"Зачем мы спим ночью?"- урок по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Во время урока ребята выяснили значение сна в жизни человека.Познакомились с жизью ночных животных, с трудом людей, занятых в ночное время работой. Совместно с детьми были выработаны правила подготовки ко сну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 1 класс УМК «Школа России»
Тема: «Зачем мы спим ночью?»
Цели: помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни;
воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.
Учебные материалы: Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); рисунки с изображениями животных, которые не спят ночью, людей, работающих ночью; презентация, музыкальное видео.
Ход урока:
- Организационный момент
- В этот весенний солнечный день у нас, ребята, прекрасное настроение.
- Сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с гостями.
- Улыбнитесь друг другу. А прекрасное настроение у нас ещё и потому, что мы начинаем самый любимый наш урок – урок окружающего мира.
- Садитесь!
2. Повторение ранее изученного материала
- Урок мы как всегда начнём с повторения. Перед вами на столах лежат ленты с бесцветными кружками, а также круги зелёного и красных цветов.
ВНИМАНИЕ! Задание: я сейчас буду читать предложения о поведении в лесу
- если вы согласны с тем, что вести себя нужно именно так, то приклеиваете зелёный кружок;
- если не согласны – красный круг.
- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, много зелени-ещё вырастет.
- Наконец-то мы в лесу. Здесь можно пошуметь, покричать (особенно весной), поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
- Пришёл на луг – нарви большой букет цветов.
- Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Проверка:
- Давайте проверим порядок кружков (выходят по одному представителю)
- Вы, ребята, настоящие друзья природы! Молодцы!
3. Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы с вами обсудим, на мой взгляд, очень интересную и важную тему. Но определить ее название попробуйте сами. Для этого сначала посмотрите видео ролик, который вам в этом поможет.
(Три медведя – Сезон 1 – Серия 18 – Колыбельная)
- Какие чувства вы испытали, посмотрев это ролик и слушая колыбельную? (Спокойствие, расслабленность, хотелось положить голову и заснуть)
- А поднимите руку, кто сегодня выспался?
- А кто нет? Почему?
- Ребята, а кто может назвать тему урока? (дети высказывают предположения)
- А теперь прочитаем тему сегодняшнего урока (читают на экране)
4. Открытие новых знаний.
- Ребята, а зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?
– Теперь давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи (в учебнике на стр. ) и посмотрим, правы ли вы. (дети читают)
– Что происходит с человеком за день? (он устает)
- Зачем он ложится спать?
(чтобы отдохнуть и набраться сил)
- Сон очень важен для человека. - Давайте посмотрим видео-ролик.
(Минута Просвещения. Для чего нужен сон)
- Ребята, а как вы думаете, может ли человек прожить без сна?
- Что может произойти, если он вообще не будет спать? (да, без еды и воды человек может прожить 2 недели, а вот без сна – очень тяжело 1 неделю)
- Сон, ребята, необходим для отдыха нашего тела, для восстановления функций головного мозга. Очень важно высыпаться! Недостаток сна – это риск заболеть в 3 раза.
- А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю» (читают подготовленные дети)
Чтоб сонного Василия
Заставить утром встать,
Громадные усилия
Затрачивает мать.
Он из боязни сквозняков,
Закрыв окошко плотно,
Меж двух больших пуховиков
Весь день проспит охотно.
У Настеньки, у Настеньки
Всю ночь окошки настежь.
Её румянец ярок,
Глубок и сладок сон.
Ночное небо в звёздах,
Ночной прохладен воздух,
И в Настенькину комнату
Заглядывает клён.
Здесь нет перины ни одной,
Нет одеял на вате,
Лежит матрац волосяной
У Насти на кровати.
Ей снятся сны хорошие
До самого рассвета
(Принцессе на горошине
И не мечтать про это)
Разбудит солнце Настеньку,
Она с постели вскочит,
И делает гимнастику,
И весело хохочет!
Водою обливается
И зубы чистит пастой,
Ей солнце улыбается,
И клён ей шепчет: «Здравствуй!
- Как вы думаете, почему так по-разному встают дети? Значит ко сну надо правильно подготовиться.
- Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко встанешь.
- Какие это правила разберёмся после ФИЗМИНУТКИ.
- Итак, давайте разбираться.
Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 52. Что случилось с мальчиком на уроке? (он заснул)
- Почему он заснул на уроке? (он не выспался)
- О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?
Какой можем извлечь из этой ситуации урок?
Вывод: спать надо ложиться вовремя.
– Почему надо ложиться спать вовремя?
(если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение)
5. Работа в группах.
- У мальчика проблема – он заснул. Давайте все вместе поможем ему найти выход и ответить на проблемный вопрос: как правильно подготовиться ко сну. Помогут рисунки на стр.52.
