Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Маликова Дина Радиковна

"Ориентирование на местности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Предмет:окружающий мир

Класс:2 в

Тема урока:Ориентирование на местности.

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету.

Планируемые результаты:

  • предметные:учащиеся

 научатся пользоваться компасом,ориентироваться по нему;ориентироваться по местным признакам;познакомятся с понятием горизонт;научатся различать стороны горизонта;

  • личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

Тип урока:изучения нового


Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин.

-Здравствуйте,садитесь.

Приветствуют учителя.

2

Мотивационный

2мин

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

Слушают учителя

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3

Актуализация знаний.

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.:уст.упр

5 мин.

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?Какую тему?

О чём мы начали говорить?С чем познакомились?

Отвечают на вопросы..

4

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.:уст. упр.

.

Слов: ответы на вопросы

Практич: назвать ориентиры

Слов:ответы на вопросы

10 мин.

- Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.

«Бывало в сказках старый столб –

Вещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя удача

На всём твоём пути…

Так помоги решить задачу,

Куда ему идти?»

- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)

Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).

-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет.

На доске появляется карточка ориентиры.

-Как понимаете? (знакомые предметы).

-Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?

Улица Набережная,  магазин «Магнит».

-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? (Ответы детей).

-Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до остановки «Бабушкино»

(ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.)

-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).

-Как понимаете ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

Прочитаем текст в учебнике на с.74.

-Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Проделывают путь от школы

Определяют тему урока

Читают определение «ориентирование» в учебнике

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его

5

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: устное

писм.упр

Практич: чтение текста в учебнике

Словес: ответы на вопросы

Практич: работа в группах

Практич: определить какое положение показывает конец стрелки

20 мин

-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?

Вызываю 3 учеников.

-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,

второму – на юг,

третьему – на восток.

(дети обсуждают, как определить направление. приходят к выводу, что это невозможно).

-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

– Существует такой прибор.

Загадка: Качается стрелка туда и сюда.

Укажет нам север и юг без труда.

(компас)

-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?

Нам растолкует словарь Ожегова.


Компас – прибор, указывающий направление сторон света.

-Прочитаем текст в учебнике на с.75.

-Что вы поняли исходя из данного текста?

По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.

-Посмотрите на слайд. 

-Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?

Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.

.

-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).

-Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)

- Прочитаем в учебнике с.75.

-Какие правила вы узнали?

Работа по группам.

-Вспомним правила работы в группах.

-Положите компас на парту. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь.

-Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С.

-Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки.

Не допускать ошибки:

-не поворачиваться самому, а крутить компас

-не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.


Слушают учителя.

Определять ориентиры

Отвечают на вопросы.

Читают текст в учебнике

Слушают учителя

Определяют какое положение показывает конец стрелки

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: выполнять учебный действия в материализован., громкоречевой и умственной форме.

Л: учебно-позновательный интерес к новому материалу

6

Физминутка.

1 мин.

Светофор.

Выполняют упражнения

Л:сохранение здровья

Решение частных задач

Практич.:.устное упр

работа с учебником.

Практич: рассказ сообщений

Практич: Работа с учебником

Практич: работа в группах

-Для чего служит компас? (определение сторон горизонта)

Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.

Дети приготовили сообщения.

1 – по Солнцу.

2  – по Звёздам, Полярной звезде.

3  – по Луне.

Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.

«Дневная путеводная звезда».

Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.

-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?


Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

-Но не будете, же вы ждать ночи?

По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.

-Ребята, прочитайте текст на с.76.

-Что вы поняли исходя из данного текста

  • Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
  • Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
  • Хвойные склоняются в солнечную сторону;
  • Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
  • После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.

Работа в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группах?

Задания по карточкам:

  1. На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).
  2. Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направление на север и юг?(посмотреть много деревьев)
  3. Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются на юг).

Слушают сообщения

Читают текст из учебника

Отвечают на вопросы

Работают в группах

Отвечают на задания по карточкам

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

К: участие в диалоге; слушание и понимание других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных;

7

Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

-Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.

-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?


-Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

8

Домашнее задание

1 мин

Читать тексты в учебнике, работа в тетради.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"

Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине"  по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики 1 класс "Школа России"

Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...

Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.

Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....