Технологическая карта урока окружающего мира «Почему идет дождь и дует ветер?», 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных
Задачи урока
Дидактические:
1) Расширить представление детей о дожде и ветре;
2) объяснить причины возникновения дождя и ветра;
3) совершенствовать преставления о значении дождя и ветра для жизни человека и природы
Развивающие:
1) Развивать устную монологическую речь;
2) развивать логическое мышление; умений устанавливать причинно-следственные связи;
3) закреплять навыки самостоятельной работы
Воспитательные:
1) Уметь проводить самооценку и взаимооценку;
2) воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
3) воспитывать уважение к мнению других учащихся
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.,1 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 2часть, раздаточный материал, презентация, видеоматериал
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 15.03.2022 | Студентка: Гиматова Надия Анировна |
Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска» | Группа: 36 |
Класс: 1 «Е» | Учитель: Залялова Нейля Анатольевна |
Урок: 3 | Методист: Горячева Светлана Леонидовна |
Время: 10.20-10.55 Кабинет: 209 |
Тема урока «Почему идет дождь и дует ветер?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных
Задачи урока
Дидактические:
- расширить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины возникновения дождя и ветра;
- совершенствовать преставления о значении дождя и ветра для жизни человека и природы
Развивающие:
- развивать устную монологическую речь;
- развивать логическое мышление; умений устанавливать причинно-следственные связи;
- закреплять навыки самостоятельной работы
Воспитательные:
- уметь проводить самооценку и взаимооценку;
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.,1 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 2часть, раздаточный материал, презентация, видеоматериал
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный: беседа | 1.Приветствует учащихся. 2. Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. - - На партах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настрою. Отлично! Теперь мы можем начинать наш урок. | Приветствуют учителя. | Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося. | Презентация Слайд 1 Раздаточный материал |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный: раздаточный материал | 1. Проводит беседу по теме прошлого урока. - На прошлом уроке вы путешествовали на Луну. Что такое Луна? Какую форму имеет Луна? Почему Луна выглядит по-разному? Как люди изучают Луну? | Отвечают на вопросы - Луна — единственный естественный спутник Земли. - Луна имеет форму диска, месяц выглядит как серп. Различные формы Луны называются фазами.Возникают они из-за того, что мы видим лишь освещенную часть Луны. С Земли Луну изучают с помощью телескопа,лунохода. | Предметные: актуализировать имеющиеся знания. Метапредметные: П: анализ К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный: Презентация,учебник | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. - О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки. Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал. Побродил по крыше вволю И ушёл по лужам в поле. Носится, свищет, Мечется, рыщет, Где пробежит – листик дрожит. Где пронесётся – дерево гнётся. - Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке? - Поставим цель и план урока по опорным словам ЦЕЛЬ: научиться объяснять… ПЛАН: -узнать почему идет… и дует … - выполнить .. - подвести.. | Отвечают на вопросы. Ставят цель и задачи урока - Дождь - Ветер - О дожде и ветре - причины возникновения дождей - дождь, ветер - задания - итоги | Метапредметн ые: П: анализ. К: достижение договоренносте й и согласование общего решения. Р:целеполагани е. Личностные: осознание ответственност и за общее дело. | Слайд 2 Слайд 3,4 Слайд 5,6 Слайд 7,8 Слайд 9,10 |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа Наглядный: раздаточный материал, учебник | Открытие детьми нового знания. - Кто-нибудь знает, почему идет дождь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами посмотрим видеофрагмент. https://www.youtube.com/watch?v=zCKArRtQEVA&t=559s ( 1:30- 4:10) - Что случается с паром, который попадает на холодную поверхность? - Во что превращается вода, которая испарилась из морей,озер и рек? - Как начинается дождь? - Как вы думаете, все ли дожди одинаковы? - Откройте учебник на странице 36, посмотрите на картинку, что здесь изображено? - Какие виды дождя здесь изображены? - Как вы думаете, почему они так названы? - Ливень – это очень сильный дождь, тот, который называют проливным Ситничек- мелкий дождь, как из сита. Косохлест- дождь при котором капли падают на землю не вертикально, а под отчётливо видимым углом. Такой дождь, обычно сопровождается сильным боковым ветром. - В природе существуют также другие виды дождей, например, градный дождь. Дождь с градом случается в тёплые сезоны. Вместе с дождевыми каплями выпадают отдельные градины, гранулы льда, размер которых в некоторых случаях может варьировать от мелкой крупы до двух-трёх сантиметров. Существует в природе также слепой дождь. Слепой дождь — быстро проходящий, мелкий, редкий и моросящий, он идёт при лучах яркого солнца или на фоне яркого синего неба. Так же в природе существует грибной дождь - мелкий, моросящий, дробный дождь из низких туч, идущий в грибную пору при свете солнца. - Мы с вами узнали о том, почему идет дождь. О чем пойдет разговор дальше? - Верно. Нам надо узнать, почему дует ветер? Поможет нам в этом видеофрагмент. https://www.youtube.com/watch?v=zCKArRtQEVA&t=559s (6.30- 9.45) - Вы посмотрели видеофрагмент, а теперь ответьте, что такое ветер? - Куда стремится нагретый воздух? - Что занимает место горячего воздуха? - Как вы думаете, все ли ветры одинаковы? - Вы правы. Существует большое количество различных ветров. Например, бриз. Бриз —ветер с суточной периодичностью. Бриз дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной бриз дует с моря на разогретое дневными лучами Солнца побережье. Ночной бриз имеет обратное направление. Так же есть ветры, которые называются ураганы. Ураган — название бури со скоростью ветра больше 30 м/c. Часто, сильный ветер сопровождается выпадением интенсивных ливневых осадков с грозой или градом. В природе существует ветер, который называется метель. Метель — это сильный ветер который сопровождается переносом снега ветром в приземном слое воздуха. | Отвечают на вопрос - Превращается в капли