Программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая програма с календарно-тематическим планированием по окружающему миру для 3 класса. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._pr._po_okruzhayushchemu_miru.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 КЛАСС
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013) с изменениями на 24.11.2015 г;
- постановлением Московской областной Думы от 16.11.2017 № 18/36-П «О Законе Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с учетом изменений и дополнений);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
- здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
- России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
- рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03);
- примерными образовательными программами НОО и ООО, одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15;
- учебно-методическим комплектом «Школа России», созданным коллективом авторов под редакцией А.А. Плешакова, М.: Просвещение, 2018 г.
- авторская программа по окружающему миру для 1-4 классов общеобразовательных организаций (авторы: автор А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014 г )
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе учебно-методического комплекса под редакцией А.А. Плешакова:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.
- CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2016.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. – М.: «Вако», 2015.
- Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;
- формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;
- психическое и социальное развитие ребенка.
В 3 классе в содержание предмета «Окружающий мир» входит предмет ОБЖ, и в пределах учебного времени предусмотрены часы на изучение Правил дорожного движения. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях и прежде всего знаний правил дорожного движения, и правил поведения на железнодорожном транспорте.
На уроках указанного предмета решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общих и интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребенка материале, обогащение словаря и развитие связанной монологической речи.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, предмет вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения " Выкопанская средняя общеобразовательная школа" на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв времени в объеме 3 часа.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1 | Как устроен мир | 6 ч |
2 | Эта удивительная природа | 18 ч |
З | Мы и наше здоровье | 10 ч |
4 | Наша безопасность | 7 ч |
5 | Чему учит экономика | 12 ч |
б | Путешествия по городам и странам | 15 ч |
Итого | 68 часов |
В рабочей программе предусмотрено проведение:
Период | Количество | Практическая | Диагностическая работа | Контрольная работа | Тест | Проекты |
1 четверть | 15 часов | 6 | - | - | - | 1 |
2 четверть | 15 часов | 3 | - | 1 | 1 | 2 |
З четверть | 20 часов | 4 | - | - | З | 2 |
4 четверть | 18 часов | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 68 часов | 13 | 1 | 2 | 5 | 6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Учебно-методические комплекты (УМК "Школа России"):
| ||
2 | Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения) | ||
3 | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.) | ||
4 | Стандарт начального образования и документы по его реализации | ||
Печатные пособия | |||
5 | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программным обучением | ||
6 | Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества, леса, луга, сады, озёра и т.п.) | ||
7 | Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов | ||
8 | Географические и исторические карты | ||
9 | Атлас географических и исторических карт | ||
10 | Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) | репродукции картин | |
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | |||
11 | Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету | ||
Технические средства обучения | |||
12 | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц | ||
13 | Телевизор | Диагональ экрана 72 | |
14 | Персональный компьютер | ||
Экранно – звуковые пособия | |||
15 | Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровом формате) | ||
16 | Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровом формате) | фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц |
Учебно-практичекое и учебно-лабораторное оборудование | |||
17 | Термометры для измерения температуры воздуха, воды | ||
18 | Термометр медицинский | ||
19 | Лупа | ||
20 | Компас | ||
21 | Микроскоп | ||
22 | Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: | ||
23 | Оборудование для уголка живой природы: аквариум, предметы ухода за растениями и животными | ||
24 | Модели светофоров, дородных знаков, средств транспорта | ||
25 | Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения | ||
26 | Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. | ||
Натуральные объекты | |||
27 | Коллекция полезных ископаемых | ||
28 | Коллекция плодов и семян растений | ||
29 | Гербарий культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения) | ||
30 | Живые объекты (комнатные растения, животные) | ||
31 | Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | ||
Оборудование класса | |||
32 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами | |
33 | Стол учительский с тумбой | ||
34 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | ||
35 | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | ||
36 | Подставки для книг, держатели для карт и т.п. |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
- называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; и выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 ЧАСОВ)
Как устроен Мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Проект «Богатства, отданные людям».
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
имеют Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы»,
Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»,
Практическая работа № 3 «Свойства воздуха»,
Практическая работа № 4 «Свойства воды»,
Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе»,
Практическая работа № 6 «Состав почвы»,
Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».
Практическая работа № 8 «Правила сбора растений»
Проект «Разнообразие природы родного края».
Тест №1 по теме «Эта удивительная природа»
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние. вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практическая работа № 9 «Знакомство с внешним строением кожи»,
Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса».
Проект «Школа кулинаров».
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Проект «Кто нас защищает».
Практическая работа № 11 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». Тест № 2 по теме «Поведение на улице и в транспорте».
Тест № 3 по теме «Дорожные знаки».
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практическая работа № 12 «Полезные ископаемые»,
Практическая работа № 13 «Знакомство с культурными растениями»,
Практическая работа № 14 «Знакомство с различными монетами».
Проект «Экономика родного края».
Тест № 4 по теме «Чему учит экономика»
Путешествие по городам и странам (18 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Тест № 5 по теме «Путешествия по городам и странам».
Контрольная работа № 2 за год.
