Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
"Ориентирование на местности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс УМК "Школа России" | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Окружающий мир
Предмет:окружающий мир
Класс:2 в
Тема урока:Ориентирование на местности.
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету.
Планируемые результаты:
- предметные:учащиеся
научатся пользоваться компасом,ориентироваться по нему;ориентироваться по местным признакам;познакомятся с понятием горизонт;научатся различать стороны горизонта;
- личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;
Тип урока:изучения нового
№ | Этап урока. Методы и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. Момент Словес.: приветствие | 1 мин. | -Здравствуйте,садитесь. | Приветствуют учителя. | |
2 | Мотивационный | 2мин | Начинается урок, | Слушают учителя | Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
3 | Актуализация знаний. Словес.: ответы на вопросы. Практич.:уст.упр | 5 мин. | Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?Какую тему? О чём мы начали говорить?С чем познакомились? | Отвечают на вопросы.. | |
4 | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы. Практич.:уст. упр. . Слов: ответы на вопросы Практич: назвать ориентиры Слов:ответы на вопросы | 10 мин. | - Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту. «Бывало в сказках старый столб – Вещал богатырям: Пойдёшь направо – конь падёт, Налево – сгинешь сам, А прямо – ждёт тебя удача На всём твоём пути… Так помоги решить задачу, Куда ему идти?» - Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти) Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых). -Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. На доске появляется карточка ориентиры. -Как понимаете? (знакомые предметы). -Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать? Улица Набережная, магазин «Магнит». -Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? (Ответы детей). -Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до остановки «Бабушкино» (ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.) -Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности). -Как понимаете ориентирование? Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта. Прочитаем текст в учебнике на с.74. -Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы Проделывают путь от школы Определяют тему урока Читают определение «ориентирование» в учебнике | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Р: принимают и сохраняют учебную задачу Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его |
5 | Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы. Практич.: устное писм.упр Практич: чтение текста в учебнике Словес: ответы на вопросы Практич: работа в группах Практич: определить какое положение показывает конец стрелки | 20 мин | -Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе? Вызываю 3 учеников. -Я предлагаю одному из вас пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток. (дети обсуждают, как определить направление. приходят к выводу, что это невозможно). -Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации? – Существует такой прибор. Загадка: Качается стрелка туда и сюда. Укажет нам север и юг без труда. (компас) -Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас? Нам растолкует словарь Ожегова.
-Прочитаем текст в учебнике на с.75. -Что вы поняли исходя из данного текста? По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае. -Посмотрите на слайд. -Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом? Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З. . -Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет). -Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.) - Прочитаем в учебнике с.75. -Какие правила вы узнали? Работа по группам. -Вспомним правила работы в группах. -Положите компас на парту. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь. -Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С. -Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки. Не допускать ошибки: -не поворачиваться самому, а крутить компас -не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли. | Слушают учителя. Определять ориентиры Отвечают на вопросы. Читают текст в учебнике Слушают учителя Определяют какое положение показывает конец стрелки | Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: выполнять учебный действия в материализован., громкоречевой и умственной форме. Л: учебно-позновательный интерес к новому материалу |
6 | Физминутка. | 1 мин. | Светофор. | Выполняют упражнения | Л:сохранение здровья |
Решение частных задач Практич.:.устное упр работа с учебником. Практич: рассказ сообщений Практич: Работа с учебником Практич: работа в группах | -Для чего служит компас? (определение сторон горизонта) Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам. Дети приготовили сообщения. 1 – по Солнцу. 2 – по Звёздам, Полярной звезде. 3 – по Луне. Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе. «Дневная путеводная звезда». Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток. -А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север. -Но не будете, же вы ждать ночи? По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке. -Ребята, прочитайте текст на с.76. -Что вы поняли исходя из данного текста
По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими. Работа в группах. -Давайте вспомним правила работы в группах? Задания по карточкам:
| Слушают сообщения Читают текст из учебника Отвечают на вопросы Работают в группах Отвечают на задания по карточкам | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р: осуществлять итоговый контроль по результату. К: участие в диалоге; слушание и понимание других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных; | ||
7 | Итог урока. Рефлексия. | 5 мин. | -Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток. -Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?
| Отвечают на вопросы учителя. | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |
8 | Домашнее задание | 1 мин | Читать тексты в учебнике, работа в тетради. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"
Тема: Однозначные и двузначные числа....
Конспект урока математики 1 класс.Школа России
Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...
конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения
Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....
План конспект урока математики 3 класс Школа России
Тема: Таблица умножения. Закрепление. Решение задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...
Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"
Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине" по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....
Конспект урока математики 1 класс "Школа России"
Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...
Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.
Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....