- Работать будем в командах.
1 команда составляет инструкцию «Перед сном нельзя...». Советы должны начинаться со слова «нельзя».
2 команда – составляет инструкцию «Перед сном можно…».
3 команда – составляет инструкцию «Перед сном необходимо…». Советы должны начинаться со слова «необходимо»
Перед сном НЕЛЬЗЯ | Перед сном МОЖНО | Перед сном НЕОБХОД |
- есть на ночь - играть в шум игры - драться - см страшные фильмы | - почитать книжку - послушать сказку или спок музыку | - почистить зубы - умыться - проветрить комнату |
- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну?
- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?
Физкультминутка. А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Верно или нет?» и я посмотрю, хорошо ли вы запомнили правила подготовки ко сну.
- Встали, задвинули стульчики, слушаем условия игры:
если высказывание верно, то вы стоите и складываете руки как во сне, если неверно, садитесь на корточки.
Перед сном нужно:
- почистить зубы и умыться;
- попрыгать и побегать;
- проветрить комнату;
- посмотреть страшный фильм;
- почитать книгу;
- подраться;
- послушать сказку;
- хорошо покушать.
6. Беседа о профессиях людей
Внимание вопрос:
- А все ли люди ночью спят? (высказывания детей)
- Посмотрите слайд презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам и объясните почему люди этих профессий должны работать ночью (выслушиваются объяснения детей)
7. Беседа о животных.
- Ребята, а как вы думаете, спят ли животные? (Да.)
- Мы с ребятами нашли интересные факты и наша рубрика «А знаете ли вы, что…?»
1 ученик:
- А знаете ли вы, что продолжительность сна у всех разная? Причём порой она зависит от размера того или иного животного.
2 ученик:
- Ребёнок должен спать не меньше 10 часов. Взрослому человеку необходимо спать примерно 7-8 часов, а вот слон спит всего 4 часа, зато белка аж 15 часов.
3 ученик:
- Кроме того, не все представители наше планеты спят так же как и мы.
- А знаете ли вы, что змеи спят с открытыми глазами…
4 ученик:
- А знаете ли вы, что фламинго и аисты спят на одной ноге. А стрижи и вовсе это делают в полёте.
5 ученик:
- Но есть ребята животные, которые ночью не спят. Назовите, некоторых из них.
Летучая мышь: оказывается зрение у них плохое, но очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые не слышат люди. Это ультразвук. Охотятся они за ночными насекомыми – мотыльками, ночными бабочками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке – которые сосут кровь животных.
Сова: у неё очень хорошее зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Сова летает бесшумно. У неё замечательный слух. Гнездо сова не строит. Она может устроится дупле, в ямке на земле, на камнях – без мягкой подстилки и пуха.
(если не назвали животных, которые ночью не спят – загадываем про них загадки)
В лесу катится клубок
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками и мышами – (ЁЖ – на охоте он проворен и ловок, хотя плохо
видит и надеется на свой нюх)
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок,
Музыканта звать… (сверчок – они похожи на червячков. Яркие огоньки
на земле – это самки светлячков. У них есть специ-
альный орган, который называется фотофор)
– Эти животные изображены в учебнике на с. 109 или слайды.
8. Итог урока.
- Давайте заглянем в корзинку «Копилка мыслей».
- В ней находятся вопросы, которые мы затрагивали на уроке.
- Давайте проверим, что вы запомнили, и пополнилась ли ваша копилка знаний.
201
9. Рефлексия.
- Я надеюсь, ребята, что теперь вы знаете какие правила надо соблюдать при подготовке ко сну и в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Открытый урок по окружающему миру 1 класса на тему: «Зачем люди осваивают космос?»
Открытый урок в 1 классе с использованием ИКТ....
Схема конспекта урока по окружающему миру 4 класс "Зачем нужна гигиена"
Данный урок имеет четко организованную структуру учебной деятельности обучающихся на уроке.Создаются условия для формирования УУД: - личностных: мотивация учения, о...
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема: Зачем нужны автомобили?
Конспект открытого урока по окружающему миру. Прилагается презентация, мультфильм, видеофизминутка....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Зачем мы спим ночью?"
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Плешаков учебник "Окружающий мир", 1класс, М.Просвещение.2013г, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».Цели урока.Образова...
Конспект урока по "Окружающему миру", 1 класс, тема: Зачем строят самолеты?
Класс: 1АУМК: Школа РоссииТема урока: «Зачем строят самолеты?»Тип урока: Открытие новых знанийЦель: ознакомить учащихся с назначением, видами и устройством самолетов.Задачи:Образовательная...