Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель урока:
сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Познакомить с географическим положением степей, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты .
3. Воспитывающие:
воспитание аккуратности;
воспитание заботливого отношения к товарищам;
воспитание адекватной самооценки;
воспитание коммуникативности;
воспитание интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zona_stepey.docx | 11.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе
на тему "Зона степей"
Цель урока:
сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Познакомить с географическим положением степей, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты .
3. Воспитывающие:
воспитание аккуратности;
воспитание заботливого отношения к товарищам;
воспитание адекватной самооценки;
воспитание коммуникативности;
воспитание интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
организовать и упорядочить знания;
принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные
получить представление о природной зоне степей;
познакомиться с географическим положением степей;
познакомиться с климатическими условиями зоны;
узнать особенности растительного и животного мира степей;
познакомиться с населением степей и его деятельностью;
познакомиться с экологическими проблемами зоны степей.
Оборудование:
карта природных зон;
материалы и задания;
игровое табло (ватманА1);
презентация "Степь";
кроссворд.
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Распределение по группам.
2. Сообщение темы и целей урока (определяют дети ).
3. Работа над новой темой по группам с использованием раздаточного материала.
4. Физминутка.
5. Анализ работы в группах.
6. Закрепление материала. Просмотр презентации "Степь".
7. Итоги работы в группах. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационная деятельность. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл впрок,
Активно в работу включайся дружок.
- Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, вы любите путешествовать? (да)
-И сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Это пока секрет.
-Ребята, с какими природными зонами вы познакомились на прошлых уроках? Ответы детей: арктическая пустыня, тундра и зона лесов.
-Кто знает, в какой зоне живём мы с вами? (в зоне степей)
-Давайте определим тему сегодняшнего урока. А узнаем мы тему урока тогда, когда разгадаем кроссворд.
1.Листья с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки не выше кочки (брусника)
(Дополнительная подсказка. Этот кустарничек растет в тундре и лесной зоне.)
- Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок (лиственница)
( это хвойное дерево, древесина у неё прочная, не поддается гниению)
- Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
4 В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. А еще цветы этого дерева заваривают и дают больным при простуде. ( липа)
- Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. Это дерево растет и у вас в лесу? (ольха)
Ключевое слово «Степь»
-Какая тема нашего урока? (зона степей)
-Сегодня на уроке наша экспедиция отправляется путешествовать по природной зоне «Степь», чтобы исследовать ее.
- Какую цель мы поставим перед собой в начале нашего урока?
Ответы детей:
-Какие животные обитают в зоне степей?
Какие растения растут в степях?
Климатические особенности зоны.
Географическое расположение.
Население и экологические проблемы.
-Как мы можем это узнать? Где сможем найти ответы на наши вопросы?
Ответ детей:
-В учебнике, энциклопедии, интернете, рассмотреть и изучить картинки.
-Для того, чтобы начать наше путешествие нам нужны специалисты-исследователи.
-Как называют специалистов, которые исследуют географическое положение и климатические условия? (географы)
-Кто занимается изучением растительного мира зоны? (ботаники)
-А животного мира? (зоологи)
-Кто изучает население ? (социологи)
-Для того, чтобы наша экспедиция состоялась, нам нужны эти специалисты.
- Кто у нас будет географами? Зоологами? Ботаниками? Социологами?
1 группа – географы
2 группа — ботаники
3 группа - зоологи
4 группа – социологами
-Каждая группа работает по своему направлению, добывать информацию будете самостоятельно из источников информации, которые мы перечислили в начале урока. А также я приготовила для вас информацию по вашим направлениям. Вы должны внимательно изучить и отобрать только ту информацию, которая поможет вам ответить на поставленные вопросы. Вопросы вы найдете на карточках.
Обратите свое внимание на проблему, которая обозначена в ваших карточках.
В конце урока должен получиться единый проект на тему «Степь». Каждая группа представляет своё направление в нашем проекте.
Свою защиту я рекомендую начать со слов «Мы изучили...... и пришли к выводу, что........»
