Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, создает условия для воспитания бережного отношения к природе, знакомит  с правилами безопасного поведения на льду в осенне-зимний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om_po_teme_zona_stepey.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:"Природные зоны России. Зона степей. Правила безопасного поведения на льду в осенне-зимний период".

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи урока: познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умениепринимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: 
карта "Природные зоны России»,аудизапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая…», презентация, раздаточный материал, тесты для проверки знаний, учебник А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир»

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать. 
А чтобы урок наш пошел каждому впрок, 
Активно включайся в работу дружок!

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

  1. Тест

А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?

  1. теплая зима
  2. теплое лето
  3. мало влаги
  4. солнце поднимается низко над горизонтом

         А2.  Какое дерево не относится к хвойным?

  1. кедровая сосна                               3) ясень
  2. лиственница                                   4) пихта

А3.  Какое дерево относится к мелколиственным?

  1. дуб                                                  3) клен

                    2) береза                                             4) липа

А4.  Какая птица способствует распространению семян кедра?

                   1) глухарь                                             3) кедровка

                    2) рябчик                                             4) сокол-дербник

А5.  Какое животное «лишнее»?

                    1) бурундук                                          3) рысь

                    2) олень                                                4) заяц

Ответы: А1-2, А2-3, А3-2, А4-3, А5-2

  1. Фронтальный опрос.

-Узнайте по описанию природную зону и покажите на карте.

  1. Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; деревья толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения. (Тундра)
  2. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. На территории ведутся научные исследования     (Арктика)
  3. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный.  Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах. (Лес)

  1. ОБЖ

Просмотр видеоролика «Правила поведения на льду»

Беседа по просмотренному ( памятка каждому ребенку)

  1. Самоопределение к деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте еще одно описание.

Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов.  (Степь)

          - Можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

  1. - Разгадайте ребус.

1

2

3

4

5

  1. Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника)
  2. Вроде сосны, вроде елок.

А зимою без иголок. (Лиственница)

  1. Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

  1. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему      летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа)
  2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветвях. (Ольха)

Ключевое слово: СТЕПЬ

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 90 и рассмотрите иллюстрации.

- Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».

- Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне? ( Где расположена зона степей, каковы природные условия этой зоны, как приспособились к ним растения и животные).

2. Работа по карте.

         - Поработаем по карте.

         - Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России).

          - Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (Она меньше зоны лесов и тундры).

          - Какая полоса разделяет зону степей и лесов? ( Лесостепи).

        3. Беседа.

       (Рассказ сопровождается демонстрацией картин, фоторепродукций).

       -  Сейчас вы  имеете представление, где расположена эта природная зона. Рассмотрим природные условия степей.

Степи- обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры-суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает + 40оС. Дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -30оС. Снеговой покров очень маленький.

Степи- это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются.

Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны.

  1. Физкульминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет.

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три,четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

5. Работа в парах.

- Для изучения растительного и животного мира  я предлагаю вам стать исследователями и поработать в парах.

Карточка – помощница 1.

Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1.
Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

2.  Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях листьях,листьях)

3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?

4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?

Особенность растений.(Форма листьев, особенности корня)

2. Перечислите растения

- Благоприятное время для растений – это весна. В это время они спешат использовать весеннюю влагу, за короткий срок отцвести и созреть, пока не наступило засушливое лето.

Карточка – помощница 2.

Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.

1. Какие группы животных обитают  степи?

2. Как птицы приспособились к условиям степи?(чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)

3. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.

4. Как они приспособились к условиям степной зоны?(чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)

1. Группы животных, обитающих в степи?

2.Чем питаются?

3.Как приспособились к условиям степи?

4. Назовите представителей

- Из-за того, что растительный мир не так многобразен большинство животных - травоядные

6. Красная  книга России.

 В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений на грани исчезновения. Главная причина- распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. А поля- это дом степных животных. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел,  журавль- красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, а также растение пион тонколистный. Еще есть одна проблема- браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, выпас скота, бороться с браконьерством.

           Для охраны растительного и животного мира созданы природные заповедники, заказники: Центрально- Черноземный заповедник, Ростовский, Оренбургский, Даурский заповедники.

  1. Рефлексия.

Проверочная работа.

1.Зона степей находится южнее лесов.(+)

2.В степи лето короткое, но жаркое. (-)

3.Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.(+)

4.У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.(+)

5.Серая куропатка-хищник.(-)

6.Кобылка питается насекомыми.(-)

7.Почва степей богата перегноем.(+)

8.Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.(-)

9.Основное занятие жителей в степи - растениеводство.(+)

( Взаимопроверка в парах).

