Программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Ничипорова Ирина Борисовна

Рабочая програма с календарно-тематическим планированием по окружающему миру для 3 класса. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._pr._po_okruzhayushchemu_miru.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 КЛАСС

Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013) с изменениями на 24.11.2015 г;
  • постановлением  Московской областной Думы от 16.11.2017 № 18/36-П «О Законе Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009                  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам:  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с учетом изменений и дополнений);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
  • здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
  • России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России                                    2 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
  • рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03);
  • примерными образовательными программами НОО и ООО, одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015  №1/15;
  • учебно-методическим комплектом «Школа России», созданным коллективом авторов под редакцией А.А. Плешакова, М.: Просвещение, 2018 г.
  • авторская программа по окружающему миру  для 1-4 классов общеобразовательных организаций (авторы: автор А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014 г )

 

     Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе учебно-методического комплекса под редакцией А.А. Плешакова:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.
  • CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.
  •  Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2016.
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу  «Окружающий мир» 3 класс. – М.:  «Вако», 2015.
  • Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;
  • формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;
  • психическое и социальное развитие ребенка.

В  3 классе в содержание предмета «Окружающий мир» входит предмет ОБЖ, и в пределах учебного времени предусмотрены часы на изучение Правил дорожного движения. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях и прежде всего знаний правил дорожного движения, и правил поведения на железнодорожном транспорте.  

         На  уроках  указанного предмета  решаются задачи  восполнения  пробелов в развитии детей,  расширения кругозора,  обогащение  чувственного опыта, формирование  общих  и интеллектуальных умений  на близком  жизненному опыту ребенка  материале,  обогащение  словаря и развитие  связанной  монологической   речи.  

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, предмет вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.

Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения " Выкопанская средняя общеобразовательная  школа" на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.  В рабочей программе предусмотрен резерв времени в объеме 3 часа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6 ч

2

Эта удивительная природа

18 ч

З

Мы и наше здоровье

10 ч

4

Наша безопасность

7 ч

5

Чему учит экономика

12 ч

б

Путешествия по городам и странам

15 ч

Итого

68 часов

В рабочей программе предусмотрено проведение:

Период
обучения

Количество
часов

Практическая
работа

Диагностическая

 работа

Контрольная работа

Тест

Проекты

1 четверть

15 часов

6

-

-

-

1

2 четверть

15 часов

3

-

1

1

2

З четверть

20 часов

4

-

-

З

2

4 четверть

18 часов

-

1

1

1

1

Итого:

68 часов

13

1

2

5

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Учебно-методические комплекты  (УМК "Школа России"):

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.
  • CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.
  •  Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2016.
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету  «Окружающий мир» 3 класс. – М.:  «Вако», 2015.
  • Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

2

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

3

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

4

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Печатные пособия

5

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программным обучением

6

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества, леса, луга, сады, озёра и т.п.)

7

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов

8

Географические и исторические карты

9

Атлас географических и исторических карт

10

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

репродукции картин

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

11

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения

12

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

13

Телевизор

Диагональ экрана 72

14

Персональный компьютер

Экранно – звуковые пособия

15

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровом формате)

16

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровом формате)

фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц

Учебно-практичекое и учебно-лабораторное оборудование

17

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

18

Термометр медицинский

19

Лупа

20

Компас

21

Микроскоп

22

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения:

23

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, предметы ухода за растениями и животными

24

Модели светофоров, дородных знаков, средств транспорта

25

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения

26

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

Натуральные объекты

27

Коллекция полезных ископаемых

28

Коллекция плодов и семян растений

29

Гербарий культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения)

30

Живые объекты (комнатные растения, животные)

31

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

32

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

33

Стол учительский с тумбой

34

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

35

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

36

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся: 

  • определять место человека в мире;
  • распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • называть основные свойства воздуха и воды;
  • объяснять круговорот воды в природе;
  • определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
  • правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
  • правилам безопасного поведения в быту и на улице,
  • распознавать основные дорожные знаки;
  • правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
  • называть потребности людей, товары и услуги;
  • определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться: 

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; и выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 ЧАСОВ)

Как устроен Мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Проект «Богатства, отданные людям».
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
имеют Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы»,

 Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»,

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха»,

 Практическая работа № 4 «Свойства воды»,

Практическая работа № 5  «Круговорот воды в природе»,

Практическая работа № 6 «Состав почвы»,

Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

Практическая работа № 8 «Правила сбора растений»

 Проект «Разнообразие природы родного края».

Тест №1 по теме «Эта удивительная природа»


Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние. вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практическая работа № 9  «Знакомство с внешним строением кожи»,

Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса».

Проект «Школа кулинаров».
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Проект «Кто нас защищает».

Практическая работа № 11 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». Тест № 2 по теме «Поведение на улице и в транспорте».

Тест № 3 по теме «Дорожные знаки».

Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.  Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практическая работа № 12 «Полезные ископаемые»,

Практическая работа № 13 «Знакомство с культурными растениями»,

Практическая работа № 14 «Знакомство с различными монетами».

 Проект «Экономика родного края».

Тест № 4 по теме «Чему учит экономика»

Путешествие по городам и странам (18 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

 Проект «Музей путешествий».

Тест № 5 по теме «Путешествия по городам и странам».

Контрольная работа № 2 за год.

Виды контрольно-измерительных материалов

Дата

Вид работы

Тема

22.09

Практическая работа № 1

Тела, вещества, частицы

27.09

Практическая работа № 2

Обнаружение крахмала в продуктах питания

29.09

Практическая работа № З

Свойства воздуха.