3. Работа над новой темой по группам с использованием раздаточного материала.
Работа по группам.
А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат материалы и вопросы и приступят к изучению новой природной зоны.
Задания для ботаников:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.137-138);
- карточки с изображением растений;
- карточка с вопросами:
1) Какие растения растут в степях?
Растут в степи засухоустойчивые травы: типчак, осока, полынь и другие. Среди них выделяются красивые ковыли. Из кустарников в степи чаще встречаются терновники и степная вишня.
2) Как растения степей защищаются от излишнего испарения влаги?
Многие из них имеют волоски, колючки, шипы, восковой налёт на листьях или выделяют эфирные масла.
Мы считаем, что большой вред степи наносит вырубка лесных полос, неправильная распашка почв.
Чтобы решить эту проблему нужно сажать деревья и меньше распахивать почвы в неположенном месте.
Задания для зоологов:
- Карточки с изображением животных;
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.139-140);
- карточка с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают?
В степях живут травоядные млекопитающие: сайгаки, зайцы, суслики, хомяки.
Хищники: лисицы, волки, ласки.
Птицы: дрофы, жаворонки, журавли, куропатки.
Пресмыкающиеся: степные гадюки, ящерицы, черепахи.
Из насекомых: много бабочек, кузнечиков, жуков.
Но браконьерство приводит степь к вымиранию.
Для сохранения редких животных отведены заповедные места. Созданы питомники для выращивания животных.
Задания для социологов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.141-142);
- карточка с вопросами:
1) Основные занятия населения степей?
Основные занятия людей в степях – растениеводство и животноводство. На плодородных степных почвах выращивают богатые урожаи пшеницы, сахарной свёклы, кукурузы, подсолнечника.
Люди загрязняют природу: свалки.
Неосторожное обращение с огнем приводит к уничтожению лесных полос и травяному покрову.
Задания для географов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.135-136);
- карта природных зон, контурная карта;
- карточка с вопросами:
1) Климатические условия
В степи хорошо выражены все 4 времени года.
Самое прекрасное время года в степи – весна. Весна там короткая, снег тает быстро, почва тоже быстро просыхает. Холодная погода быстро меняется на жаркую. Весной тающий снег и выпадающие осадки хорошо увлажняют почву и степь расцветает.
Лето солнечное, жаркое, засушливое. Часто дуют горячие ветры – СУХОВЕИ. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они здесь ливневые.
Осень в степи теплая и сухая. Лишь в конце начинаются дожди.
Зима довольно мягкая и непродолжительная. С частыми оттепелями, но холодная, с морозами до -20 С. Снежный покров очень маленький, т.к. осадков выпадает мало.
Часто дуют горячие ветры суховеи и выдувают почвы. Чтобы сберечь богатые почвы высаживают защитные лесополосы.
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
5. Физминутка.
Дружно мы шагаем Травы разные растут
По родному краю. И цветов полно вокруг.
Солнце радует нас всех Мы природу сбережем
Поднимаем руки вверх. Ведь земля родной наш дом!
Греет нас оно лучами,
Тянемся к нему руками.
Слева – речка, справа – лес,
Впереди полно чудес.
6. Анализ работы в группах.
а) Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Параллельно просматривается презентация «Степь». Работа группы оценивается, результаты заносятся в игровое табло.
б) Проблема: Есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу степи?
-Попросим каждую группу высказать своё мнение по этому поводу.
(по-очереди выступают группы)
-Можно начать со слов «Мы считаем.....»
-Что бы вы сделали для решения этой проблемы?
Если каждый из нас будет понимать эти проблемы, то наши степи будут колоситься богатым урожаем.
У каждого из вас на столах лежат колоски и кто считает, что получил сегодня новые знания в изучении зоны степей и урок вам понравился, попрошу принести колосок в урожай знаний сегодняшнего урока-путешествие.
8. Итоги урока. Рефлексия.
-Какую ставили перед собой цель?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
9.Домашнее задание.
Подготовить дополнительный материал о любом растении или животном , которые обитают в «Степи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наш класс", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе
Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"
Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...