Исследовательский проект "Сахар - невидимка"
проект по окружающему миру
Через проверку гипотезы о том, что сахар растворяется в воде и придаёт ей сладкий вкус, происхоит знакомство со свойствами сахара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta.docx | 16.04 КБ |
prezentatsiya_sahar_111_0.pptx | 893.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Сахар-невидимка»
Цель: познакомиться со свойствами сахара.
Задачи:
1)Узнать, что происходит с сахаром, когда он попадает в чай.
2)Провести опыт: «Растворение сахара в воде».
3)Объяснить, что такое сахар, познакомиться с историей появления сахара, способом его получения из сахарной свеклы на заводе.
4)Сделать вывод.
Гипотеза: предположим, что сахар в воде растворяется и придаёт её сладкий вкус.
1 этап
Мы с мамой по утрам пьём чай. У нас одинаковые чашки. Мама любит чай без сахара, а я в свой чай добавляю 2 чайные ложки сахара, после того, как я размешаю сахар, нельзя отличить, где чай мой, а где- мамин, пока не попробуешь на вкус. Мне стало любопытно: почему сахар в чашке исчез, а чай стал сладким.
Сначала я обратилась с вопросом к маме: «Мама, правда, что сахар волшебный?» Мама удивилась и спросила: «Почему?» Я объяснила: «Ведь он, как невидимка, в чашке с чаем исчезает, а вкус чая изменяет- чай становится сладким.» Мама ответила мне, что после того, как сахар помешаешь ложечкой в горячем чае, он просто растворяется и делает чай вкусным и сладким. Мне было непонятно, куда исчез сахар, а чай при этом стал сладким.
2 этап
Я задала такой же вопрос воспитателю Татьяне Александровне. Она предложила провести такой опыт. Я взяла 3 одинаковых стакана: в 1 налила горячую воду, во 2 холодную воду и в 3 тоже горячую воду. В 1 стакан добавила 1 чайную ложку сахара и размешала. Увидела- сахар исчез, значит это и есть то, что он растворился в воде. Во 2 стакан так же добавила 1 ч.л. сахара и размешала, сахар исчез не весь, немного сахара осталось на дне стакана.3 стакан оставила нетронутым. Попробовала воду на вкус: вода из 1 стакана стала сладкой, вода из 2 –немного сладкой, вода из 3 стакана никак не изменила свой обычный вкус.
Я поняла, что в холодной воде сахар растворяется хуже, чем в горячей, а значит вода становится менее сладкой. Полностью сахар исчез только в стакане с горячей водой. Но исчез ли он на самом деле?
3 этап
Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрела капельку сладкой воды и каплю обычной воды под микроскопом, увидела, что они отличаются между собой: в капельке сладкой воды есть отдельные частички, которых нет в капельке обычной воды. Я сделала вывод, что сахар не исчезает бесследно в горячей воде, а просто расщепляется на очень-очень мелкие частицы- молекулы, которые не видны человеческому глазу.
4 этап
Мне стало интересно: что именно придаёт сладкий вкус самому сахару. Татьяна Александровна предложила мне заглянуть в интернет. Из него мы узнали много интересного о сахаре. Оказывается, сахар- рассыпчатое вещество, из мелких прозрачных кристалликов, обладающих сладким вкусом. Сахар состоит из глюкозы, фруктозы, лактозы, которые содержатся в больших количествах в сахарной свёкле, сахарном тростнике, в мёде, во фруктах. Свой белый цвет сахар получает только после переработки на сахарном заводе. Перерабатывается сахар по следующей схеме: подача корней свёклы на завод-мойка корней- взвешивание корней на автоматических весах- получение сока- уваривание сиропа до получения кристалликов сахара- сушка и упаковка сахара.
5 этап
Мне вдруг стало непонятно, а как же в старину, когда всё это ещё не изобрели, люди обходились без сахара. Ответ я нашла в энциклопедии. Оказывается, наши прапрапрапрадедушки резали сахарную свёклу дольками и пили с ней чай, как мы с белыми кусочками сахара. А ещё в те времена ели вместо сахара мёд, пили сладкий сок клёна и липы, делали из этих соков пастилу. Продавали сахар не в лавке, а только в аптеке, его и принимали только как лекарство- он очень дорого стоил. Научились его добывать из сахарной свёклы в 18 веке в Германии. В городе Берлине есть огромный музей сахара, посвящённый истории его получения. Музей украшен башней, высота которой 33 метра, а на её вершине находятся солнечные часы.
6 этап
Вечером я рассказала за ужином маме и папе много интересного из того, что узнала о сахаре. Я взяла наши любимые чашки, заварила ароматный чай. Затем я добавила маме, папе и себе по чайной ложечке сахара в чашки и хорошо его размешала. Чай получился очень вкусным и сладким. Я поняла, что моя гипотеза оказалась верна: сахар в воде растворяется и придаёт ей сладкий вкус.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться со свойствами сахара. Задачи: 1.Узнать,что происходит с сахаром, когда он попадает в чай. 2.Провести опыт: «Растворение сахара в воде» 3.Объяснить,что такое сахар, познакомиться с историей появления сахара и способом его получения из сахарной свёклы. 4.Сделать вывод. Гипотеза: Предположим, что сахар в воде растворяется и придаёт ей сладкий вкус.
1 Этап. Беседа с мамой. Я спросила у мамы:«Мама, правда, что сахар волшебный?»
2 Этап. Экспериментирование . В три одинаковых чашки мы налили горячую воду, холодную, и снова горячую. Добавили по одной чайной ложке сахара, кроме последней чашки. Сахар размешали. Увидели: лучше и быстрее сахар растворился в горячей воде, а вкус воды без сахара не изменился.
Мы рассмотрели каплю воды без сахара и каплю сладкой воды под микроскопом и сравнили их
Капля сладкой воды содержит мельчайшие частицы, которых нет в капле обычной воды. Значит сахар никуда не исчезает из воды, а растворяется до мельчайших частиц-молекул, не видных человеческому глазу .
3 Этап Поиск информации в интернете . Сахар бывает: -твёрдым -сыпучим -колотым -кусковым -леденцовым -коричневым -каменным
В больших количествах сахар содержится в сахарной свёкле, сахарном тростнике, в мёде, во фруктах.
Схема переработки сахара на сахарном заводе. Подача корней свёклы на завод-мойка корней –взвешивание - получение сока - уваривание сиропа до получения кристалликов сахара - сушка и упаковка сахара.
4 Этап Обращение к научной литературе: В старину сахар продавали в аптеке и принимали только как лекарство - он очень дорого стоил.
Музей сахара в городе Берлине, посвящённый истории его получения.
5 Этап Вывод: вечером за ужином я рассказала маме и папе много интересного о сахаре. Мы заварили ароматный чай с сахаром. Напиток получился очень вкусный и сладкий. Я поняла, что моя гипотеза оказалась верна: сахар в воде растворяется и придаёт ей сладкий вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический паспорт проекта "Грибы-невидимки"
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку на...
Конспект интегрированного занятия "Невидимка-воздух"
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....
Проект: "Воздух-невидимка"
Презентация проекта: "Воздух-неведимка"...
Наблюдение за воздухом (невидимка – воздух).
Значение воздуха...
Исследовательская работа " Таинственные невидимки"
Исследовательский проект...
Исследовательская работа "Невидимки вокруг нас"
Бактерии, кто же эти маленькие существа друзья или враги?...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
Конспект занятия для обучающихся с ОВЗ...