 91-94.
- Ответить на вопросы 1,2,3 стр 94.
Список используемой литературы:
Сартисон Лариса Христьяновна «Станция юных натуралистов, город Новоалтайск Алтайского края.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс». 2001.
Н.А.Рыжова Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : рассмотреть причины загрязнения водоемов. Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду. Девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест: 1) Пар это а ) вода в жидком состоянии; б ) вода в газообразном состоянии; в ) вода в твердом состоянии. 2) Что происходит с водой при нагревании? а ) при нагревании вода сжимается; б ) при нагревании вода расширяется; в ) изменений с водой при нагревании не происходит. 3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? а ) вода впиталась в поверхность пола; б ) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу; в ) вода с поверхности пола испарилась. 4) Лед и снег-это вода а ) в твердом состоянии; б ) в жидком состоянии; в ) в газообразном состоянии. 5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы? а ) вода, превращаясь в лед, расширяется; б ) вода, превращаясь в лед, сжимается; в ) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано
Проверь себя! 1) Б – вода в газообразном состоянии; 2) Б – вода расширяется; 3) В – вода испарилась; 4) А – вода в твердом состоянии; 5) А - вода, превращаясь в лед, расширяется.
Пашков пруд
Здоровье
Животные Ящерица Стрекоза Уж Лягушка Пиявка Карась
Последствия «деятельности» человека..
Задания Водички Вопрос 1: Где на планете встречается вода? Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода? Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше? (Работа с текстом учебника стр. 93). Вопрос 4: Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна? Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (Работа с текстом учебника стр. 93).
Игра: «Собери пословицу» Начало Концовка Тише воды, не суйся в воду. Под лежачий камень молодецкая еда. Хлеб да вода ниже травы. Не зная броду, вода не течет.
Схема очистки воды Сетка Насос Отстойник Песочный фильтр Отстойник Насос
Решение экологических задач 1) За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток? 2) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
Самоанализ и самооценка ученика Лист самооценки Я все понял, могу объяснить – желтая звездочка……. Я понял – зеленая звездочка…………………………… Я не все понял – красная звездочка. …………………. Знаю Не знаю Свойства воды Превращения и круговорот воды Я понял, почему воду нужно беречь
Итог урока: На нашей планете множество рек, озер, 54 моря, 4 океана. Вода несет жизнь! Вода – одно из самых главных богатств Земли. Воду нужно беречь! Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы!
Берегите воду! Вода – эликсир жизни. Берегите воду, она незаменима ни какими сокровищами мира! Вода – колыбель жизни. Но даже ржавый кран может стать источником смерти!
Домашнее задание Выучить материал на странице 91-94.Ответить на вопросы 1,2,3 стр 94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"
Конспект урока проводимый во 2 классе по теме: "Материки и океаны"...
Урок 2 класс Окружающий мир "Озеро, болото, пруд. Байкал- жемчужина России"
Урок окружающего мира 2 класс "Озеро, болото, пруд. Байкал-жемчужина России". По учебнику Поглазовой О.Т....
"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир
К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....
Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"
Презентация к уроку "Почему воду надо беречь"...
Конспект урока 1 класс,окружающий мир.Тема: "Почему мы любим кошек и собак".
Подробный план-конспект урока....
Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...
Конспект урока "Почему воду надо беречь"
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе....