Ориентирование на местности с помощью компаса 2 класс окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Учебно-методический комплекс урока: УМК «Перспектива»
Дидактические сопровождение:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Оборудование: индивидуальные компасы, рабочие тетради, таблички с названием основных сторон горизонта,
Материалы для познавательной деятельности обучающихся: Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. - «Издательство «Мир и Образование», 2005.
Технологическая карта урока
Тема: Ориентирование на местности с помощью компаса | Тип: изучение нового материала | |||
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задачи: развития универсальных учебных действий |
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности учащихся Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | - С каким настроением вы пришли на урок? Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя. Корректирует настроение одной - двумя фразами, дополнительно настроев на работу | Подготовка класса к работе Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р.: целеполагание; Л.: самоопределение |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | Выявление уровня знаний. 1. Фронтальная беседа - Кто помнит русскую народную сказку «Маша и Медведь»? Что произошло в этой сказке с Машей? - А почему Маша самостоятельно не смогла выйти из леса? - Что такое ориентирование на местности? (Приложение №2) У. -Что такое горизонт? О. - Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. У. – Что такое линия горизонта? О. – Это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью. У. - Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? У. – Назовите промежуточные стороны горизонта. 2. Индивидуальная работа - Ученица определяет по репродукции картины Шишкина И.И. «Рожь» стороны горизонта. 3. Самостоятельная индивидуальная работа. (Приложение № 3) | 1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему. 2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. 3. Организовывает самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | Дети отгадывают загадку и запоминают отгадку. Выполняют самостоятельную работу по карточкам. | П.: развитие логического мышления; П.:- подведение под понятие; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Р.:- с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения; |
III. Выявление места и причин затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | У. – Определите направление окон в классе? Достаточно ли нам тех знаний, которыми мы владеем? Итак, что мы знаем и что умеем? На доске появляется таблица (Приложение № 4). О. – Нет, здесь нет мхов, нет деревьев. | Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва. | Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения. Фиксируют проблему. Составляют таблицу «Что я знаю? И Что я умею?» | К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Р.: - принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | У. - Что нам делать? Откуда мы можем узнать, что нам может помочь, кто нам может помочь? - Обратимся в толковый словарь (Приложение №2) О. Читают и подчёркивают. Ориентирование – Нам нужен, какой - то прибор…. Найти из разных источников прибор, изучить его, и научится им пользоваться. У. - Найти, прибор, для определения сторон горизонта. У. – Мы нашли прибор, можем мы отправляться в путешествие? О. – Нет, мы не знаем, как им пользоваться. У. – Наша задача: научатся пользоваться компасом и ориентироваться на местности с помощью компаса. Куда нам обратиться за помощью? О. – В учебник. Изучение компаса По учебнику с. 75. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают со словарями и карандашом, отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …» Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые им нужно уточнить и научиться правильно их применять. | П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять | Работа по учебнику с.75 Изучение памятки «Как пользоваться компасом» и применение действий на практике. | Организует учебное исследование, для выделения понятия. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему. Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе. | Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; Р.: - контроль, коррекция, оценка; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; П.: - выполнение действий по алгоритму; |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач | Выполнение задания в рабочей тетради № 1, №2, №3, с.29- 30. | Организует самостоятельную коррекционную работу. | Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства. |
VII. Этап включения в систему знаний и повторений. Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний | Практическая работа по освоению приёмов ориентирования по компасу | Организует деятельность по применению новых знаний. Организует коррекционную работу, практическую работу, | Решают задания на включение нового знания в систему знаний. | Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. |
VIII. Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Оцените свои достижения на уроке. - Что получилось? - Что не получилось? - Почему не получилось? - Оцените своё настроение по результатам работы. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства. |
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока? -Что было интересным? - Над чем надо поработать? |
Контрольно-оценивающая деятельность. | Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество. | Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. | |
1 уровень – учебник: прочитать текст на с.74-75, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им. 2 уровень - рабочая тетрадь № 6, с.31-32. 3 уровень – подготовить сообщение об истории компаса. Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. | Объясняет сущность домашнего задания. | Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.
Ознакомиться с презентацией и дополнительными материалами Вы можете, скачав файл по ссылке http://files.mail.ru/816BBD85B01041228E190F6EC95B6374...
Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.
УМК "Школа России". Окружающий мир.2 класс (Плешаков А.А.) Урок на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС....
Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас".
Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас". УМК Школа России по учебнику А.А.Плешакова....
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о ком...
Конспект урока 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...