| - знать причины возникновения дождя и ветра; - уметь различать виды дождя на элементарном уровне; - иметь представление о значении дождя и ветра для растений, животных и человека; | - уметь проводить несложные исследования; - понимать и принимать учебную задачу; - планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей; - работать в паре, оказывать в сотрудничестве помощь; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; вести учебный диалог; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
| - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; - оценивать себя, границы своего знания и незнания; - соблюдать экологическую культуру. |
Оборудование | Проектор, ноутбук, видеофильм, пальчиковая кукла поросёнок, карточки, кластер, индивидуальные конверты с условными знаками для кластера, карты понятий, индивидуальные оценочные карточки, маркеры, клей, вода, пинцет, чашка, вата. |
1.Стимулирующее введение, эмоциональный настрой (игровая форма). | - Начинаем урок. Желаю всем успехов в открытии новых тайн окружающего мира. - К нам на урок пришёл сказочный гость. Он вам уже знаком. Посмотрите, кто это? В чём он вам всегда помогает? (появление поросёнка Окружайки из учебной книги) -Слова поросёнка: Ребята! Мой домик сломался! Его сначала затопило, а потом вообще унесло. Остались только небольшие кусочки стен и крыши. Помогите мне отремонтировать мой домик. Давайте собирать кирпичики. -И, действительно, надо помочь! Поросёнок посидит и за нами поглядит. Ну а мы поработаем. |
- Это Окружайка! Он помогает нам разбираться в окружающем мире. | На доске слева
Рисунок сломанного домика, поросёнка.
|
2. Беседа, подводящая к теме урока.
3. Игра «Доскажи словечко» (фронтальная форма, приём «плюс, минус…»).
4. Работа с текстом (индивидуальная форма – дифференциация знаний).
5.Игра «Верите ли вы…» (приём «плюс, минус…»).
5. Беседа, подводящая к выдвижению гипотез. (фронтальная форма) | -Как же так получилось, что сначала затопило, а потом унесло домик поросёнка? В чём причина? - Подумайте, какая тема урока сегодня будет? - Задайте вопрос, который начинается со слова «Почему?» - Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
- Для начала повторим, что мы изучали ранее. Я называю начало предложения, а вы продолжаете его. Друг друга внимательно слушайте и показывайте своё мнение смайликами. «Смайлики проснулись». А наш поросёнок тоже не спит и следит за вашей работой (выдаются кирпичики за правильный ответ). А пока мы играем, ребята поработают с интересными рассказами о луне, вставят недостающие слова и прочитают их нам потом. *Солнце – это огромный пылающий … (шар). *Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда). *Солнце создаёт нам … (день). *Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли) *Звезды – это огромные пылающие … (шары). *Они кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся …(далеко от Земли). *Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по … (размеру). * Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …(в созвездия). * Чем является Луна для Земли? (спутником) ТЕКСТ 1 Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на ________. Потому что сила тяжести на Луне меньше. ТЕКСТ 2 Зонтик на Луне не понадобится. На Луне дождей _____________. Там вообще воды нет. ТЕКСТ 3 Разговаривать на Луне ты сможешь только с помощью радиопередатчиков. На Луне нет ______________ . - А теперь представьте свою работу. Ребята, не забывайте выражать своё мнение.
- Начнём изучение нового с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в пустой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. - Верите ли вы, что дождь выпадает из туч? -Верите ли вы, что вода с поверхности земли может попасть на небо? -Верите ли вы, что есть дождь косохлёст и ситничек? -Верите ли вы, что ветер – это движение воздуха? -Верите ли вы, что ветер может быть врагом и другом человека? - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.
- Давайте выдвигать гипотезы, почему идёт дождь? (учитель фиксирует детские высказывания маркером на доске) | - Может быть, виноваты дождь и ветер?
-О дожде и ветре.
- Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое об окружающем мире. Хорошо поработаю на уроке. Пообщаюсь с одноклассниками и учителем… Дети выполняют задание фронтально, параллельно производят взаимоконтроль с помощью карточек «Смайлик».
3 обучающихся самостоятельно работают с текстом.
Зачитывают получившиеся высказывания. Одноклассники слушают и оценивают смайликами.
