Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» для обучающихся 3«а» класса на 2019-2020 учебный год
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 91»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВВВР _______________ Котельникова Р.А. « » 2019 г. Протокол методического совета №1 от « » августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор _____________ Куприянов В.А. « » сентября 2019 г. Приказ № от « » августа 2019 г. Протокол педсовета №1 от «28» августа 2019 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Мастерская общения»
для обучающихся 3«а» класса
РАССМОТРЕНО: Заседание МО классных руководителей и воспитателей начальных классов Руководитель МО_______ Анейчик М.В. Протокол №1 от «___» августа 2019 г. | Составитель: Страхова Вера Юрьевна, воспитатель ГПД |
Ульяновск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы школы для слабовидящих и слепых обучающихся с учётом учебного плана ОГКОУ «Школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 91».
Общая характеристика программы
Программа «Мастерская общения» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Главное назначение данного курса -формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Программа ставит перед собой следующиезадачи:
1. Образовательные:
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у учащихся навыки речевого этикета и культуры поведения;
- вводить в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
2. Развивающие:
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать творческие способности в процессе коммуникативной деятельности;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- развивать активность, самостоятельность ребенка в процессе коммуникативной деятельности;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям;
- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- воспитывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
Формы реализации курса внеурочной деятельности «Мастерская общения» Средства и методы обучения:
- игры словесно-логические;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации;
- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Формы обучения: групповая, индивидуальная и фронтальная. Фронтальная форма используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповая форма применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальная форма работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определѐнную роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Педагогические технологии
- Личностно - ориентированные технологии.
- Игровые технологии.
- Технология творческой деятельности.
- Технология исследовательской деятельности.
- Технология методов проекта.
- Информационно – коммуникационные технологии.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год), продолжительность – 40 минут. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы курса «Здоровое поколение» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НООобучающихся с ОВЗ:
Личностные:
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания — ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания
самопознания, саморазвития.
- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметные:
- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
Предметные:
-понимание содержания нравственных поступков;
-умение детей играть, общаться и учиться вместе;
-творческое мышление;
-принятие детьми новой социальной роли ученика, адекватность самооценки.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Содержание программы
Вводное занятие «Давайте познакомимся»
Раздел 1.Основы речевого этикета (6 ч.)
Что такое этика и речевой этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. «Знакомые незнакомцы». Как общаться с незнакомыми людьми. Правила общения в разных странах мира. Практическое занятие «Этикетные ситуации»
Раздел 2. Общение в семье (5 ч.)
Что нужно делать, чтобы семья жила весело и дружно? Роль традиций в семейном общении. Отношение к старшим. Традиции семьи. Помощь и забота по отношению к маленьким. Никогда не обижайте маму. Практическое занятие «Этикетные ситуации».
Раздел 3. Я и мои друзья (8 ч.)
Нормы взаимоотношений мальчиков и девочек. Что значит быть хорошим другом? «Дружба начинается с улыбки». Как завязать дружбу? Взаимопомощь и взаимовыручка. Практическое занятие «Ты – настоящий друг» «Я – частичка детского коллектива» Тренинг «Наш дружный коллектив». «Почитаем о дружбе». Разбор произведений детских писателей. Практическое занятие «Этикетные ситуации»
Раздел 4. Мир взрослых людей (8 ч.)
Золотые правила общения со взрослыми. Разговор по телефону. Я пишу письмо. Культура внешнего вида. Встречают по одёжке, провожают по уму. Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Школьный этикет. Учитель и ученик. Нормы общения. Практическое занятие «Этикетные ситуации»
Раздел 5. Искусство спора и диалога (5 ч.)
Что такое конфликт. Хорошо ли обижаться? Хорошо ли злиться? Правила бесконфликтного общения. Учимся общаться. Я- владелец своих эмоций Как разрешать конфликты мирным путем? Мирись, мирись и больше не дерись! Как научиться слушать и сопереживать.
Итоговое занятие «Мы – мастера общения»
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Давайте познакомимся» | 1 |
2 | Основы речевого этикета | 6 |
3 | Общение в семье | 5 |
4 | Я и мои друзья | 8 |
5 | Мир взрослых людей | 8 |
6 | Искусство спора и диалога | 5 |
8 | Итоговое занятие «Мы – мастера общения» | 1 |
Итого | 34 |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Интернет – ресурсы
1. Инфоурок [Электронный ресурс]: образовательный портал для учителей./.Рабочая программа по кружку «Школа общения». – Режим доступа: https://infourok.ru свободный. - Загл. с экрана
2. Открытый урок [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей./. Программа кружка «Школа вежливых ребят»– Режим доступа: http://открытыйурок.рф свободный. - Загл. с экрана
3. Redu [Электронный ресурс]:сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся./ Программа кружка «Мастерская вежливых наук» – Режим доступа: http://www.redu.ru свободный. - Загл. с экрана
Технические, специальные и оптические тифлосредства
реабилитации слабовидящих и слепых обучающихся
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор с наличием возможности увеличения масштаба печатного
текста и изображений.
- Экран.
- Тифломагнитофон.
- Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
- Электронный ручной видео-увеличитель «Optic Zoom».
- Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
- Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
- Тифломагнитофон.
- Тифлофлешплеер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
« Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...
Образовательная программа внеурочной деятельности «ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА» для обучающихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио первоклассника создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственног...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс
Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства) на 2020/2021 учебный год для обучающихся 1- 4 х классов
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребёнка,развитие интереса и отзывчивости к и...
Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.
В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятель...