Технологическая карта урока окружающего мира «Почему идет дождь и дует ветер?», 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных

Задачи урока

Дидактические:

1) Расширить представление детей о дожде и ветре;

2) объяснить причины возникновения дождя и ветра;

3) совершенствовать преставления о значении дождя и ветра для жизни человека и природы

Развивающие:

1) Развивать устную монологическую речь;

2) развивать логическое мышление; умений устанавливать причинно-следственные связи;

3) закреплять навыки самостоятельной работы

Воспитательные:

1) Уметь проводить самооценку и взаимооценку;

2) воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

3) воспитывать уважение к мнению других учащихся

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.,1 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 2часть, раздаточный материал, презентация, видеоматериал

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.03.2022

Студентка: Гиматова Надия Анировна

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 1 «Е»

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Урок: 3

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Время: 10.20-10.55   Кабинет: 209

Тема урока «Почему идет дождь и дует ветер?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных

Задачи урока

Дидактические:

  1. расширить представление детей о дожде и ветре;
  2. объяснить причины возникновения дождя и ветра;
  3. совершенствовать преставления о значении дождя и ветра для жизни человека и природы

Развивающие:

  1. развивать устную монологическую речь;
  2. развивать логическое мышление; умений устанавливать причинно-следственные связи;
  3. закреплять навыки самостоятельной работы

Воспитательные:

  1. уметь проводить самооценку и взаимооценку;
  2. воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  3. воспитывать уважение к мнению других учащихся

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.,1 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 2часть, раздаточный материал, презентация, видеоматериал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.Приветствует учащихся.

2. Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

-  - На партах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настрою. Отлично! Теперь мы можем начинать наш урок.

Приветствуют учителя.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Слайд 1

Раздаточный материал

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный: раздаточный материал

1.        Проводит беседу по теме прошлого урока.

- На прошлом уроке вы путешествовали на Луну. Что такое Луна?

Какую форму имеет Луна?

Почему Луна выглядит по-разному?

Как люди изучают Луну?

Отвечают на вопросы

- Луна — единственный естественный спутник Земли.

- Луна имеет форму диска, месяц  выглядит как серп.

Различные формы Луны называются фазами.Возникают они из-за того, что мы видим лишь освещенную часть Луны.

С Земли Луну изучают с помощью телескопа,лунохода.

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

Презентация,учебник

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле.

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся.

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке?

- Поставим цель и план урока по опорным словам

ЦЕЛЬ: научиться объяснять…

ПЛАН:

-узнать почему идет… и дует …

- выполнить ..

- подвести..

Отвечают на вопросы.

Ставят цель и задачи урока

- Дождь

- Ветер

- О дожде и ветре

- причины возникновения дождей

- дождь, ветер

- задания

- итоги

Метапредметн

ые:

П: анализ.

К: достижение

договоренносте

й и

согласование

общего

решения.

Р:целеполагани

е.

Личностные:

осознание

ответственност

и за общее

дело.

Слайд 2

Слайд 3,4

Слайд 5,6

Слайд 7,8

Слайд 9,10

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

раздаточный материал, учебник

Открытие детьми нового знания.

- Кто-нибудь знает, почему идет дождь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами посмотрим видеофрагмент.

https://www.youtube.com/watch?v=zCKArRtQEVA&t=559s 

( 1:30- 4:10)

- Что случается с паром, который попадает на холодную поверхность?

- Во что превращается вода, которая испарилась из морей,озер и рек?

- Как начинается дождь?

- Как вы думаете, все ли дожди одинаковы?

- Откройте учебник на странице 36, посмотрите на картинку, что здесь изображено?

- Какие виды дождя здесь изображены?

- Как вы думаете, почему они так названы?

- Ливень – это очень сильный дождь, тот, который называют проливным

Ситничек- мелкий дождь, как из сита.

Косохлест- дождь при котором капли падают на землю не вертикально, а под отчётливо видимым углом. Такой дождь, обычно сопровождается сильным боковым ветром.

- В природе существуют также другие виды дождей, например, градный дождь.

Дождь с градом случается в тёплые сезоны. Вместе с дождевыми каплями выпадают отдельные градины, гранулы льда, размер которых в некоторых случаях может варьировать от мелкой крупы до двух-трёх сантиметров.

Существует в природе также слепой дождь. Слепой дождь — быстро проходящий, мелкий, редкий и моросящий, он идёт при лучах яркого солнца или на фоне яркого синего неба.

Так же в природе существует грибной дождь - мелкий, моросящий, дробный дождь из низких туч, идущий в грибную пору при свете солнца.

- Мы с вами узнали о том, почему идет дождь. О чем пойдет разговор дальше?

- Верно. Нам надо узнать, почему дует ветер? Поможет нам в этом видеофрагмент.

https://www.youtube.com/watch?v=zCKArRtQEVA&t=559s 

(6.30- 9.45)

- Вы посмотрели видеофрагмент, а теперь ответьте, что такое ветер?

- Куда стремится нагретый воздух?

- Что занимает место горячего воздуха?

- Как вы думаете, все ли ветры одинаковы?

- Вы правы. Существует большое количество различных ветров. Например, бриз. Бриз —ветер с суточной периодичностью. Бриз дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной бриз дует с моря на разогретое дневными лучами Солнца побережье. Ночной бриз имеет обратное направление.

Так же есть ветры, которые называются ураганы. Ураган — название бури со скоростью ветра больше 30 м/c. Часто, сильный ветер сопровождается выпадением интенсивных ливневых осадков с грозой или градом.