Отмечают своё мнение в таблице.
Высказывают свои предположения. |
На доске слева прикрепить карточку «Почему….?»
Карточки для индивидуальной работы с текстом.
У каждого обучающегося карточка с табличкой.
|
6. Составление информационного кластера (работа в парах).
7. Показ опыта заранее подготовленным обучающимся.
| - Есть мнение, что солнце, вода в водоёмах, тучи помогают появиться дождю. Но как это происходит? -Поработайте в парах. Возьмите конверты и составьте модель «Появление дождя». Используйте клей и маркеры. Наводящие вопросы: -Как вода появляется в небе? - Куда она исчезает из луж? -Что влияет на испарение воды из водоёмов? - Предлагаю поделиться своими выводами?
Вывод: С поверхности земли вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши. Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
-Как же нашему поросёнку в следующий раз понять, что скоро будет дождь? Как облако превращается в дождевую тучу? Посмотрите опыт «Как образуется туча?»
| Работают с карточками. Сотрудничают.
Высказывают своё представление по поставленной задаче.
Обучающийся показывает опыт. Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. -Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь. -Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча… (Дети отвечают хором – дождь) | На доске (справа) Условные знаки солнца, водоёмов, тучи, дождя, индивидуальные конверты со знаками
На магниты прикрепляются 4 работы выборочно.
Учитель упорядочивает кластер «Появление дождя».
Перед доской демонстрационный столик. Чашка с водой, кусок ваты, пинцет.
|
8. Беседа, подводящая под понятие. Определение видов дождя (междисциплинарная связь с русским языком).
9. Элементарный опыт с ветром. (фронтальная работа)
10.Просмотр обучающего видеофильма
11. Карта понятий «Дождь и ветер – друзья или враги?» (в группах) | -Дождь бывает разный. А какой? -Отгадайте виды дождя по описанию. -Этот дождь косой, он хлещет по земле. Косо хлещет? (косохлёст) -Этот дождь льёт как из ведра. (ливень) - Этот дождь моросит, он протекает как будто через сито. (ситничек)
-Чем унесло домик поросёнка. -Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе? -Что такое ветер? Это движущийся воздух. - Ребята, а мы можем сами получить ветер? Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? -Откуда он взялся? Да, это движение воздуха относительно земли. Бывает, когда ветер движется не только вдоль земли, но и поднимается вверх, имеет вертикальное направление. Это можно увидеть зимой, когда снежинки летят не вниз к земле, а поднимаются и кружатся в воздухе.
-Давайте посмотрим небольшой фильм о ветре.
-Поросёнок, ты не расстраивайся. Дождь и ветер не всегда приносят беду. Они бывают и полезны. У вас на столах лежат карты, где прописано, как влияют эти природные явления на человека и природу. Ваша задача разобраться, где дождь и ветер –друзья, а где враги. Соедините стрелочками. -Кто хочет поделиться своими выводами? | Дети предполагают, какие виды дождя существуют.
Высказывают предположения о природе ветра.
Ладонью машут перед лицом.
-Ветер.
-Мы заставили рукой двигаться воздух.
Работают в сотрудничестве. Представляют свои выводы классу. | На доске (справа) Поочередно вывесить изображения разных видов дождя.
Включить видеофильм.
Карты понятий для работы в группах. (пока идёт работа в группах, открыть экран, подготовить видеофильм) |
12. Беседа, подводящая итоги урока. Работа с таблицей «Верите ли вы?»
13. Рефлексия «Ремонтируем домик поросёнку» | -Вспомним причины дождя и ветра.
-А теперь верите ли вы? -Обведите номера вопросов, которым вы теперь верите в таблице. -Посмотри поросёнок, сколько кирпичиков сегодня добыли ребята для ремонта твоего домика. -Ребята, это не просто кирпичики, а кирпичики ваших новых знаний. Давайте построим домик знаний. Кирпичик за кирпичиком. -Напишите своё имя. Обозначьте смайликом свои чувства. Как вам было на уроке?
| Подводят итоги.
Пишут имя на кирпичиках, отражают свои чувства смайликом и приклеивают к домику. |
|