Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге. Воспитывается экологическая культура младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_prirodnoe_soobshchestvo._lug._teh._karta.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое природное сообщество. Луг – природное сообщество.
Цели урока:
1.Сформировать целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.
2. Воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
Планируемый результат:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др., собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- принимать (с помощью учителя, со-регуляция) учебно-познавательную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Тип урока: Урок открытия нового знания (с использованием исследовательской технологии).
Задачи:
- Актуализировать знания о природных сообществах.
- Познакомить детей с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязи между ними, пищевыми цепями, сообщества.
- Выяснить значение лугов для человека.
- Рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком.
- Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Учебно-методический комплект: программа УМК «Планета знаний» под ред. И.А.Петровой, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин /учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1ч., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, исследовательский, эвристический
Технологическая карта урока
Этап урока, цель | Содержание педагогического взаимодействия | Методы и приемы | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Самоопределение. Цель: настроить детей на деятельность, плодотворную работу | Организую и проверяю готовность детей к уроку - Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. | Самоорганизация самопроверка | Музыкальная пауза. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания. | Активизирую мыслительные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) - Картину чего мы с вами мысленно нарисовали? - Что такое природа? - На какие группы можно разделить объекты природы? Назовите представителей каждой группы. - Чем отличается живая и неживая природа? - Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? | Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для открытия нового знания. | Опрос по цепочке |
3.Постановка проблемы (темы урока) Цель: подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию. | Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения. Между организмами существуют разнообразные связи. - Какая связь показана на рисунках? В природе организмы живут вместе, образуя сообщества. - Что же называют «сообществом»? Обратимся к словарю. - Какие сообщества представлены рисунками? А сейчас давайте посмотрим клип. Подумайте, о каком сообществе пойдет речь на нашем уроке. Тема нашего урока: «Луг – природное сообщество». - По каким признакам вы это определили? | Самоосмысление. Фиксируют проблему. Исследуют условия учебной задачи. Анализируют. Строят понятные для собеседника высказывания. Воспринимают ответы одноклассников | Проблемный диалог |
4.Открытие новых знаний. Цель: поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия. | Организую учебное взаимодействие, исследование. Проведем исследование по теме. Ваша задача доказать, что луг – это природное сообщество. Составим план исследования.
Формулирую задание. Даю комментарий. Исследование будем проводить в группах, каждая будет иметь свой предмет исследования. 1 группа выяснит, в каких природных зонах встречаются луга. (на столе карточка с заданием, см. учебник стр. 30-32)
2 группа изучает растительный мир луга. (см. учебник стр. 57-58)
3 группа знакомится с животным миром. (см. учебник стр. 59-61)
4 группа подготовит материал о связи человека и луга. (см. учебник стр. 63-64)
| Проводят групповое исследование. Читают текст. Находят в нем информацию. Анализируют ее. Участвуют в обсуждении материала. Осуществляют самоконтроль. | Частично-поисковый, исследовательский метод Групповая работа |
5.Первичное закрепление нового знания. Переход к этапу решения частных задач. Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | Диагностическая работа. Оцениваю выполнение каждой операции. Отчет 1-3 групп подкрепляется презентацией. Выполнена работа, вы представили все «объекты» луга. - Можно ли сейчас утверждать, что луг – это природное сообщество? Почему? Физминутка. -Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем. -Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно. -Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. -Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. -Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох-выдох. - Настало время ответить на жизненно важный вопрос – вопрос о роли луга для человека и как деятельность человека влияет на состояние лугов. Отчет 4 группы – сообщение и представление рисунков. | Учатся формулировать ответы на поставленные вопросы. Воспринимают ответы собеседников. Составляют схемы (цепи питания). Анализируют, делают выводы. Осуществляют самоконтроль. | Эвристическая беседа |
6.Систематизация нового знания. Применение общего способа действия для решения частных задач. Цель: коррекция отработки способа. | Организую практическую коррекционную работу. Обобщим полученную информацию, выполнив творческое задание.
На лугу растут только ……………. растения, они по размеру ………… . Растут на……………………. местности. Большинство растений - ………………… . Все обитатели луга ………. между собой: насекомые, ……….. , растения. Птицы регулируют количество насекомых и гусениц, иначе они ………… растения. Жуки-навозники и могильщики поддерживают луг в образцовом ……. . Поэтому луг и называют природным …………. . Человек издавна использует луга как ……………….. . на них косят …….., заготавливают ………… , которым зимой кормят сельскохозяйственных животных. Чтобы на лугах росло много трав, человек должен …………………. относиться к ……………….. . Он не имеет права нарушать жизнь луга, его природное ………, ведь в конечном итоге человек сам и пострадает.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны. Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день! - Какие ошибки совершили ребята? - Что вы им посоветуете? | Оценка текста | |
7.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, | Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Интересно ли вам было? - Удалось ли нам достичь поставленных задач? - Как мы добились этого? Оцените свою работу на уроке, продолжив предложение:
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке, фиксируют степень усвоения нового знания. | Незаконченное предложение |
8.Домашнее задание. Цель: создать условия для возникновения потребности включения в деятельность «надо», «хочу» и «могу». | Определяю задания для самоподготовки.
| Намечают цель самоподготовки. | Выбери сам. Творчество работает на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"
Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...
Открытый урок окружающего мира в 1 б классе на тему : «Что такое хвоинки?»
Открытый урок по предмету окружающий мир на тему " Что такое хвоинки?"...
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг
Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.Воспитывается экологическая культура младшего школьника....
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Что такое деньги?"
Цели урока: • рассмотреть что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями; • развивать речь детей, учить вырабатывать ...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"
Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...