  1. Подведение итогов урока.

- Как растения подготовились к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие и мясистые листья)

- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни)

- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство)

  1. Домашнее задание.

     Прочитать статьи на с.90-93, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

                                                         Тест

А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?

  1. теплая зима
  2. теплое лето
  3. мало влаги
  4. солнце поднимается низко над горизонтом

         А2.  Какое дерево не относится к хвойным?

  1. кедровая сосна                               3) ясень
  2. лиственница                                   4) пихта

А3.  Какое дерево относится к мелколиственным?

  1. дуб                                                  3) клен

                    2) береза                                             4) липа

А4.  Какая птица способствует распространению семян кедра?

                   1) глухарь                                             3) кедровка

                    2) рябчик                                             4) сокол-дербник

А5.  Какое животное «лишнее»?

                    1) бурундук                                          3) рысь

                    2) олень                                                4) заяц

                                                        Тест

А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?

  1. теплая зима
  2. теплое лето
  3. мало влаги
  4. солнце поднимается низко над горизонтом

         А2.  Какое дерево не относится к хвойным?

  1. кедровая сосна                               3) ясень
  2. лиственница                                   4) пихта

А3.  Какое дерево относится к мелколиственным?

  1. дуб                                                  3) клен

                  2) береза                                             4) липа

А4.  Какая птица способствует распространению семян кедра?

                   1) глухарь                                             3) кедровка

                    2) рябчик                                             4) сокол-дербник

А5.  Какое животное «лишнее»?

                    1) бурундук                                          3) рысь

                    2) олень                                                4) заяц

1.  Степи- обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры-суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает + 40оС. Дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -30оС. Снеговой покров очень маленький.

  1. Степи- это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются.

  1. Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны.

Карточка – помощница 1.

Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1.
Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

2.  Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях ,листьях)

3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?

4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?

1.Особенность растений.(Форма листьев, особенности корня)

2. Перечислите растения

Карточка – помощница 1.

Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1.
Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

2.  Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях ,листьях)

3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?

4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?

1.Особенность растений.(Форма листьев, особенности корня)

2. Перечислите растения

Карточка – помощница 2.

Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.

1. Какие группы животных обитают  степи?

2. Как птицы приспособились к условиям степи?(чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)

3. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.

4. Как они приспособились к условиям степной зоны?(чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)

1. Группы животных, обитающих в степи?

2.Чем питаются?

3.Как приспособились к условиям степи?

4. Назовите представителей

Карточка – помощница 2.

Используя учебник с. 92-93., ответьте на вопросы и заполните таблицу.

1. Какие группы животных обитают  степи?

2. Как птицы приспособились к условиям степи?(чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)

3. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.

4. Как они приспособились к условиям степной зоны?(чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)

1. Группы животных, обитающих в степи?

2.Чем питаются?

3.Как приспособились к условиям степи?

4. Назовите представителей

Проверочная работа.

1. Зона степей находится южнее лесов.

2. В степи лето короткое, но жаркое.

3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.

4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.

5. Серая куропатка-хищник.

6. Кобылка питается насекомыми.

7. Почва степей богата перегноем.

8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.

9. Основное занятие жителей в степи - растениеводство.

Проверочная работа.

1. Зона степей находится южнее лесов.

2. В степи лето короткое, но жаркое.

3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.

4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.

5. Серая куропатка-хищник.

6. Кобылка питается насекомыми.

7. Почва степей богата перегноем.

8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.

9. Основное занятие жителей в степи - растениеводство.

Проверочная работа.

1. Зона степей находится южнее лесов.

2. В степи лето короткое, но жаркое.

3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги.

4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья.

5. Серая куропатка-хищник.

6. Кобылка питается насекомыми.

7. Почва степей богата перегноем.

8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары.

9. Основное занятие жителей в степи - растениеводство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Правила вежливости"

Цели урока: ¨             обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению к человеку любого возраста.Задачи:¨...

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг

Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.Воспитывается экологическая  культура младшего школьника....

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг

Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге. Воспитывается экологическая  культура младшего школьника....

Правила поведения на льду в осенне-зимний период

Презентация для обучающихся, цель которой  предупреждение несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период, научить ребят правилам безопасного поведения на льду и оказанию помощи в таких сит...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Зона степей"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне  степей. Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с географическим положением степей, климатическими ус...

Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год

Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой    природе с приходом осени;                2. ...