методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема урока: Экологическая безопасность.
Аннотация к Уроку-Окружающий мир
Уровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Оганизация работы: групповая и индивидуальная.
Тема урока «Экологическая безопасность» рассматривается в разделе «Наша безопасность», по счету 6-й урок.
Тема урока тесно связана с предыдущей темой «О молниях змеях, собаках и прочем».
Цели урока:
1. Ознакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;
доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье; выполнять правила личной экологической безопасности.
2. Расширять экологические знания учащихся; развивать потребность гармоничного общения с природой; прививать навыки экологической культуры; развивать интерес к экологической обстановке г. Губкина, потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.
Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: карточки с терминами, бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, вата, кружок промокательной бумаги – для каждой рабочей группы, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, мультимедийный проектор (слайд – шоу), иллюстрации с изображением несъедобных грибов и ядовитых растений.
На уроке присутствуют 6 видов деятельности: это работа с учебником, работа с тетрадями на печатной основе, использование мультимедийного проектора (показ слайдов), рассказ учителя об экологической безопасности, работа с памятками, практическая работа.
Этапы урока
1. Проверка домашнего задания
-. Рассказ подготовленных сообщений учащихся о ядовитых растениях и грибах.
2. Отгадывание кроссворда
3. Рассказ учителя об экологической безопасности
4. Практическая работа
5. Составление памяток экологической безопасности
6. Экологический рассказ "Воскресенье в лесу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_bezopasnost_urok_3_kl..doc | 69.5 КБ |
ekolog._bezop..ppt | 610.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Губкина Белгородской области
Урок
Окружающий мир
в 3 классе
Из опыта работы
Золотых Любови Вячеславовны,
учителя начальных классов
МОУ «СОШ № 11»
Тема урока: Экологическая безопасность
Цели урока:
1. Ознакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;
доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;
выполнять правила личной экологической безопасности.
2. Расширять экологические знания учащихся; развивать потребность гармоничного общения с природой; прививать навыки экологической культуры; развивать интерес к экологической обстановке г. Губкина, потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.
Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: карточки с терминами, бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, вата, кружок промокательной бумаги – для каждой рабочей группы, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, мультимедийный проектор (слайд – шоу), иллюстрации с изображением несъедобных грибов и ядовитых растений
Ход урока
- Организационный момент
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.
- Что подразумевается под всем живым?
-Что необходимо для жизни?
2. Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос
-Назовите правила поведения во время грозы?
-Какие правила нужно соблюдать с ядовитыми грибами и растениями?
-Что нужно делать, если тебя укусила змея или собака?
-Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?
2.Рассказ подготовленных сообщений учащихся о ядовитых растениях и грибах.
Показ слайда № 1: гроза, бледная поганка, мухомор, ложные опята, ландыш, вороний глаз.
- Сообщение тем мы урока
Показ слайда № 2,3
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическая безопасность. Вспомним, что такое экология. Что называют окружающей средой? Отчего загрязняется окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
4. Работа над новым материалом
Повторение изученного материала
. Отгадывание кроссворда
Кроссворд на доске. Отгадки (1-солнце, 2-вода, 3-почва, 4-воздух).
- Ребята, давайте вспомним, без чего невозможна жизнь? (солнце, воздух, вода)
- Что называется окружающей средой?
- Отчего загрязняется окружающая среда?
- Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
Рассказ учителя
Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
«Экос» по- гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология- это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины 20 века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.
Природа сейчас переживает немалые потрясения. Чаще звучат такие слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом. Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.
Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом. Пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.
Показ слайда № 4
Так как же поступают в организм загрязняющие вещества?
- Через продукты питания.
- Через воздух.
- Через воду.
Поэтому каждый человек должен соблюдать правила личной экологической безопасности.
Показ слайда № 5
Как защититься от загрязненного воздуха?
1.Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем.
2. Если дома из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире.
3. В школу надо ходить тем путем, где меньше автомобилей, больше зелени. Показ слайда № 6
Как защититься от загрязненной воды?
- Нельзя купаться в загрязненных водоемах.
- Нельзя пить воду из-под крана.
- Очистить такую воду с помощью бытового фильтра.
