Рабочая программа по развитию речи, предметным урокам, экскурсиям для 5б класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по развитию речи, предметным урокам, экскурсиям состоит из нескольких разделов:
1.Пояснительная записка.
2.Особенности организации учебной деятельности.
3.Учебно-тематическое планирование уроков.
4.Планируемые результаты.
5.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспичения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая прграмма | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2019г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № _________________ 2019г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ПРЕДМЕТНЫМ УРОКАМ, ЭКСКУРСИЯМ
ДЛЯ 5б КЛАССА
НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разработчик программы: Верещак Ирина Николаевна учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие занимаемой должности. Педстаж – 18 лет |
с. Александровское
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по развитию речи, предметным урокам, экскурсиям для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по развитию речи, предметным урокам, экскурсиям для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 5б классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Развитию речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами предмета «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
1.Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии»:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ).
2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I).
3. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией в 2012 года, Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
9. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.
10. Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп.
11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
12. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.
13. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 2723-р;
14. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (раздел Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 года), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1151.
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 09 мая 2018 года № Пр-203.
17. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».
18.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26.
19.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599).
20. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 года № Р-26 «Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».
21. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29 марта 2019 года № Р-41 «Об утверждении методических рекомендаций по материально- техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
22. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н, утвердивший внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 от 30 августа 2013года (с изменениями от 01 марта 2019 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233.
26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
27. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 15 марта 2019 года № МР-313/02 «О направлении методических рекомендаций».
28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
29. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 25 апреля 2016 года № 07-1731 «Об утверждении Федерального перечня отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
30. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 апреля 2019 года № ТС-912/07 «О направлении методических рекомендаций».
31. Проект адаптированных основных общеобразовательных программ (http://fgos...)
32. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз (ред. от 23 июля 2015 года) «Об образовании».
33. Постановление Правительства Ставропольского края «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» от 29 декабря 2018 года №628-п.
34. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 26 октября 2018 года №442-рп «О мерах по реализации в Ставропольском крае мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
35. Паспорт регионального проекта протокол от 13 декабря 2018 года № 4 «Успех каждого ребенка в Ставропольском крае», утвержден Советом при Губернаторе Ставропольского края по проектной деятельности.
36.Приказ министерства образования Ставропольского края от 15 февраля 2019 года № 192-пр «Об утверждении перечня консультационных центров для родителей в 2019году».
37. Приказ министерства образования Ставропольского края от 01 марта 2019 года № 277-пр «Об утверждении Типового положения о консультационном центре для родителей».
38. Приказ министерства образования Ставропольского края от 30 апреля 2019 года № 656-пр «Об утверждении перечня государственных общеобразовательных организаций Ставропольского края, подведомственных министерству образования Ставропольского края, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, принимающих участие в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
39. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10», согласован письмом министерства имущественных отношений Ставропольского края № 7339706 от 9 июня 2018 года, утвержден приказом министерства образования Ставропольского края № 994-пр от 15 июня 2018 года, зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 5 июля 2018 года.
40. Программа развития государственного (казённого) общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10» на период 2019 год - 2024 год
41.Адаптированная основная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2019-2020 учебный год.
42. Учебный план для обучающихся, воспитанников 5-8 классов со сложными дефектами ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2019-2020 учебный год.
43. Локальные акты государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10».
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 5б классе.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Речь обучающихся, воспитанников со сложным дефектом исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
На уроках по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами обучающиеся, воспитанники получают определенные знания и навыки, учатся использовать полученные знания в практической деятельности, где даются первоначальные сведения о живой и неживой природе. При знакомстве с миром растений и животных развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств обучающихся, воспитанников.
Большая роль в изучении материала отводится демонстрации различных наглядных пособий, видеофильмов.
Экскурсионная работа способствует развитию наблюдательности, умению изучать предметы и явления в естественной обстановке.
Обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами учатся использовать полученные знания в практической деятельности. Занятия направлены на формирование элементарных форм речемыслительной деятельности.
Одной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь этих детей примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует процессам адаптации и интеграции.
Программа по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, способствует их речевому развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Структурно и содержательно программа по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи, письма и развития речи, математики, рисования, уроков предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда, уроков развития речи, предметных уроков, экскурсий, уроков хозяйственно-бытового труда в 1 - 4 классах, социально-бытовой ориентировки в 4 классе и рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому обучающемуся, воспитаннику работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей диагноза и уровня развития каждого ребёнка.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» предназначена для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» - 1 учебный год.
Соответствие АОП: рабочая программа по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии».
Цель: формирование способов и средств речевой деятельности у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами с помощью экскурсий, наблюдений практической работы способствовать развитию речи, памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления.
Задачи предмета:
-уточнение значения слов по схеме: натуральный объект - его изображение – вербальное описание;
- закрепление умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т.д.;
- работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам;
- закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;
- составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;
- использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности обучающихся, воспитанников .
- развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов;
-обогащение и активизация словарного запаса обучающихся, воспитанников;
- обогащение представления обучающихся, воспитанников об окружающем мире, о живой и неживой природе.
- формирование коммуникативных навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся, воспитанников;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие познавательной активности;
- развитие памяти, произвольного внимания, мышления;
-воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающей среде.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 5б класса положены следующие принципы:
- принцип гуманизма – вера в возможности обучающегося, субъективного, позитивного подхода к каждому обучающемуся, воспитаннику;
- принцип системности – рассмотрение обучающегося, воспитанника со сложными дефектами как целостного качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта, введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей обучающихся, воспитанников и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы, определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами;
- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;
- принцип активного привлечения ближайшего окружения;
- принцип деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту и индивидуальным особенностям обучающимся, воспитанникам, использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников, целей работы;
- коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- принцип учёта эмоциональной сложности материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
Основные направления коррекционной работы по предмету:
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы обучения:
Основной формой организации процесса обучения развитию речи является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами на уроке являются индивидуально-фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Методы обучения:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация;
-практические – упражнения, игры и коррекционные задания;
- методы стимуляции.
Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого обучающегося, воспитанника со сложными дефектами класса (познавательных и личностных).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- комплексного применения знаний и умений;
- урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
-комбинированный урок;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-нестандартные уроки (урок-игра, урок- путешествие, урок- сказка)
Структура каждого урока определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний обучающимися, воспитанниками. В структуре каждого урока предусмотрены динамические паузы для снятия физического и умственного напряжения. В содержание динамических пауз входят игровые упражнения, подвижные игры, ритмические движения по музыку, зарядки для глаз.
Виды учебной деятельности:
Среди видов учебной деятельности на уроках по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами используются следующие виды работ:
- практическая деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа по индивидуальным карточкам;
- работа по плакатам;
- беседа (диалог);
- работа в тетради;
- работа по учебнику и др.
Система межпредметных связей:
Занятия на уроках развития речи в 5б классе для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами тесно связаны с другими учебными дисциплинами: предметно-практической деятельностью, конструированием и ручным трудом, хозяйственно-бытовым трудом и привитием навыков самообслуживания, изобразительным искусством, социально-бытовой ориентировкой, чтением и развитием речи, письмом и развитием речи.
Содержание рабочей программы
Повторение материала IV класса.
Логопедические занятия. Обогащения словаря обучающихся, воспитанников .
Устный пересказ сюжетных картин после коллективного разбора.
Драматизация простых рассказов и сказок.
Умение участвовать в беседе. Примерные вопросы и ответы: Когда? Утром, днём, вечером, весной, летом. В какое время? В 2 часа дня. Откуда? Куда? К кому? К чему? Кто? Что? О ком? О чём? С кем? С чем?
Где? (на, под, перед, за, между).
Что делаю? Делаешь? Что делал? Что делала?Делали? Что сделают?
Употребление возвратной формы глаголов, обозначающих элементарные действия: «Я умываюсь», «Я причёсываюсь» и т. д.
Тематика.
Овощи (редис). Название. Распознавание. Растения огорода (повторение и обобщение материала, изученного в I-IV классах).
Ягоды (клубника и малина). Сравнение по окраске, форме и вкусу. Обобщающее слово «ягоды».
Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по листочкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам. Сравнение по семенам.
Грибы (белый, подосиновик, сыроежка, мухомор). Части гриба. Сравнение. Грибы съедобные и несъедобные.
Комнатные растения (герань душистая). Распознавание. Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка).
Цветы (незабудка, колокольчик). Различие по внешнему виду.
Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.
Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.
Птицы (сорока, синица). Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.
Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут.
Наблюдение за погодой в течение года, графическое обозначение состояния погоды.
Лето: жарко, на небе бывают облака, тучи, идет дождь, гроза – сверкает молния, гремит гром.
Осень: становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки.
Птицы – грачи, скворцы – собираются в стаи, улетают в тёплые края.
Зима: зимой солнце поздно восходит, дни короче, ночи длинее, птицам голодно, забота людей о птицах.
Весна: солнце поднимается выше, греет все сильнее, на деревьях и кустарниках набухают почки, из них развиваются, распускаются листья и цветы, в садах цветут фруктовые деревья.
Экскурсия в парк или лес. Уметь называть и показывать 3-4 вида деревьев. Наблюдения за сезонными изменениями внешнего вида деревьев.
Практическая работа. Участие в уборке овощей на огороде. Посев в классе семян фасоли в ящик.
Просмотр диафильмов: «Птицы зимой», «Как звери к зиме готовятся?»
3.Учебно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами предмета «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
Характеристика обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
В 5б классе обучается 4 человека. По возможностям обучения обучающиеся, воспитанники в классе делятся на группы/ уровня.
