Технологическая карта урока окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Вильданова Азалия Айдаровна

Цель урока: формирование знаний о природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений и животных.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.
  2.  Изучить виды дождей и ветра.
  3. Выявить положительное и отрицательное значение данных явлений для всего живого.

Развивающие:

1. Развивать устную монологическую речь.

2. Развивать логическое мышление; умений устанавливать причинно-следственные связи.

3. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Уметь проводить самооценку и взаимооценку.
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  3. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: 1. Учебник Окружающий мир. 1 класс 2 часть. Плешаков А. А. Школа России; 2. рабочая тетрадь Плешаков А.А. 1 класс 2 часть 2 часть; 3. презентация; раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 15.03.2022

Студентка: Вильданова Азалия Айдаровна

Школа: № 148

Группа: 36

Класс: 1кад

Учитель: Милых Наталья Виталевна

Урок: 4  

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Время:   Кабинет: 104

Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?».

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений и животных.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.
  2.  Изучить виды дождей и ветра.
  3. Выявить положительное и отрицательное значение данных явлений для всего живого.

Развивающие:

1. Развивать устную монологическую речь.

2. Развивать логическое мышление; умений устанавливать причинно-следственные связи.

3. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Уметь проводить самооценку и взаимооценку.
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  3. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: 1. Учебник Окружающий мир. 1 класс 2 часть. Плешаков А. А. Школа России; 2. рабочая тетрадь Плешаков А.А. 1 класс 2 часть 2 часть; 3. презентация; раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-  Здравствуйте ребята. Меня зовут Азалия Айдаровна. Сегодня я проведу у вас урок.

Проверяет готовность к уроку.

- Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал. Можете садиться.

 -Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки соседу по парте.

Показывают свою готовность.

Приветствуют учителя.

Р: включение в учебную деятельность

Л: самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

    Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

Г

Практический: ответы на вопросы

Ф

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала

Ребята, а о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Давайте вспомним.

-Что такое Луна? Какую форму имеет Луна? Почему Луна выглядит по разному?

-Молодцы. Вы много знаете о луне.

-А как вы думаете, может ли на луне идти дождь?

-Отлично. Посмотрите на экран. Перед вами ребусы, разгадав их вы узнаете тему нашего урока.

Все верно!

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

-О том, почему луна бывает разной

-Луна-спутник Земли. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз Луна сама не светит, мы можем видеть только ту её часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её форма меняется.

-Да, метеоритный

 

- дождь и ветер  

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

СЛАЙД 1

Слайд 2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

 -Сформулируйте тему сегодняшнего урока, вставив нужные слова в предложение:

Почему идёт …. и дует …?

- А какой  же будет цель нашего урока?

Составляет план урока вместе с детьми.

-Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения:

1.Узнать что такое …?

2.Выполнить

3.Сделать вывод о …?

 -Молодцы! Все верно!

-Почему идёт дождь и дует ветер?

-Узнать, почему идёт дождь и дует ветер

Узнаем что такое дождь, ветер?

Откуда берётся дождь, ветер?

Сделать вывод о дожде, ветре?

Метапредметные:

П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

СЛАЙД

3-7

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: рассказ

Наглядный

презентация

Словесный: объяснение

Наглядный учебник

Открытие детьми нового знания.

- Ребята, что же такое дождь?

Дождь – это осадки, выпадающие

 в виде капель воды.

Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь?

– А как дождик попадает на небо в тучу?

С поверхности земли вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется с поверхности рек, озёр, океанов.

-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. и они образуют облако.

-Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

- Как вы думаете, какой бывает дождь?

- Хорошо

А сейчас мы посмотрим один увлекательный видеоролик, слушайте внимательно и запоминайте!

- Итак, сможете ответить вопрос: какой бывает дождь?

-Отлично, давайте проговорим еще раз, какие это дожди

1.Ливень — проливной дождь

2.Ситничек — мелкий дождь, как из сита.

3. Слепой дождь- это невидимые под солнечными лучами маленькие капли дождя.

Ответы учащихся

 

Просматривают видеоролик

-ответы учащихся

-Слепой, летний, проливной, грибной, косохлёст, ситничек др

Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные: проявление активности в общей работе.

Видеоролик

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Ф

Практический: физминутка

Выполнение динамической паузы.

-А сейчас немного разомнемся.

Встаем из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Включается видеоролик.

 

Выполняют динамическую паузу.

Р: организация внимания и самоконтроля.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

видеоролик

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйучебник

Практический: упражнение

Закрепление с детьми полученных знаний.

 Ребята, а какой дождь называется косохлёстом?

Ребята, а откуда появляется ветер?Почему он дует?

Давайте попробуем ответить на вопрос с помощью небольшого опыта. Перед вами лежат вееры, помашите им у себя перед лицом. Что вы чувствуете?

Откуда он взялся?

Так что же такое ветер?

Как Вы думаете, почему дует ветер?

Ветер — это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

-Как вы думаете какой бывает ветер?

Откройте в рабочих тетрадях страницу 24, посмотрите задание 2.

Вам нужно выяснить, что неверно изображено на картинках. И нарисовать в рамке правильный подобный рисунок.

Давайте разберем первый рисунок, что здесь неверно?

Все верно, посмотрите на дерево, ветер дует на него с левой стороны. А значит, капли дождя должны быть под наклоном, в правую сторону. Рисунок на доске.

Приступайте к работе.

Проверяем, посмотрите на экран.

Это дождь, который идёт с сильным ветром.

Предположения детей

ответ

Мы заставили веером воздух двигаться.

Предполагаемые ответы детей.

     

Капли дождя идут  прямо вниз.

Предметные: умение выполнять задания по теме урока.

Метапредметные:

П: анализ.

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

СЛАЙД 21

Учебник,рабочая тетрадь,

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

И

Практический: самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

- Ребята, а сейчас я вам раздам сейчас листочки, на которых будут даны задания для самостоятельной работы.

Тест 1 вариант

Подчеркни правильный ответ.

1.Что такое туча?

А) пар

Б) роса

В) густое облако

Г)туман

2.Почему идёт дождь?

А) Потому что на землю опускается облако

Б) потому что гремит гром

В) потому что капли воды в туче тяжелые

Г) потому что такая погода

3. Что такое ветер?

А) ураган

Б) движение туч

В) циклон

Г) движение воздуха

4. Какого дождя не бывает?

А) Косохлеста

Б) Ливня

В) Торнадо

Г) Ситничка

5.Ливень-это…

А) слепой дождь

Б) мелкий дождь

В) проливной дождь

Г) косохлёст

Тест 2 вариант.

Подчеркни правильный ответ.

1. Ливень-это…

А) слепой дождь

Б) проливной дождь

В) мелкий дождь

Г) косохлёст

2. Какого дождя не бывает?

А) Косохлеста

Б) Ливня

В) Торнадо

Г) Ситничка

3. Что такое ветер?

А) ураган

Б) движение туч

В) циклон

Г) движение воздуха

4. Почему идёт дождь?

А) Потому что на землю опускается облако

Б) потому что гремит гром

В) потому что капли воды в туче тяжелые

Г) потому что такая погода

5. Что такое туча?

А) густое облако

Б) пар

В) роса

Г) туман

Давайте проверим что у вас получилось.

Обменяйтесь с соседом листочками. Каждый берет в руки зеленую ручку (простой карандаш). Если ответ верный – ставим плюс «+», если неверный – минус «-.».Отлично, молодцы!

Работают самостоятельно.

Тест

Ответы 1 вариант

1. В

2. В

3. Г

4. В

5. В

Ответы 2 вариант

1.Б

2.В

3.Г

4.В

5.А

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала. 

Откройте учебники на страницу 37. Найдите текст, давайте прочитаем.

Так почему же идёт дождь и дует ветер?

Как вы поняли, расскажите.

Молодцы!

Работа в группах 

Перед тем как приступить к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группе.

Каждая группа получит карточки, в которых изображено время года и дождь Ваша задача определить и записать время года и какой вид дождя изображено на карточках.

-Отлично. Можете начинать работать.

На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Читают по цепочке.

-Рассказывают прочитанное

1.Слушать друг друга

2. Работать спокойно

3. Соблюдать тишину и т.д. Работают в группах.

Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока.

Метапредметные:

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: извлечение необходимой информации из текста.

Личностные: осваивать социальную роль обучающегося.

Учебник

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядный

презентация

Наглядныйраздаточный материал

- Какая была тема урока? Каковы были задачи нашего урока и все ли мы их решили?

Самооценивание.

Ребята, если вы поняли тему урока и хорошо сегодня поработали закрасьте веселый смайлик, если вы не поняли тему и недостаточно хорошо работали на уроке, закрасьте грустный смайлик. Ребята, вы большие молодцы! Спасибо за работу! До свидания!

Ответы детей

.

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Раздаточный материал (лестница успеха), цветные карандаши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" Батищева Н.А

Презентация к уроку окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" Батищева Н.А...

Конспект урока окружающего мира " Почему идет дождь и дует ветер"

Задачи:Образовательные:- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.Развивающие:- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;- разви...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему надо беречь полезные ископаемые?", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока «Почему надо беречь полезные ископаемые?» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятел...

Технологическая карта урока окружающего мира «Почему идет дождь и дует ветер?», 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, ра...