воды - В легкие белые облака - Белые облака превращаются в тучи, маленькие капли увеличиваются и тяжелеют. Эти капли не могут держаться в воздухе и падают на землю. - Нет - Ливень, ситничек, косохлест. - Ливень- проливной дождь. Ситничек- мелкий дождь, как из сита. Косохлест- косой дождь. - О ветре - Ветер- движение воздуха. - Наверх - Холодный воздух - Нет | Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания. Метапредметн ые: П:структуриро вание знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму К: умение излагать мысли; Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: проявление активности в работе. | Видеоматериал Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Видеоматериал Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Ф Практический: физминутка | - Мы с вами продуктивно поработали пришло время размяться, встаньте со своих мест. Не забывайте технику безопасности при выполнении разминки. | Выполняют динамическую паузу | К: умение слушать и понимать учителя. Р: организация внимания и самоконтроля. Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни | видеоматериал |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный: учебник | Закрепление с детьми полученных знаний на уроке - Посмотрите на экран, какое время года здесь изображено? - На доске вы видите изображение дождей. Какой дождь идет весной? Почему? - Выберите, какой ветер дует весной? Объявляет работу в группах - Поработаем в группах. - Перед тем, как приступить к работе, вспомним с вами правила работы в группах. - Вам необходимо к остальным сезонам подобрать дожди и ветры, которые характерны именно для этого времени года -Закончили работу. Прошу одного представителя каждой группы рассказать о выборе ветров и дождей | Отвечают на вопросы - Весна -Весной может идти градный дождь, потому что в начале весны неустойчивая погода - Весной может дуть бриз и ураган Выполняют работу в группах - слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым Лето: ветры- бриз,ураган; дожди -ливень,ситничек,косохлест, слепой дождь Осень: ветры- бриз,ураган дожди- грибной,ливень,косохлест,ситничек,слепой,градный Зима: ветры- бриз,метель дожди- нет дождей | Предметные: умение выполнять задания по теме урока. Метапредметн ые: П: анализ К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: осознание ответственност и за общее дело. | Презентация Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: инструктаж Наглядный рабочая тетрадь И Практический: самостоятельная работа | Организация самостоятельной работы учащихся. - Поработаем самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Выполните задание №1.Вам необходимо заполнить кроссворд опираясь на картинки, изображенные рядом с кроссвордом На выполнение этой работы у вас 5 мин. - Закончили работу. Какие слова вы вставили в пропущенные клеточки. Отвечаем по поднятой руке. -Поднимите руку, у кого все верно. | Выполняют самостоятельную работу | Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Рабочая тетрадь |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) Домашнее задание | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного Обеспеч ение пониман ие содержа ния и способо в выполне ния домашне го задания | Ф, П Словесный: инструктаж Наглядный учебник Практический: упражнение Ф Практичес кий | Объявляет работу в парах - Сейчас поработаем в парах. - В рабочей тетради на странице 24, выполните задание №2. Вам необходимо обсудить с соседом по парте, что в этих рисунках неверно. - Итак, что на этих рисунках неверно?
| Выполняют работу в парах - Капли дождя должны падать под наклоном, так как по дереву видно, что дует ветер. Паруса и флаги кораблей должны развеваться в одну сторону. Ветер дует на человека, а дым стелется в другую сторону. 1. Записывают домашнее задание в дневниках. | Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока. Метапредметные: Личностные:. Проявление активности в общей работе Личностные: Формировать учебную мотивацию. Р: Умение организовывать самостоятельну ю деятельность. | Рабочая тетрадь Презентац ия, дневники Слайд 23 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация Наглядныйраздаточный материал |
- Наше с вами занятие подходит к концу. -Какая была тема нашего урока? -Какую цель мы ставили на наш урок? - Почему идет дождь? - Почему дует ветер? А теперь дополните предложения. - На сегодняшнем уроке я узнал . . . - На этом уроке я похвалил бы себя за . . . 2.Оценивает работу учащихся на уроке. - А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?). Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли. - Хорошо. - Спасибо вам за работу! | 1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Дают оценку своей работы на уроке. - Почему идет дождь и дует ветер - научиться объяснять причины возникновения дождей и ветров - Белые облака превращаются в тучи, маленькие капли увеличиваются и тяжелеют. Эти капли не могут держаться в воздухе и падают на землю. - Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на место тёплого воздуха. Так возникает ветер. | Метапредметные: Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Слайд 24 Слайд 25 Раздаточный материал |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Почему идет дождь и дует ветер?» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели урока: знакомство уч-ся с причинами возникновения дождя и ветра как природных явлений. Планируемые результаты:...
Конспект урока окружающего мира " Почему идет дождь и дует ветер"
Задачи:Образовательные:- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.Развивающие:- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;- разви...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему надо беречь полезные ископаемые?", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема урока «Почему надо беречь полезные ископаемые?» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятел...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, «Почему мы любим кошек и собак?», УМК "Школа России", 1 класс
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний об условиях жизни домашних животных и особенностях ухода за ними; расширение представлений о кошках и собаках; воспитание ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" 1 класс
Цель урока: формирование знаний о природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урокаДидактические:Сформировать п...
Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России
Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России...