Открытый урок по окружающему миру 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Олейник Наталия Петровна

Урок соответствует технологической карте ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру«Страна, открывшая путь в космос».

1 класс

Цели:

Образовательные: познакомить с понятием «космонавтика», с основоположниками космонавтики, с космонавтами-первооткрывателями; поговорить о значении  освоения космоса.

Развивающие: развивать логическое мышление, учить анализировать, оценивать, делать выводы, работать в парах, индивидуально.

Воспитательные: воспитывать уважение  к героям страны, патриотизм  и гордость за свою Родину.

Оборудование: учебник А. Плешаков “Окружающий мир”, презентация,

индивидуальные карточки с зданиями, воздушные шарики.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Открываем ровно в срок,
Долгожданный наш  урок.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи
И успеха всем в придачу.

Здравствуйте!

  1. Подведение к  теме урока

Беседа

(Слайд)

- Какое задание вы подготовили к нашему уроку?

 - Как вы думаете, почему именно такое задание вы получили?

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- Знаете ли вы, какая страна первая покорила космос?

- Хорошо. Давайте сформулируем тему уроку.

- Сегодня на уроке мы с вами об этом и узнаем. Тема нашего урока «Страна, открывшая путь в космос».

Дети показывают поделки про космос, защищают ее при помощи загадки или стихотворения

12 апреля – День космонавтики.

О космосе

Дети высказывают предположения

Познавательные: общеучебные

(поиск и выделение необходимой информации; представление информации в творческой форме)

Познавательные: общеучебные(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

  1. Постановка целей урока

(Слайд)

- О чем бы вы хотели узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

Познакомиться с понятием «космонавтика», с основоположниками космонавтики, с космонавтами-первооткрывателями;

выявить значение освоения космоса.

Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

  1. Изучение нового материала

Мотивация к изучению нового материала

(Видеофрагмент «Полет в космос»)

(Слайд)

Работа со словарями

(Слайд)

(Слайд)

(Слайд)

Видеофрагмент «Полет в космос»

(Слайд)

Беседа

(Слайд)

Индивидуальная работа  по карточкам

(Слайд)

(Видеофрагмент «Полет в космос»)

(Слайд)

Работа с учебником (стр. 147)

Фронтальная работа

Беседа по прочитанному материалу

(Слайд)

Работа в паре

(Слайдс правильным ответом)

Значение освоения космоса

Работа с карточками у доски

- У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие. А вы представьте себя юными космонавтами. Мы совершим путешествие по станциям, на которых узнаем много интересного и полезного.

- В путь, ребята! Полетели!

1 станция – Научная

- Существует ли такая наука, которая изучает космос?

- Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

- Давайте попробуем себя в роли испытателя. Проверим, как работаем реактивный двигатель на простейшем примере. На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте их, а потом отпустите.

- Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы
думаете, что толкает шарик?

- Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

- Мы заканчиваем путешествие по данной станции. Давайте подведем небольшой итог. Что нового и интересного вы узнали?

- Отправляемся дальше.

2 станция – История космонавтики

- Ребята, а как вы думаете, с чего началась история освоения космоса?

- А нужно ли было специально оборудованное место для отправки ракет в космос?

- Как такое место?

Рассказ учителя о Байконуре

- Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

- Мы продолжаем путешествие по данной станции. Предлагаю вам следующее задание.

- Можно ли было увидеть невооруженным глазом  искусственный спутник Земли? Как?

- Что интересного для себя вы открыли для себя, побывав на этой станции?

- Отправляемся дальше.

3 станция – Великие люди-первооткрыватели

- Вы знаете, кто был первый в мире космонавтом?

Давайте проверим ваши предположения. А поможет вам в этом учебник.

- Прочитайте текст учебника на стр. 147.

- Так кто же первый космонавт?

 - Когда был совершен первый полет в космос?

- Как назывался корабль?

- Артем подготовил сообщение, которое поможет больше узнать об этом великом человеке.

- Что нового и интересного вы узнали из сообщения? Чему можно поучиться у                             Ю. Гагарина?

 - Мы продолжаем путешествие по станции. Предлагаю выполнить следующее задание.

- Ваша задача: познакомиться с фактами, расположить информацию в хронологическом порядке.

- Во всех этих фактах есть одно общее, главное, для нас россиян, слово. Какое это слово?

- Мы должны гордитсятем, что это сделал наш народ.

- А теперь давайте дополним факты из ваших копилок.

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? Выдвинете свою гипотеза.

- Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.

Дети внимательно слушают

Дети ищут в словаре понятие «космонавтика»

КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.

Доклад ученика
Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857году. Это простой калужский учитель, который прославил Родину в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он также рассчитал отдельные параметры ракетоносителя. Именно Циолковский является родоначальником современного ракетостроения в нашей стране. Константин Эдуардович верил в то, что когда-нибудь человечество устремится к другим мирам.

