Методическая разработка урока. Окружающий мир 1 класс "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Тарасова Светлана Дмитриевна

Цели деятельности

учителя

Определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.

Тип урока

Решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты

      Предметные(объём освоения и уровень владения компетенциями): Научиться анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получить возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

      Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Личностные: развитие этических чувств,  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Презентация на тему «Когда наступит лето?»  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Когда наступит лето?

Цели деятельности

учителя

Определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.

Тип урока

Решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты

      Предметные(объём освоения и уровень владения компетенциями): Научиться анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получить возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

      Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Личностные: развитие этических чувств,  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Презентация на тему «Когда наступит лето?»  

Организационная форма урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, методические приёмы

Универсальные учебные действия

Вид и форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

Организацион-ный момент

Повторение изученного материала

Актуализация знаний

Сообщение темы урока; постановка учебной задачи

Изучение нового материала

Работа по теме урока (продолжение)

Первичное осмысление и закрепление

Итоги урока. Рефлексия.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Загадывание загадки; беседа по пройденному материалу:

Загадывание загадок о временах года

(Приложение 1)

Формулирование темы и задач урока

Показ слайдов, чтение сказки В.И. Даля  «Старик-Годовик» (Приложение 2)

Работа по содержанию сказки

Практическая работа с «годовыми кругами»

(Приложение 5)

Физкульт-минутка

(Приложение 3)

Выполнение задание 1 в рабочей тетради (с.9.)

Вывод:

Выполнение творческого задания в рабочей тетради (с.10)

Физкульт-минутка

Работа с раздаточным материалом -карточки с названиями месяцев

( Приложение 6)

Обобщение полученных на уроке сведений и определение своего эмоционального состояния на уроке

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

Загадывает загадку, проводит беседу:

Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем: каждую неделю крУгом братья ходят друг за другом.

-Какой сегодня день? Какой был вчера? Какой будет завтра? Сколько всего дней в неделе?

Создаёт условия для формулирования детьми темы и задач

-Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на уроке?

-Что должны узнать на сегодняшнем уроке….Об этом прочитаем в учебнике на стр 10

-Читает сказку, сопровождая её показом слайдов.

-Что произошло, когда Старик-Годовик махнул рукавом первый раз? Сколько птиц вылетело из его рукава? Что за птицы? Назовите их. Какое это время года? Раскрасьте поля с названиями зимних месяцев.

Что случилось в природе, когда Старик-Годовик махнул рукавом второй(третий, четвёртый) раз? Какое время года наступило?

И т.д.

Проводит физкультминутку

Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

-Вернёмся к вопросу Муравьишки Вопросика. Ему хотелось узнать когда наступит лето?

Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой:  

- Сейчас мы должны повторить, какие месяцы к какому времени года относятся. В этом нам поможет годовой круг, который мы раскрасили, а так же учебник  

(с. 10)

Проводит физкультминутку

(Приложение 3)

Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой.

-Мудрая Черепаха(слайд) предлагает вам поработать в парах. Расставьте карточки с названиями месяцев по порядку. Начать надо с первого месяца года.

-Сейчас ребята прочтут стихотворение о месяцах года, а вы ещё раз проверите правильно ли выполнили задание Мудрой Черепахи

Проводит беседу по вопросам:

-Чему учились на уроке?-Что получилось хорошо?

Что вызвало затруднение? Что понравилось? О чём ещё хотели бы узнать?

Слушают учителя, выполняют упражнения:

Будем старательны,

Очень внимательны,

У нас всё получится обязательно.

Отгадывают загадку. ( дни недели)

Отвечают на вопросы учителя.

 

Заранее подготовленные дети загадывают загадки;  остальные ребята разгадывают их

Формулируют тему и задачи урока с опорой на текст учебника и под руководством учителя

Слушают; просматривают презентацию

Отвечают на вопросы; раскрашивают поля годовых кругов  

Стало холодно, пошёл снег. Три птицы: декабрь, январь, февраль. Зима.

Отвечают на вопросы; раскрашивают  поля на годовых кругах  разноцветными карандашами(зима-синим, весна-зелёным, лето-жёлтым, осень-красным)

Выполняют упражнения

Наклеивают картинки с изображениями времён года, вырезанные заранее;

Оценивают правильность выполнения задания

- Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна.