Виды контрольно-измерительных материалов
Дата | Вид работы | Тема |
22.09 | Практическая работа № 1 | Тела, вещества, частицы |
27.09 | Практическая работа № 2 | Обнаружение крахмала в продуктах питания |
29.09 | Практическая работа № З | Свойства воздуха. |
04.10 | Практическая работа № 4 | Свойства воды |
06.10 | Практическая работа №5 | Круговорот воды в природе |
18.10 | Практическая работа № 6 | Состав почвы |
27.10 | Практическая работа № 7 | Размножение и развитие растений |
08.11 | Практическая работа №8 | Правила сбора растений |
29.11 | Тест № 1 | Эта удивительная природа |
08.12 | Практическая работа № 9 | Знакомство с внешним строением кожи |
15.12 | Контрольная работа № 1 | За I полугодие |
22.12 | Практическая работа № 10 | Подсчёт ударов пульса |
17.01 | Тест № 2 | Поведение на улице и в транспорте |
19.01 | Тест № З | Дорожные знаки |
02.02 | Практическая работа №11 | Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды |
14.02 | Практическая работа № 12 | Полезные ископаемые |
16.02 | Практическая работа № 13 | Знакомство с культурными растениями |
02.03 | Практическая работа № 14 | Знакомство с различными монетами |
14.03 | Тест № 4 | Чему учит экономика |
16.05 | Тест № 5 | Путешествия по городам и странам |
18.05 | Контрольная работа № 2 | За год |
Аттестация обучающихся 3 класса осуществляется по четвертям, с аттестацией в конце каждой четверти.
В соответствии со ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
По итогам учебного года в апреле - мае проводится промежуточная аттестация обучающихся 2 - 4-х классов в форме комплексной работы (по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
№ уроков | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту |
I четверть | |||
Раздел «Как устроен мир» | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. ИОТ 016 от2017 г. Природа. | 04.09 | |
2 | Человек. | 07.09 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 11.09 | |
4 | Общество. | 14.09 | |
5 | Что такое экология. | 18.09 | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. | 21.09 | |
Раздел «Эта удивительная природа» | |||
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | 25.09 | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | 28.09 | |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | 02.10 | |
10 | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | 05.10 | |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | 09.10 | |
12 | Берегите воду! | 12.10 | |
13 | Как разрушаются камни. | 16.10 | |
14 | Что такое почва. Правила поведения при оползнях. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | 19.10 | |
15 | Разнообразие растений. | 23.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. Правила поведения на солнце. | 26.10 | |
II четверть | |||
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | 06.10 | |
18 | Охрана растений. Правила сбора растений. Практическая работа №8 «Правила сбора растений» | 09.11 | |
19 | Разнообразие животных. | 13.11 | |
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 16.11 | |
21 | Размножение и развитие животных. | 20.11 | |
22 | Охрана животных. Особенности поведения с дикими и домашними животными. | 23.11 | |
23 | В царстве грибов. | 27.11 | |
24 | Великий круговорот жизни. Тест №1 по теме «Эта удивительная природа» | 30.11 | |
" Мы и наше здоровье" | |||
25 | Организм человека. | 04.12 | |
26 | Органы чувств. Профилактика заболеваний. | 07.12 | |
27 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 9 «Знакомство с внешним строением кожи». | 11.12 | |
28 | Опора тела и движение. Первая помощь при ушибах, переломах. | 14.12 | |
29 | Контрольная работа № 1 за I полугодие. | 18.12 | |
30 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 21.12 | |
31 | Повторный инструктаж по ТБ. Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса». | 25.12 | |
III четверть | |||
32 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Режим дня. | 15.01 | |
Раздел «Наша безопасность» | |||
33 | Огонь, вода и газ. | 18.01 | |
34 | Чтобы путь был счастливым. Профилактика хищений. Тест № 2 по теме «Поведение на улице и в транспорте» | 22.01 | |
35 | Дорожные знаки. Тест № 3 по теме «Дорожные знаки» | 25.01 | |
36 | Проект «Кто нас защищает». Основные правила поведения и действия при пожаре. | 29.01 | |
37 | Опасные места. | 01.02 | |
38 | Природа и наша безопасность. | 05.02 | |
39 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 11 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 08.02 | |
"Чему учит экономика" | |||
40 | Для чего нужна экономика. | 12.02 | |
41 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 15.02 | |
42 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 12 «Полезные ископаемые». | 19.02 | |
43 | Растениеводство Практическая работа № 13 «Знакомство с культурными растениями». | 22.02 | |
44 | Животноводство. | 26.02 | |
45 46 | Какая бывает промышленность. | 01.03 05.03 | |
47 | Что такое деньги. Практическая работа № 14 «Знакомство с различными монетами». | 12.03 | |
48 | Проект «Экономика родного края». | 15.03 | |
49 | Государственный бюджет. Тест № 4 по теме «Чему учит экономика» | 19.03 | |
50 | Семейный бюджет. | 22.03 | |
IV четверть | |||
51 | Экономика и экология. | 02.04 | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» | |||
52 | Золотое кольцо России. | 05.04 | |
53 | Золотое кольцо России. | 09.04 | |
54 | Золотое кольцо России. | 12.04 | |
55 | Проект «Музей путешествий». | 16.04 | |
56 | Наши ближайшие соседи. | 19.04 | |
57 | Наши ближайшие соседи. | 23.04 | |
58 | Контрольная работа № 2 за год | 26.04 | |
59 | На севере Европы. | 30.04 | |
60 | Что такое Бенилюкс. | 07.05 | |
61 | В центре Европы. | 14.05 | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | 17.05 | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 21.05 | |
64 | На юге Европы. Тест № 5 по теме «Путешествия по городам и странам» | 24.05 | |
65 | Работа над ошибками. По знаменитым местам мира. | 28.05 | |
66 | Обобщение по разделу | 31.05 | |
67 - 68 | Резерв |
.
Лист
корректировки рабочей программы по окружающему миру
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО заместитель директора по УВР
Протокол №1 ___________________
от « » августа 201 г от « » августа 201 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Программа по окружающему миру 2 класс А.А.Плешаков и др. Программа "Школа России"
Программа составлена в рамках ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Программа по окружающему миру 3 класс. Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир".
Поурочное планирование по окружающему миру 3 классс "Планета знаний"...