У Циолковского принял эстафету Сергей Павлович Королев. Российский ученый и конструктор родился в 1906 году. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов. Был создан первый в мире искусственный спутник Земли. Королев проводил в космос первого космонавта. Благодаря Сергею Павловичу был совершен выход в открытый космос, полетели к Луне, Венере, Марсу автоматические космические аппараты.

Проводят опыт

Воздух

Ответы  детей

Ответы детей

Предположения детей

Предположения детей

Учащиеся внимательно слушают

Выстройте свой рассказ по следующей логической цепочке:                                                             год запуска →первая ракета →вторая ракета →вид, вес, время → значение.
Запуск искусственного спутника Земли.

В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

Ответы детей

Выстройте свой рассказ по следующей логической цепочке: первый «живой космонавт» → год полета → условия полета  → наблюдения →другие «живые космонавты» →вывод. (Слайд)

Первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

Ответы детей

Предположение детей

Ю.А. Гагарин

12 апреля 1961 года

Восток

Юрий Алексеевич Гагарин родился в 1934 году в крестьянской семье на Смоленщине.Он был подвижен и любознателен. Отец, мастер на все руки, научил мальчика мастерить игрушечные самолетики. Юра мечтал, что когда-нибудь он поднимется в небо, но уже на настоящем самолете.

А потом война. Ее ужасы мальчик испытал на себе. Захватчики выгнали семью Гагариных из дома, им пришлось жить в землянке.

Будущий космонавт рос смелым, решительным, находчивым. А еще он был заботливым и веселым человеком.

В 1957 году окончил Чкаловское летное училище. А 7 марта 1960 года был зачислен в отряд космонавтов. Готовился к полету в космос упорно, с полной отдачей сил.

12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества полет в космос на корабле «Восток».

Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю.

Ответы детей

Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.

А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» впервые совершил посадку в южном полушарии Марса.

В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса.

А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету.

Первые

Дети зачитывают факты.

Предположения детей. Проверяют  предположения с помощью карточек на доске.

Познавательные: логические (подведение под понятие)

Познавательные: общеучебные(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Познавательные: общеучебные

(моделирование - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)

Личностные (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания)

Познавательные: логические

(установление причинно-следственных связей)

Познавательные: общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанного текста)

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Познавательные: логические (построение логической цепи рассуждений)

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Познавательные: логические (построение логической цепи рассуждений)

Личностные (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания)

Познавательные: логические

выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные: общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Личностные (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания)

Регулятивные (планирование - составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Познавательные: общеучебные(выбор вида чтения текста в зависимости от цели)

Познавательные: логические (выдвижение гипотез и их обоснование)

Физкультминутка

- Ведь будущие космонавты должны быть не только образованными, но и физически подготовленными людьми.

Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Выполняют движения

  1. Закрепление изученного материала

(Видеофрагмент «Полет в космос»)

(Слайд)

Самостоятельная работа

(Слайд)

(Слайд)

- А мы отправляемся дальше.

4 станция - Школа юных космонавтов

- Чтобы поступить в школу юных космонавтов, вам нужно пройти маленькое испытание, которое состоит из заданий. Внимание на слайд.

Ученики выполняют задания

Космическая викторина        

  1. Первую собаку, побывавшую в космосе, звали…
  2. Когда и кем был совершен первый полет в космос? Сколько минут он длился? (А сколько часов?)
  3. Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет
    состоялся в 1961 году?
  4. Кто был главным конструктором космического корабля? (Сергей Королёв)
  5. Кто впервые вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)                                    (За каждый правильный ответ ставится 1 балл)

Вставьте пропущенные слова

Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет под названием ______________. В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный ___________ Земли. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым_____________»  Земли. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: ___________  и ____________. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич  Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на корабле ____________ .

(За каждое правильно вставленное слово ставится 1 балл)

Познавательные: общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме)

Регулятивные (оценка товарища и самооценка)

Познавательные: логические (синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты)

Регулятивные(оценка товарища и самооценка)

  1. Подведение итогов

(Слайд)

(Слайд)

  1. Домашнее задание

Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире...»:

- На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

- Подведем итог вашей работы. Внимание на слайд.

- Дайте оценку свое работе и обоснуйте ее.

Учебник, стр. 147-152.         Задание: по статье «Космическая путешественница» составить кроссворд.

Ученики зачитывают

• Первыми запустили искусственный спутник Земли;

• Первыми совершили пилотируемый космический полет;

• Первыми направили космическую станцию на Луну;

• Первыми создали искусственный спутник Луны;

• Первыми вышли в открытый космос;

• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

Сегодня на уроке я узнал…

Для меня самым интересным показалось…

Сегодня мне удалось…

Учащиеся оценивают себя.

Личностные (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания)

Познавательные: общеучебные

(поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; представление информации в творческой форме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....