«Почему нужно беречь и охранять воду?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Почему нужно беречь и охранять воду?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okr_mira_3_klass.docx | 49.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2» города Альметьевска Республики Татарстан
Технологическая карта урока.
Учитель: | Вавилова Диляра Рафиловна |
Предмет: | Окружающий мир |
Класс: | 3 класс |
Тема урока: | «Почему нужно беречь и охранять воду?» |
Цель: | Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода». Показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы. |
Задачи | |
обучающие: | создать условия для развития умения называть свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека; |
развивающие: | способствовать развитию умений выделять существенные признаки свойств воды, сравнивать и выделять главное |
воспитательные: | аргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать. |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Используемые технологии: | информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: Личностные: | анализировать свои действия и управлять ими; формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися; |
Метапредметные: | |
Регулятивные: | - формировать и формулировать учебную задачу; - искать пути решения поставленной задачи; - оценивать результаты своей деятельности и деятельности работы в группе; - планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; - формулировать групповые и личные выводы. |
Коммуникативные: | - выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью; - аргументировать свою точку зрения; - сотрудничать в группе. |
Познавательные: | - развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; - ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы; - умение обобщать. |
Предметные: | - познакомить учащихся со свойствами воды; - актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней; - производить наблюдения различного характера; - составлять обоснованные, логически завершенные выводы по проделанной работе. |
Ресурсы: | |
Основные: | Учебник О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир», 1 часть. Закладки самооценки, листы для групповой работы, презентация. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Формируемые УУД | |
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления. | Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме стихотворения, договаривают строки. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. | -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов! Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят). Уши внимательно слушают и всё ... (слышат). Голова хорошо ... (думает). | Личностные: умение слушать; самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция; | |
II этап. Актуализация знаний. Цель: 1)актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. 2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. 3) проверить знания по теме «Вода». | Ответить на вопросы. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | 1. Организую проверку домашнего задания
2. Подвожу к теме предстоящего урока с помощью сказки. | Рефлексия. (Фронтальный опрос) - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. -Приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии. (Водоемы наземные, водоемы подземные, дождь, роса.) -Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Снег, иней, ледник на вершине горы, град, лед) -Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар, туман.) -А теперь ребята взгляните на карту и на глобус: -Какого цвета больше всего? (Синего) -Что это означает? (Что много воды) - Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно. «Сказка о самом великом чуде на Земле » Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. | Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: определяют учебную задачу. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. | |
III этап. Проблемное объяснение нового знания. – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия. Цель - организовать и направить к восприятию нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: 1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и 2)Согласовать цель и тему урока | Участвовать в работе - высказывают предположения, называют тему урока. Ставят учебные задачи. (Приложение 1) Доклад учеников, подготовленный заранее. Отвечают, высказывают свои мнения. | Организовать фронтальную работу по прослушиванию сказки, формировать базу для начала изучения нового материала. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Даёт целевую установку. Выдвинуть проблему, организовать постановку учебной задачи, уточнить понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | - Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя? Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира. -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать? - Действительно, на Земле воды очень много, вода покрывает большую часть планеты. Но мы говорим, что вода находится в опасности? Почему? А как вы думаете? Нужно ли ее охранять? -Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку. (Дети инсценируют сказку). - Ребята, как вы думаете, почему такая беда случилась с речкой? Воды на Земле одновременно и много и мало. -Где много воды? Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, для промышленности и сельского хозяйства. -А какая нужна нам вода? (Чистая пресная вода) Пресной воды меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы сосредоточены в полярных льдах. (Показ на карте.) -А как вы думаете из-за чего сокращается запас пресной воды? (Из-за загрязнения.) - А теперь несколько интересных фактов о воде. (Вывожу на экран сведения о воде) Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. ●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час. Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: постановка и формирование проблемы; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
IV этап. Первичное закрепление во внешней речи. | Работать с информацией, представленной в учебнике. - Вспомнить правила работы в группе. Найти в тексте информацию по данному вопросу Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 2) | Организовать работу Организовать работу в группах. (8 групп - по 4 ученика в каждой, исходя из предложенных заданий) | - Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо ( на экране). «Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. - От кого могло быть это письмо? -Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. 1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов. 2. Работа с учебником (с. 91-94, «Почему воду нужно беречь» рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").
| Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Регулятивные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; | |
Физкультминутка: Давайте поиграем. Я буду высказывать мнение. Если вы согласны с моим мнением – приседаете, если же нет – стоите смирно. Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. (Да). Вода превращается в лед при температуре + 10 градусов. (Нет). Лед и снег – вода в твердом состоянии. (Да). При превращении в лед вода сжимается. (Нет). Водяной пар – вода в газообразном состоянии. (Да). Вода имеет запах и цвет. (Нет). В природе постоянно происходит круговорот воды. (Да). Вода входит в состав любого живого организма. (Да). | |||||
V. этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Дети читают, рассматривают ситуации и выбирают правильное решение, аргументируют свой ответ. Учащиеся с помощью индикаторов - закладок отвечают на вопросы. | Организовать игру, помочь сделать вывод. (Игра «Светофор») Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов | -Ну и пока вы не приступили к уроку, давайте продолжим игру. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, покажите закладки с улыбкой, если нет – без улыбки. Ситуация 1. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс. - Почему закладка без улыбки? Ситуация 2. На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше». - Почему желтый кружок? - Как же надо расходовать воду? | Регулятивные: контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Личностные: слушать других, проявлять уважение. | |
VI. Самостоятельная работа. Чем опасна для человека грязная вода? Цель: дать возможность самостоятельно оформить материал с помощью практической деятельности. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать коллективную проверку задания, выполнить опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдать за водой. Выполнить работу в группах. Договариваются между собой, выступает делегат от группы. Высказываются, предлагают способы очистки воды. | Выявить уровень усвоения материала с помощью лабораторной работы, организованной в группах. Дать задание, провести инструктаж, организовать самопроверку. | - А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории. -Кто такой исследователь? -Мы с вами будем исследовать воду. О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из городского озера, который находится на территории нашего города. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения: • прозрачность, • наличие живых существ, • запах. • А свои результаты будем записывать в лист исследований (Приложение 3). -Какие выводы сделаем? -Как вы можете помочь воде в нашем озере? | Коммуникативные: производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками. Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. «Роль воды в жизни человека и охрана вод». Цель: показать значение воды для живых организмов, подвести итог проделанной работе на уроке. | Выполнить задание творческого характера, составить синквейн о воде, представить свои работы. Сделать самооценку своей деятельности на уроке. Отметить основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Даю комментарий к домашнему заданию. Организовать рефлексию, отметить степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организовать самооценку учебной деятельности. | - С какой темой мы познакомились сегодня на уроке и что нового мы узнали? - Наш урок подходит к концу. Надеюсь, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее. 1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах. -Что нового вы узнали на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Все ли было понятно? - Понравилось выполнять задания? - Как ты оцениваешь свою работу на уроке. | Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Личностные: что я для себя внес? Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. | |
VIII.Домашнее задание. | 1. Ответить на вопросы из учебника с. 94- 95. | 2. Нарисовать плакат «Берегите воду!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Экологическая сказка.
Инсценируют сказку.
Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.
Плачет малая речонка.
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут
- Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон?
- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…
-Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Рабочий лист №1.
Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.
В природе вода встречается в трёх состояниях:
Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.
Вода обладает ___________________ .
Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.
Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.
Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .
Рабочий лист №2.
Мы познакомились с текстом _______________________________.
Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .
Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.
Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .
Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____________ л воды.
Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.
Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.
Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .
Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.
Рабочий лист №3.
Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .
Человеку для питья и для жизни нужна _____________________ вода.
Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,
Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.
Вода нужна людям для _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.
Каждый год _______________ расходуется ______________________________пресной и чистой воды.
Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:
1.
2.
3.
Рабочий лист №4.
Мы прочитали текст о защите _________________ .
Глобальнаяпроблема человечества - это нехватка ____________________, _____________________ воды.
Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.
Воду загрязняют заводы, _________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают ________________________.
Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего ____________________
Мы призываем всех ________________________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.
Чтобы защитить воду, надо:
1.
2.
3.
4.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Карта исследования воды из озера нашего города.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность | |
2. | Наличие живых существ | |
3 | Запах |
Карта исследования воды из озера нашего города.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность | |
2. | Наличие живых существ | |
3 | Запах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Почему нужно беречь и охранять воду?»
Показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы....
Почему нужно беречь сердце?
Разновозрастные группы учащихся знакомятся с работой сердца и узнают, почему надо о нем заботится....
презентация "Зачем нужно беречь и охранять воду?"
Класс разделен на кафедры, на уроке решаются экономические задачи, связанные с водой....
Презентация по окружающему миру "Почему нужно беречь и охранять воду?" 2 класс
презентация "Почему нужно беречь и охранять воду"...
Почему воду нужно беречь и охранять?
Материал поможет уточнить и дополнить представление детей о важной роли воды в жизни человека. Уделяется внимание экологической проблеме. Детям предлагаются ситуации, в которых они пытаются опре...
"Почему нужно беречь воду?"
Презентация для начальной школы...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему нужно беречь воду?" УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока Планируемые ...
- Мне нравится (1)