Показ слайда № 7
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?
1.Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.
2.Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
3.Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
5. Закрепление нового материала
Работа с учебником
-Откройте учебник на с. 30. Прочитаем текст « Экологическая безопасность»
- Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека?
- Как защищаться от грязного воздуха в квартире?
- Какую воду можно пить в целях самозащиты?
- Вы, наверное, слышали и знаете, какие продукты покупают ваши родители?
(экологически чистые)
- Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы с вами.
- Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли с вами такого?
Мы приехали на речку Мы по берегу пошли Но и здесь до нас сидели;
Воскресенье провести, И поляночку нашли. Жгли костры, бумагу жгли-
А свободного местечка Но на солнечной полянке Тоже пили, тоже ели,
Возле речки не найти Тут и там – пустые банки, Насорили и ушли!
Тут сидят и там сидят! И, как будто нам назло, Мы прошли, конечно, мимо
Загорают и едят, Даже битое стекло! -Эй, ребята, крикнул Дима
Отдыхают, как хотят, Мы по бережку прошли, Вот местечко хоть куда!
Сотни взрослых и ребят. Место новое нашли. Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж! И остались на полянке
Распаковывай багаж! У потухшего костра:
Мы купались, загорали, Две разбитых наши склянки,
Жгли костер, в футбол играли. Две размокшие баранки-
Веселились, как могли! Словом, мусора гора!
Пили квас, консервы ели, Мы приехали на речку
Хоровые песни пели… Понедельник провести,
Отдохнули и ушли! Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Работа в тетради
С. 17 № 1. Прочитайте. Найдите в учебнике определение экологической безопасности. Запишите.
Практическая работа
Ученики делятся на 3 группы. Каждой группе дается 3 задания.
1.Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог». (Термины записаны на карточках, стоят на столе).
2. Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах).
3. Собрать водяной фильтр (на столе лежит план работы у каждой группы)
Показ слайда № 8
План работы « Как очистить грязную воду»
а) Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие в крышке заранее проделывается учителем)
б) Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.
в) Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.
г) На дно горловой части положи слой ваты, на него поочередно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Все это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.
Проведи опыт
Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода. Но не пей ее! Она еще не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить ее от химических примесей, а только от механической грязи.
После того, как каждая группа соберет фильтр и проведет очистку воды. Начинается проверка того, как дети понимают термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр».
Проверка составленных учениками памяток экологической безопасности.
Воздух
-если в городе находится предприятие с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможные неприятности, например, аварии;
-не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей - во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов.
-не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами можно даже умереть;
-не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;
-разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники, цветы очищают городской воздух;
-очищают и увлажняют воздух кондиционер;
-попроси взрослых не курить в квартире.
Вода
-нельзя купаться возле промышленного стока;
-если ты живешь недалеко от предприятия- загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор;
-пей только кипяченую воду;
-очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток.
Продукты
-не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов;
-перед едой мой фрукты и овощи;
-не ешь продукты, у которых и стек срок хранения;
-все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.
Чтение учителем экологического рассказа
-Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Номы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога нас привела к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо, какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
-Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Дети отвечают:
-Нельзя ходить в поход без взрослых.
-В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница и исчезает лекарство для зверей.
-Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки, в жаркую погоду костры разводить запрещается.
-Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
-Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
-Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
-Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.
-Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов не долговечна.
6. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось или запомнилось больше всего на уроке?
- Что такое экологическая безопасность?
7. Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» с. 29-30.
Выполнить задания в тетради, с. 19, № 2-4.
Самим составить цепь загрязнения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Урок
Окружающий мир
в 3 «А» классе
Из опыта работы
Золотых Любови Вячеславовны,
учителя начальных классов
МОУ «СОШ № 11»
Губкин - 2008
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическая безопасность
Экология Экологи Цепь загрязнения Бытовой фильтр
Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека Продукты питания Воздух Вода
Как защититься от загрязнённого воздуха
Как защититься от загрязненной воды
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества
Как очистить грязную воду? Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром, равным толщине соломки. Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось 4 см. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой песка, накрой промокательной бумагой. Вылей на промокашку грязную воду. Ваши выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.Цели урока: 1....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...