04.10

Практическая работа № 4

Свойства воды

06.10

Практическая работа  №5

Круговорот воды в природе

18.10

Практическая работа № 6

Состав почвы

27.10

Практическая работа № 7

Размножение и развитие растений

08.11

Практическая работа №8

Правила сбора растений

29.11

Тест № 1

Эта удивительная природа

08.12

Практическая работа № 9

Знакомство с внешним строением кожи

15.12

Контрольная работа № 1

За I полугодие

22.12

Практическая работа № 10

Подсчёт ударов пульса

17.01

Тест № 2

Поведение на улице и в транспорте

19.01

Тест № З

Дорожные знаки

02.02

Практическая работа №11

Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды

14.02

Практическая работа № 12

Полезные ископаемые

16.02

Практическая работа № 13

Знакомство с культурными растениями

02.03

Практическая работа № 14

Знакомство с различными монетами

14.03

Тест № 4

Чему учит экономика

16.05

Тест № 5

Путешествия по городам и странам

18.05

Контрольная работа № 2

За год

     Аттестация обучающихся 3 класса осуществляется по четвертям, с аттестацией в конце каждой четверти.

            В соответствии со ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся»  Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

      По итогам учебного года в апреле - мае проводится промежуточная аттестация обучающихся 2 - 4-х классов в форме комплексной  работы (по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

уроков

Наименование разделов и тем

Дата

по плану

Дата

по факту

I четверть

Раздел «Как устроен мир»

1

Вводный инструктаж по ТБ. ИОТ 016 от2017 г.  Природа.

04.09

2

Человек. 

07.09

3

Проект «Богатства, отданные людям».

11.09

4

Общество. 

14.09

5

Что такое экология.

18.09

6

Природа в опасности! Охрана природы.

21.09

Раздел «Эта удивительная природа»

7

Тела, вещества, частицы.  

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

25.09

8

Разнообразие веществ.  Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

28.09

9

Воздух и его охрана.  

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

02.10

10

Вода.  Практическая работа № 4 «Свойства воды».

05.10

11

Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5  «Круговорот воды в природе».

09.10

12

Берегите воду!

12.10

13

Как разрушаются камни.

16.10

14

Что такое почва. Правила поведения при оползнях.

Практическая работа № 6 «Состав почвы».

19.10

15

Разнообразие растений.

23.10

16

Солнце, растения и мы с вами. Правила поведения на солнце.

26.10

II четверть

17

Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

06.10

18

Охрана растений.  Правила сбора растений. Практическая работа №8 «Правила сбора растений»

09.11

19

Разнообразие животных.

13.11

20

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

16.11

21

Размножение и развитие животных.

20.11

22

Охрана животных.   Особенности поведения с дикими  и домашними животными.

23.11

23

В царстве грибов.

27.11

24

Великий круговорот жизни. 

Тест №1 по теме «Эта удивительная природа»

30.11

" Мы и наше здоровье"

25

Организм человека.

04.12

26

Органы чувств. Профилактика заболеваний.

07.12

27

Надёжная защита организма.  Практическая работа № 9  «Знакомство с внешним строением кожи».

11.12

28

Опора тела и движение. Первая помощь при ушибах, переломах. 

14.12

29

Контрольная работа № 1 за I полугодие.

18.12

30

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

21.12

31

Повторный инструктаж по ТБ. Дыхание и кровообращение.  Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса».

25.12

III четверть

32

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Режим дня.

15.01

Раздел «Наша безопасность»

33

Огонь, вода и газ.

18.01

34

Чтобы путь был счастливым. Профилактика хищений.

Тест № 2 по теме «Поведение на улице и в транспорте»

22.01

35

Дорожные знаки. Тест № 3 по теме «Дорожные знаки»

25.01

36

Проект «Кто нас защищает». Основные правила поведения и действия при пожаре.

29.01

37

Опасные места.

01.02

38

Природа и наша безопасность. 

05.02

39

Экологическая безопасность. Практическая работа № 11 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

08.02

"Чему учит экономика"

40

Для чего нужна экономика.

12.02

41

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

15.02

42

Полезные ископаемые. Практическая работа № 12 «Полезные ископаемые».

19.02

43

Растениеводство Практическая работа № 13 «Знакомство с культурными растениями».

22.02

44

Животноводство.  

26.02

45

46

Какая бывает промышленность.

01.03

05.03

47

Что такое деньги. Практическая работа № 14 «Знакомство с различными монетами».

12.03

48

Проект «Экономика родного края».

15.03

49

Государственный бюджет. Тест № 4 по теме «Чему учит экономика»

19.03

50

Семейный бюджет.

22.03

IV четверть

51

Экономика и экология.

02.04

Раздел «Путешествия по городам и странам»

52

Золотое кольцо России.

05.04

53

Золотое кольцо России.

09.04

54

Золотое кольцо России.

12.04

55

Проект «Музей путешествий».

16.04

56

Наши ближайшие соседи.

19.04

57

Наши ближайшие соседи.

23.04

58

Контрольная работа № 2 за год

26.04

59

На севере Европы.

30.04

60

Что такое Бенилюкс.

07.05

61

В центре Европы.

14.05

62

По Франции и Великобритании (Франция).

17.05

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

21.05

64

На юге Европы. Тест № 5 по теме «Путешествия по городам и странам»

24.05

65

Работа над ошибками. По знаменитым местам мира.

28.05

66

Обобщение по разделу

31.05

67 - 68

Резерв

.

Лист

корректировки рабочей программы по окружающему миру

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

     РАССМОТРЕНО                                                         СОГЛАСОВАНО          

  на заседании ШМО                                              заместитель директора по УВР

       Протокол №1                                                  ___________________

от «      » августа 201 г                                                     от «    » августа 201 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Программа по окружающему миру 3 класс. Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир".

Поурочное планирование по окружающему миру  3 классс "Планета знаний"...