Выполняют задание 3  в рабочей тетради

( придумывают условный знак для каждого времени года и рисуют его в кружке рядом с названиями месяцев; оценивают свою работу)

Выполняют упражнения

Вспоминают и формулируют правила успешного выполнения задания при работе в парах.

Выполняют задание.  Проверяют себя (слайд).

Заранее подготовленные дети читают стихотворение (Приложение 4)

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Фронтальная

 Фронтальная

Индивидуальная;  фронтальная

Индивидуальная; частично-поисковый

Наглядно-демонстрацион-ный

Фронтальная; индивидуальная

Фронтальная;

 Индивидуальная

Индивидуальная;

частично-поисковый

Индивидуальная;

частично- поисковый

Работа в парах

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; оценивают собственную успешность выполнения задания.

Регулятивные: организовывают рабочее место, рационально размещают учебные средства

Познавательные: анализируют, обобщают результаты наблюдений;

Коммуникативные:строят речевые высказывания.

Познавательные: Извлекают информацию из просмотренных слайдов, из своего жизненного опыта; обобщают результаты наблюдений;

Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу;

Коммуникативные: строят речевые высказывания

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике;

Познавательные: общеучебные : осуществляют поиск необходимой информации в содержании сказки, в презентации;

логические: анализируют объект, выделяют главное

Познавательные: общеучебные: извлекают необходимую информацию из содержания сказки, просмотренной презентации; логические: дополнение и расширение имеющихся знаний;

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров;

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий,  

ориентируясь на показ движений учителем

Познавательные; общеучебные: осознанное речевое высказывание в устной форме о временах года;

логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

Регулятивные: ориентируются в рабочей тетради; оценивают результат своих действий

Коммуникативные:

умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные;

общеучебные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, на годовом круге;

логические: анализируют объект, выделяют главное;

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике, рабочей тетради и в   дополнительном наглядном материале (слайде), оценивают результат своих действий;

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра , согласовывать свои действия с партнёром, строить понятные речевые высказывания

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устные ответы

Устные ответы

Чтение текста учебника; устные ответы

Устные ответы

Самостоя-тельное задание,

самопро-верка      

Самостоя-тельное

задание;  

взаимо-проверка

Самостоя-тельное задание; самопро-верка

Проверка заданий, взаимо-проверка

Оценива-ние учащихся за работу на уроке

Приложение 1

Загадки

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?   (Зима)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?    ( Весна)

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?     (Лето)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?   (Осень)

Приложение 2

Старик-Годовик

В. И. Даль

Вышел Старик-Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул Старик-Годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул Старик-Годовик второй раз. Полетела вторая тройка птиц. Снег начал таять, на полянах появились первые цветы.

Махнул Старик-Годовик в третий раз- полетела третья тройка.  Стало жарко, душно…

Махнул Старик-Годовик четвёртый раз, и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь.

Приложение 3

Физкультминутки

Из-за парт мы встанем дружно, но шуметь совсем не нужно.                   Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.

Встали прямо, ноги вместе, поворот кругом, на месте.                               Мы снежинки-балеринки, мы танцуем день и ночь.

Хлопнем пару раз в ладошки и потопаем немножко.                                  Мы деревья побелили, крыши пухом замели,

                                                                                                                  Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

Приложение 4

Двенадцать месяцев

Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду.                                 Июль очень любит детишек купать.

Январь очень любит на санках кататься.                                                       А август – любитель  грибы собирать.

Февраль очень любит снежками кидаться.                                                  Сентябрь разным цветом покрасит листочки.

А март очень  любит пускать корабли.                                                          Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.    

Апрель весь снежок убирает с земли.                                                           Ноябрь ледком покрывает озёра.

А май деревца одевает листвою.                                                                   Декабрь на окнах рисует узоры.

Июнь- тот клубничку приносит с собою.                                                      И вот с декабрём завершается год, он ёлку ребятам в подарок несёт.

Приложение 5   - годовые круги

Приложение 6  - карточки с названиями месяцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...