Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе нормативных документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями);
- примерных программ. Окружающий мир. Автор: А.А. Плешаков, Просвещение, 2019;
- учебника «Окружающий мир». 1 класс. В 2 частях. Авторы: А. А. Плешаков, Просвещение, 2017 г;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).
Цель курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи курса:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 65 часов. Выполнение учебной программы в полном объеме будет обеспечено за счет объединения часов (урок №32 и 33 «Откуда в снежках грязь?»).
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания,
выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления
на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта, соблюдать правила безопасности в транспорте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценивать воздействие человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
Содержание учебного предмета
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете.
22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Что и кто? | 20 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 21 |
Итого | 65 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел. Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 | ||
1 | 04.09 | Задавайте вопросы! | 1 |
«Что и кто?» | 20 | ||
2 | 06.09 | Что такое Родина? | 1 |
3 | 11.09 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | 13.09 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | 18.09 | Проект «Моя малая Родина». | 1 |
6 | 20.09 | Что у нас над головой? | 1 |
7 | 25.09 | Что у нас под ногами? | 1 |
8 | 27.09 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | 02.10 | Что растёт на подоконнике? | 1 |
10 | 04.10 | Что растёт на клумбе? | 1 |
11 | 09.10 | Что это за листья? | 1 |
12 | 11.10 | Что такое хвоинки. | 1 |
13 | 16.10 | Кто такие насекомые? | 1 |
14 | 18.10 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | 23.10 | Кто такие птицы? | 1 |
16 | 25.10 | Кто такие звери? | 1 |
17 | 06.11 | Что окружает нас дома? | 1 |
18 | 08.11 | Что умеет компьютер. | 1 |
19 | 13.11 | Что умеет компьютер. | 1 |
20 | 15.11 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
21 | 20.11 | На что похожа наша планета? | 1 |
22 | 22.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 |
«Как, откуда и куда?» | 12 | ||
23 | 27.11 | Как живет семья? Проект «Моя семья | 1 |
24 | 29.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
25 | 04.12 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | 06.12 | Куда текут реки? | 1 |
27 | 11.12 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 |
28 | 13.12 | Как живут растения? | 1 |
29 | 18.12 | Как живут животные? | 1 |
30 | 20.12 | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | 25.12 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 |
32 | 27.12 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
33 | 10.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 |
«Где и когда?» | 11 | ||
34 | 15.01 | Когда учится интересно? | 1 |
35 | 17.01 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 |
36 | 22.01 | Когда придет суббота? | 1 |
37 | 24.01 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | 29.01 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | 31.01 | Где живут слоны? | 1 |
40 | 05.02 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | 07.02 | Когда появилась одежда? | 1 |
42 | 19.02 | Когда изобрели велосипед. | 1 |
43 | 21.02 | Когда мы станем взрослыми? | 1 |
44 | 26.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 |
«Почему и зачем?» | 20 | ||
45 | 28.02 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 |
46 | 04.03 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | 06.03 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 |
48 | 11.03 | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | 13.03 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | 18.03 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | 01.04 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
52 | 03.04 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53 | 08.04 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
54 | 10.04 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | 15.04 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56 | 17.04 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | 22.04 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | 24.04 | Зачем нужны автомобили? | 1 |
59 | 29.04 | Зачем нужны поезда? | 1 |
60 | 06.05 | Зачем строят корабли? | 1 |
61 | 08.05 | Зачем строят самолеты? | 1 |
62 | 13.05 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | 15.05 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? | 1 |
64 | 20.05 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя. | 1 |
65 | 22.05 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....