Группа/ уровень | Возможности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами | Ф. И. обучающегося, воспитанника (начало учебного года) | Ф. И. обучающегося, воспитанника (в течении учебного года) |
I группа/ уровень | Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения. | ||
II группа/ уровень III группа/ уровень IV группа/ уровень | Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения. Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки. | Живерников Д. Сивцова В. Каверин А. Чернявский А. |
Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету
Качество знаний оценивается по степени самостоятельности, осознанности выполнения заданий.
Оценка «5» ставится, если справился с заданием самостоятельно.
Оценка «4» ставится , если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если справился с заданием с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если не справился с заданием.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету:
Знания, умения, навыки:
- знать названия времён года, месяцев;
- уметь описать признаки и явления каждого времени года;
- различать диких и домашних животных, называть и показывать их на картинках;
- знать наизусть короткие стихотворения;
- называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, имя и отчество преподавателей, работающих в классе;
- уметь строить предложения с предлогами, отвечать на вопросы учителя по зрительным опорам;
-строить предложения по вопросам учителя с использованием комбинированной инструкции;
- классифицировать предметы по словесной инструкции с опорой на наглядность;
- определять свою принадлежность к семье, школе;
- определять время года на основе наблюдений;
- сравнивать объект по внешним признакам: цвет и размер;
-дополнять высказывания своих собеседников, используя материал из личных наблюдений;
-последовательно рассказывать об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя);
- группировать предметы по определенным признакам;
- описывать явления природы;
- использовать вновь усвоенные слова и обороты речи.
Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников по предмету:
Знания и умения обучающихся. воспитанников оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в самом уроке, занятии, экскурсии.
«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока
«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх
«Оценка 3» - выставляется, если обучающийся, воспитанник не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы и слова.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» в 5б классе.
Занятия по реализации данной программы проводятся в учебном кабинете. Кабинет оснащен методическими пособиями и учебниками для занятий с обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития обучающихся, воспитанников. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей количеству и росту обучающихся, воспитанников, меловой доской.
Наглядные пособия
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер |
Тематические папки | ||
1 | Коррекционные упражнения | |
2 | Дидактический материал Аксёнова А.К. | |
4 | Читаем предложения | |
5 | Пишу рисуя | |
6 | Учимся читать | |
7 | Развиваем внимание, восприятие, логику | |
8 | Готовим руку к письму | |
9 | Пишем красиво | |
10 | Пропись-штриховка | |
11 | Тренируем память | |
12 | Логика | |
13 | Птицы России | |
14 | Растения России | |
15 | Животные России | |
16 | Формы | |
17 | Какой цвет, какая форма | |
18 | Умные ширмочки «Буквы» | |
19 | Раздаточный материал | |
Наглядные и дидактические материалы | ||
1 | Набор карточек «Дикие кошки» | ВА 000000868 |
2 | Набор карточек « Рептилии и амфибии» | ВА 000000829 |
3 | Рассказы по картинкам «Мой дом» | |
4 | Набор карточек «Собаки-друзья и помощники» | ВА 000000822 |
5 | Наглядный и раздаточный материал. Часть 6 (Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь) | ВА 000000909 |
6 | Наглядный и раздаточный материал. Часть 8 (Продукты питания) | ВА 000000892 |
7 | Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые) | ВА 000000879 |
8 | Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1 | 7314 |
9 | Магнитная азбука | ВА 000000872 |
10 | Набор таблиц «Такие разные слова» | 7316 |
11 | Азбука в картинках | ВА 000000626 |
12 | Почитайка | |
13 | Магнитная азбука | ВА 000000871 |
14 | Дидактический материал. Добукварный период. А. Аксёнова, С. Комарова, М. Шишкова | |
15 | Лента букв | ВА000000584 |
16 | Дидактическая игра « Кто что делает» |
Таблицы
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер |
1. | Где спрятались гласные буквы | |
2. | Где спрятались согласные буквы | |
3. | Где спрятались слоги | |
4. | От весны до осени | |
5. | Противоположности | |
Развивающие игры | ||
1. | « Умные пальчики» | |
2 | « Конструктор» №1 | |
3 | « Конструктор» №2 | |
4 | « Конструктор» №3 | |
5 | « Конструктор» №4 | |
6 | Мозаика | |
7 | Кубики-сказки |
Литература.
1.Ершова Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А. «Занятияс дошкольниками, имеющими проблемы
познавательного и речевого развития».- СПб.: ООО «Издательство» ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.
2. Новиковская, О.А. «100 упражнений для развития речи». – М.: АСТ; СПб, 2008.
3. Новиковская, О.А. «Стихи для развития речи». – М.: Астрель: АСТ; СПб, 2009.
4. Новиковская, О.А. «Домашние питомцы»». – М.: Астрель: АСТ; СПб, 2007.
5. Османова, Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»
- СПб.: КАРО, 2007.
6. Худенко, С.Н. Кремнева «Развитие речи». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Москва, «Аркти», 2003 г.
Учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие
занимаемой должности: Верещак Ирина Николаевна
Учитель: Верещак Ирина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на 2019-2020 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса на 2019 – 2020 учебный год
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивно – оздоровительного направления КРУЖОК «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2019 / 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящ...