Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; особенностями растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, создает условия для воспитания бережного отношения к природе, знакомит с правилами безопасного поведения на льду в осенне-зимний период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om_po_teme_zona_stepey.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:"Природные зоны России. Зона степей. Правила безопасного поведения на льду в осенне-зимний период".
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока: познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умениепринимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование:
карта "Природные зоны России»,аудизапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая…», презентация, раздаточный материал, тесты для проверки знаний, учебник А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир»
Ход урока
- Организационный момент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!
- Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Тест
А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?
- теплая зима
- теплое лето
- мало влаги
- солнце поднимается низко над горизонтом
А2. Какое дерево не относится к хвойным?
- кедровая сосна 3) ясень
- лиственница 4) пихта
А3. Какое дерево относится к мелколиственным?
- дуб 3) клен
2) береза 4) липа
А4. Какая птица способствует распространению семян кедра?
1) глухарь 3) кедровка
2) рябчик 4) сокол-дербник
А5. Какое животное «лишнее»?
1) бурундук 3) рысь
2) олень 4) заяц
Ответы: А1-2, А2-3, А3-2, А4-3, А5-2
- Фронтальный опрос.
-Узнайте по описанию природную зону и покажите на карте.
- Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; деревья толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения. (Тундра)
- Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. На территории ведутся научные исследования (Арктика)
- Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах. (Лес)
- ОБЖ
Просмотр видеоролика «Правила поведения на льду»
Беседа по просмотренному ( памятка каждому ребенку)
- Самоопределение к деятельности.
- Создание проблемной ситуации.
- Послушайте еще одно описание.
Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- - Разгадайте ребус.
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
- Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника)
- Вроде сосны, вроде елок.
А зимою без иголок. (Лиственница)
- Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа)
- Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветвях. (Ольха)
Ключевое слово: СТЕПЬ
IV. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 90 и рассмотрите иллюстрации.
- Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».
- Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне? ( Где расположена зона степей, каковы природные условия этой зоны, как приспособились к ним растения и животные).
2. Работа по карте.
- Поработаем по карте.
- Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России).
- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (Она меньше зоны лесов и тундры).
- Какая полоса разделяет зону степей и лесов? ( Лесостепи).
3. Беседа.
(Рассказ сопровождается демонстрацией картин, фоторепродукций).
- Сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона. Рассмотрим природные условия степей.
Степи- обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры-суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает + 40оС. Дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -30оС. Снеговой покров очень маленький.
Степи- это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются.
Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны.
- Физкульминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет.
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три,четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
5. Работа в парах.
- Для изучения растительного и животного мира я предлагаю вам стать исследователями и поработать в парах.
Карточка – помощница 1.
Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1. Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2. Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях листьях,листьях)
3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?
4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?
Особенность растений.(Форма листьев, особенности корня) 2. Перечислите растения |
- Благоприятное время для растений – это весна. В это время они спешат использовать весеннюю влагу, за короткий срок отцвести и созреть, пока не наступило засушливое лето.
Карточка – помощница 2.
Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1. Какие группы животных обитают степи?
2. Как птицы приспособились к условиям степи?(чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)
3. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.
4. Как они приспособились к условиям степной зоны?(чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)
1. Группы животных, обитающих в степи? 2.Чем питаются? 3.Как приспособились к условиям степи? 4. Назовите представителей |
- Из-за того, что растительный мир не так многобразен большинство животных - травоядные
6. Красная книга России.
В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений на грани исчезновения. Главная причина- распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. А поля- это дом степных животных. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль- красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, а также растение пион тонколистный. Еще есть одна проблема- браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, выпас скота, бороться с браконьерством.
Для охраны растительного и животного мира созданы природные заповедники, заказники: Центрально- Черноземный заповедник, Ростовский, Оренбургский, Даурский заповедники.
- Рефлексия.
Проверочная работа.
1.Зона степей находится южнее лесов.(+)
2.В степи лето короткое, но жаркое. (-)
3.Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.(+)
4.У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.(+)
5.Серая куропатка-хищник.(-)
6.Кобылка питается насекомыми.(-)
7.Почва степей богата перегноем.(+)
8.Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.(-)
9.Основное занятие жителей в степи - растениеводство.(+)
( Взаимопроверка в парах).
- Подведение итогов урока.
- Как растения подготовились к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие и мясистые листья)
- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни)
- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство)
- Домашнее задание.
Прочитать статьи на с.90-93, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
Тест
А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?
- теплая зима
- теплое лето
- мало влаги
- солнце поднимается низко над горизонтом
А2. Какое дерево не относится к хвойным?
- кедровая сосна 3) ясень
- лиственница 4) пихта
А3. Какое дерево относится к мелколиственным?
- дуб 3) клен
2) береза 4) липа
А4. Какая птица способствует распространению семян кедра?
1) глухарь 3) кедровка
2) рябчик 4) сокол-дербник
А5. Какое животное «лишнее»?
1) бурундук 3) рысь
2) олень 4) заяц
Тест
А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?
- теплая зима
- теплое лето
- мало влаги
- солнце поднимается низко над горизонтом
А2. Какое дерево не относится к хвойным?
- кедровая сосна 3) ясень
- лиственница 4) пихта
А3. Какое дерево относится к мелколиственным?
- дуб 3) клен
2) береза 4) липа
А4. Какая птица способствует распространению семян кедра?
1) глухарь 3) кедровка
2) рябчик 4) сокол-дербник
А5. Какое животное «лишнее»?
1) бурундук 3) рысь
2) олень 4) заяц
1. Степи- обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры-суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает + 40оС. Дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -30оС. Снеговой покров очень маленький.
- Степи- это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются.
- Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны.
Карточка – помощница 1.
Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1. Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2. Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях ,листьях)
3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?
4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?
1.Особенность растений.(Форма листьев, особенности корня) 2. Перечислите растения |
Карточка – помощница 1.
Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1. Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2. Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях ,листьях)
3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?
4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?
1.Особенность растений.(Форма листьев, особенности корня) 2. Перечислите растения |
Карточка – помощница 2.
Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1. Какие группы животных обитают степи?
2. Как птицы приспособились к условиям степи?(чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)
3. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.
4. Как они приспособились к условиям степной зоны?(чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)
1. Группы животных, обитающих в степи? 2.Чем питаются? 3.Как приспособились к условиям степи? 4. Назовите представителей |
Карточка – помощница 2.
Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1. Какие группы животных обитают степи?
2. Как птицы приспособились к условиям степи?(чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)
3. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.
4. Как они приспособились к условиям степной зоны?(чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)
1. Группы животных, обитающих в степи? 2.Чем питаются? 3.Как приспособились к условиям степи? 4. Назовите представителей |
Проверочная работа.
1. Зона степей находится южнее лесов.
2. В степи лето короткое, но жаркое.
3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.
4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.
5. Серая куропатка-хищник.
6. Кобылка питается насекомыми.
7. Почва степей богата перегноем.
8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.
9. Основное занятие жителей в степи - растениеводство.
Проверочная работа.
1. Зона степей находится южнее лесов.
2. В степи лето короткое, но жаркое.
3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.
4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.
5. Серая куропатка-хищник.
6. Кобылка питается насекомыми.
7. Почва степей богата перегноем.
8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.
9. Основное занятие жителей в степи - растениеводство.
Проверочная работа.
1. Зона степей находится южнее лесов.
2. В степи лето короткое, но жаркое.
3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.
4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.
5. Серая куропатка-хищник.
6. Кобылка питается насекомыми.
7. Почва степей богата перегноем.
8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.
9. Основное занятие жителей в степи - растениеводство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Правила вежливости"
Цели урока: ¨ обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению к человеку любого возраста.Задачи:¨...
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг
Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.Воспитывается экологическая культура младшего школьника....
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг
Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге. Воспитывается экологическая культура младшего школьника....
Правила поведения на льду в осенне-зимний период
Презентация для обучающихся, цель которой предупреждение несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период, научить ребят правилам безопасного поведения на льду и оказанию помощи в таких сит...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Зона степей"
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с географическим положением степей, климатическими ус...
Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год
Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени; 2. ...