В природе существует ветер, который называется метель. Метель — это сильный ветер который сопровождается переносом снега ветром в приземном слое воздуха.

Отвечают на вопрос

- Превращается в капли  воды

- В легкие белые облака

- Белые облака превращаются в тучи, маленькие капли увеличиваются и тяжелеют. Эти капли не могут держаться в воздухе и падают на землю.

- Нет

- Ливень, ситничек, косохлест.

- Ливень- проливной дождь. Ситничек- мелкий дождь, как из сита. Косохлест- косой дождь.

- О ветре

- Ветер- движение воздуха.

- Наверх

- Холодный воздух

- Нет

Предметные:

умение самостоятельно

добывать

новые знания.

Метапредметн

ые:

П:структуриро

вание знаний:

анализ;

обобщение;

выполнение

действий по

алгоритму

К: умение

излагать

мысли;

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

проявление

активности в

работе.

Видеоматериал

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Видеоматериал

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Ф

Практический: физминутка

- Мы с вами продуктивно поработали пришло время размяться, встаньте со своих мест. Не забывайте технику безопасности при выполнении разминки.

Выполняют динамическую паузу

К: умение слушать и понимать учителя.

Р: организация внимания и самоконтроля.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

видеоматериал

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

учебник

Закрепление с детьми полученных знаний на уроке

- Посмотрите на экран, какое время года здесь изображено?

- На доске вы видите изображение дождей. Какой дождь идет весной? Почему?

- Выберите, какой ветер дует весной?

Объявляет работу в группах

- Поработаем в группах.

- Перед тем, как приступить к работе, вспомним с вами правила работы в группах.

- Вам необходимо к остальным сезонам подобрать дожди и ветры, которые характерны именно для этого времени года

-Закончили работу. Прошу одного представителя каждой группы рассказать о выборе ветров и дождей

Отвечают на вопросы

- Весна

-Весной может идти градный дождь, потому что в начале весны неустойчивая погода

- Весной может дуть бриз и ураган

Выполняют работу в группах

- слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым

Лето: ветры- бриз,ураган; дожди -ливень,ситничек,косохлест, слепой дождь

Осень: ветры- бриз,ураган

дожди- грибной,ливень,косохлест,ситничек,слепой,градный

Зима: ветры- бриз,метель

дожди-  нет дождей

Предметные:

умение

выполнять

задания по

теме урока.

Метапредметн

ые:

П: анализ

К: умение

слушать и

понимать

учителя;

аргументация

своего мнения.

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

осознание

ответственност

и за общее

дело.

Презентация

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Наглядный рабочая тетрадь

И

Практический: самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

- Поработаем самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Выполните задание №1.Вам необходимо заполнить кроссворд опираясь на картинки, изображенные рядом с кроссвордом На выполнение этой работы у вас 5 мин.

- Закончили работу. Какие слова вы вставили в пропущенные клеточки. Отвечаем по поднятой руке.

 -Поднимите руку, у кого все верно.

Выполняют самостоятельную работу

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Домашнее

задание

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обеспеч

ение

пониман

ие

содержа ния и

способо

в

выполне

ния

домашне

го

задания

Ф, П

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

Ф

Практичес

кий

Объявляет работу в парах

- Сейчас поработаем в парах.

- В рабочей тетради на странице 24, выполните задание №2. Вам необходимо обсудить с соседом по парте, что в этих рисунках неверно.

- Итак, что на этих рисунках неверно?

  1. Диктует домашнее задание.

Выполняют работу в парах

- Капли дождя должны падать под наклоном, так как по дереву видно, что дует ветер.

Паруса и флаги кораблей должны развеваться в одну сторону.

Ветер дует на человека, а дым стелется в другую сторону.

1. Записывают

домашнее задание в

дневниках.

Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока. Метапредметные:

Личностные:. Проявление

активности в

общей работе

Личностные:

Формировать

учебную

мотивацию.

Р: Умение организовывать

самостоятельну

ю

деятельность.

Рабочая тетрадь

Презентац

ия,

дневники

Слайд 23

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Наглядныйраздаточный материал

  1. Подводит итоги урока.

- Наше с вами занятие подходит к концу.

-Какая была тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили на наш урок?

- Почему идет дождь?

- Почему дует ветер?

 А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

2.Оценивает работу учащихся на уроке.

- А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?).

Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли.

- Хорошо.

- Спасибо вам за работу!

1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Дают оценку своей работы на уроке.

- Почему идет дождь и дует ветер

- научиться объяснять причины возникновения дождей и ветров

- Белые облака превращаются в тучи, маленькие капли увеличиваются и тяжелеют. Эти капли не могут держаться в воздухе и падают на землю.

- Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на место тёплого воздуха. Так возникает ветер.

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Слайд 24

Слайд 25

Раздаточный материал


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Почему идет дождь и дует ветер?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели урока: знакомство уч-ся с причинами возникновения дождя и ветра как природных явлений. Планируемые результаты:...

Конспект урока окружающего мира " Почему идет дождь и дует ветер"

Задачи:Образовательные:- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.Развивающие:- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;- разви...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему надо беречь полезные ископаемые?", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока «Почему надо беречь полезные ископаемые?» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятел...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, «Почему мы любим кошек и собак?», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний об условиях жизни домашних животных и особенностях ухода за ними; расширение представлений о кошках и собаках; воспитание ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" 1 класс

Цель урока: формирование знаний о природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урокаДидактические:Сформировать п...

Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России

Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России...