Конспект урока 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie_na_mestnosti.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности с помощью компаса". 2-й класс
Задачи урока.
1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, уметь обобщать, делать выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” Плешаков, компасы.
Ход урока
I. Организация класса на занятие.
– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “ пять”!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вы не хотели бы отправиться туда, далеко, где небо сходится с землёй?
- Да!
- А как называется эта линия?
- Линия горизонта.
- Давайте туда отправимся? А куда мы пойдём? (Из мультфильма Маугли «А мы пойдём на север…)
- А что такое север?
-( )
- А какие ещё стороны света вы знаете?
-( )
- А как они располагаются?
Проверка Д/З
На карточках отмечают стороны света.
Проверка в парах.
- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.
Верните листочки.
- Кто доволен своим результатом?
- А у кого что-то не получилось?
- Что надо сделать, чтобы в следующий раз был хороший результат?
- ( )
На доске изображение 4 основных сторон света.
- Правильно ли изображены стороны света?
(Не хватает)
- Правильно. Сначала определяли 4 стороны, а потом для удобства добавили ещё 4 дополнительные. Дорисуйте дополнительные стороны света и подпишите их.
(Работа у доски. 2 ученика)
- Если перед вами север, то какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
- Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
- Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
- Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
- Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
- Мы вспомнили стороны света. Вы хорошо знаете стороны света? А покажите, где находится север.
- (Не знаем)
- Может быть кто-нибудь знает, что нам поможет?
- (Компас)
- Какая тема урока?
- (КОМПАС )
- Что нам нужно узнать на уроке?
- (ЧТО такое компас,
КАК им пользоваться,
ЗАЧЕМ он нам нужен)
- Так ЧТО такое компас?
- ( )
- Где можно узнать точное определение компаса?
- (В словаре.)
- Работа по словарю Ожегова. А сейчас мы с вами прочитаем определение слова компас по словарю Ожегова.
Два ученика в словаре ищут слово компас.
Пока они ищут информацию, давайте выскажем свои предположения.
-( )
Работающие со словарём читают:
Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие? (Основные)
Затем добавили промежуточные. Назовите их.
Такое устройство было неудобно. И для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.
- У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит?
- Корпус (футляр)
- Стрелка.
- Стержень, на который крепится стрелка.
- По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.
- Сбоку предохранитель. (уточняет учитель)
-Мы хорошо поработали, давайте отдохнём.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку …
Молодцы! Вы ребятишки!
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Молодцы! Давайте же скорее определим где находится север.
- (Мы не умеем. Не знаем)
- Что же надо сделать?
- (Надо узнать)
- Давайте вы подумаете и ответите на вопрос КАК надо пользоваться компасом.
- У вас на партах в конверте лежат шаги алгоритма работы с компасом. Скажите, как вы будете работать в группах.
- (Дети называют шаги плана «открытия», учитель фиксирует на доске
План «открытия».
- Ознакомиться с шагами алгоритма.
- Подумать и обсудить.
- Выстроить их в правильном порядке.
Работа в группах
На листочках написаны этапы работы с компасом. Дети приклеивают листочки в правильной последовательности на лист А3.
Правила пользования компасом.
- Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
- Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)
- Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
- Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
-Били ли у вас затруднения?
- ( )
- Справились хорошо!
- Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать?
-(Проверить по учебнику)
- Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.
Один ученик читает вслух.
- Теперь мы знаем, как надо пользоваться компасом.
Что будем делать дальше?
- (Тренироваться)
- Как проверить ваше «открытие»?
- (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)
- Определите расположение классного уголка.
- Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и встаньте лицом на север.
- Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
- Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
- Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
- Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
- Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
Работа в группах. Сравнение результатов работы в группах.
-Все группы правильно определили нахождение классного уголка.
1 группа отределяет по компасу расположение доски.
2 группа отределяет по компасу расположение двери.
3 группа отределяет по компасу расположение шкафа.
4 группа отределяет по компасу расположение учительского стола.
- Молодцы! Вы правильно определили.
Включение в систему знаний и повторение.
- А зачем нам нужно уметь пользоваться компасом?
- (Чтобы не заблудиться, - Найти дорогу …. )
- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)
- Вы можете прочитать книги про путешественников, лётчиков, мореплавателях и увидеть, что компас – очень важный предмет.
Подведение итога урока.
– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?
- Какое задание будете выполнять дома?
Рефлексия. Самооценка настроения. Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы не поняли, как пользоваться компасом, есть ошибки, покажите красный цвет. Если поняли, но есть вопросы и допустили ошибки – жёлтый. Если поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами – зелёный.
Анализ учителем самооценки учащихся.
- Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Образование новых слов с помощью приставок". Перспектива.
Конспект урока "Образование новых слов с помощью приставок". Перспектива....
Конспект урока : «Вычисление результата умножения с помощью сложения»
Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Вычисление результата умножения с помощью сложения»Цели урока: - закреплять умение заменять сложение вычитанием...
Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс УМК "Школа России"
quot;Ориентирование на местности"...
Конспект урока математики "Прием умножения с помощью сложения"
Математика, 2 класс, "Школа России"...
Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам. Планируемые результат...
Ориентирование на местности с помощью компаса 2 класс окружающий мир
урок предназначен для 2 класса...
Окружающий мир 3 классТема урока: Ориентация на местности с помощью Солнца, звезд, луны
Ориентация на местности с помощью Солнца, звезд, луны...