Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Камаева Анастасия Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: что такое ориентирование на местности; по каким признакам можно ориентироваться на местности;

уметь: различать стороны горизонта; ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

 

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.2020                                                                               ФИО учителя: Давыдова Наталья Владимировна

Школа: МКОУ СОШ№2                                                           ФИО студента: Камаева Анастасия Андреевна, 46 гр.

Класс: 2 «А»                                                                                         ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

Кабинет: 1

                                                     

Конспект  урока  окружающего мира

Тема: «Ориентирование на местности»

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: что такое ориентирование на местности; по каким признакам можно ориентироваться на местности;

уметь: различать стороны горизонта; ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

Личностные: 

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:  УМК « Школа России»,  «Окружающий мир» Плешакова А.А. учебник для 2 класса, рабочая тетрадь,  презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

- Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и мысленно произнесите: «У меня все получится! Я умею делать все!».

- Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

         

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

 Практический: выполнение проверочной работы

 

Словесный: подводящий диалог

Словесный: монолог учителя

7

мин

- Прежде чем перейти к новой теме, нужно вспомнить, что мы проходили на прошлом.

- Посмотрите на слайд, разгадайте ребус.

- Что это?

- Ребята, какая Земля по форме?

- А какие вы можете привести доказательства в том, что Земля круглая?

- С какими понятиями вы познакомились на прошлом горизонте?

- Что такое горизонт?

- Что такое линия горизонта?

- Назовите основные стороны света.

- Кто попробует написать на доске сокращение сторон света?

- Как в давние времена люди определяли стороны света и возвращались домой?

- Какой предмет появился для точного определения сторон света?

- Молодцы! Усвоили тему.

- И мы продолжим заполнять «Календарь природы».

- Ребята, нам пришло письмо от Винни-Пуха и его друзей, давайте прочитаем его.

(Здравствуйте, ребята! Я хочу вам рассказать, как однажды я и мои друзья пошли в лес за ягодами. Все было хорошо, мы насобирали целую корзину ягод, мы были очень рады и веселились. Но пришло время возвращаться домой, как вдруг, мы поняли, что заблудились. К счастью, с нами был наш самый умный друг – Кролик. Он нам показал, как же можно выбраться из леса, зная определенные признаки в природе. Мы выбрались из леса и поблагодарили Кролика. Теперь мы тоже знаем как ориентироваться на местности.)

- О чем рассказал Винни-Пух?

- Кто им помог и как?

- Земля

- Круглая

-Снимки из космоса, кругосветные путешествия и т.д.

- Горизонт, линия горизонта

- Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя

- Это граница, где земля и небо визуально сходятся

- Север, юг, запад, восток

- С, Ю, З, В

- По солнцу

- Компас

Заполняют «Календарь природы»

- О том, что он и его друзья пошли в лес за ягодами и заблудились

- Им помог Кролик, он объяснил как ориентироваться на местности

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

3 мин

-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Ориентирование на местности» 

-Кто попробует поставить цели на наш урок?

Цель: узнать, как и с помощью чего ориентироваться на местности.

- Давайте составим план на урок.

 - «Ориентирование на местности»

- Узнаем, как и с помощью чего ориентироваться на местности

- План:

1. Узнаем, что такое на местности

2. Узнаем, что помогает ориентироваться на местности

3. Выполним задания по ориентированию на местности

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

Словесный: монолог учителя

10 мин

- Ребята, кто самостоятельно приходит в школу и обратно домой? Как вы находите дорогу домой?

- Верно! Мы всегда ориентируемся по хорошо заметным и запоминающимся предметам. Эти предметы (дома, магазины, достопримечательности, дорожные знаки и т.д.) называются  ориентиры.

- А что такое местность?

- Верно! Это участок, на котором находятся предметы (дома, лес, реки и т.д.).

- Предположите, что такое ориентирование на местности?

- Ориентирование на местности – это определение местоположения и направления пути.

- Какой предмет может нам помочь ориентироваться на местности и более того, определить стороны света?

- Что такое компас?

- Компас – это одно из величайших изобретений. А историю его происхождения вы сейчас узнаете. Внимательно слушайте и смотрите.

- Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения. Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

- Где изобрели компас?

- Для чего он нужен?

- Как его называли в древности?

- Итак, сейчас мы с вами научимся пользоваться компасом. У вас на пару лежит компас. Пользуйтесь им аккуратно.

- 1. Положите компас на ровную поверхность,  в нашем случае на парту.

- Посмотрите на слайд. Компас состоит из корпуса, магнитной стрелки (синяя) и предохранитель.

- 2. Аккуратно оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится.

3. Далее поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный - с буквой Ю. Тогда се буквы укажут направления сторон горизонта.

4. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

- Вспомните, как на прошлом уроке мы определяли стороны света по солнцу, а также ориентировались по нему.

- Где находится солнцу утром?

- Верно! В 7 часов утра, солнце встает на востоке, в полдень – на юге, а вечером, солнце заходит на западе. Найдя по солнцу эти стороны, можно определить и другие.

- Например, если в полдень (12 дня), о впереди будет север, слева запад, справа восток. Посмотрите видео, как это определить.

- Ребята, давайте представим такую ситуацию. Мы попали в лес и заблудились, но с собой у нас нет компаса, а солнце скрылось за облака. Что нам поможет вернуться домой?  

- На южной стороне у деревьев ветви более длиннее и гуще, чем с северной. Почему так?

- Посмотрите на картинку. Что за дерево изображено?

- Рассмотрите внимательно. Вы также можете заметить, что с одной стороны кора более белее, чем с другой. Как вы думаете, с какой стороны кора более белее?

- Верно! С южной стороны кора более белее и чище, чем с северной.

- Мхи и лишайники очень любят холод. Как вы думаете, с какой стороны их будет больше всего?

- Вы когда-нибудь наблюдали, где быстрее начинает тать снег?

- Например в полдень, солнце достигает пика нагревания. Где оно находится в полдень?

- Верно! Снег быстрее тает на склонах, обращенные к югу.

- Итак, именно эти природные признаки нам помогут выбраться из леса.

- Но запомните, что природные признаки не всегда бывают надежными, поэтому, чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков.

- А также, вам следует сразу запоминать в какую сторону вы начали свой путь, возвращаться вам нужно будет в противоположную сторону.

- Ребята, а что если вы окажетесь в лесу в зимнее время года. Что вам поможет?

- Запоминаем дорогу, помогают знакомые дома, магазины и т.д.

- Это пространство, участок

- Определение того, где находишь

- Компас

- Прибор для определения сторон горизонта

- В Китае

- Для ориентирования на местности

- «Ведающим югом»

Учатся работать с компасом.

- На востоке

- Природные признаки

- Потому что растения тянутся к солнцу, к теплу

- Береза

- С южной

- С северной

- Где больше падает солнце

- На юге

- Мы сможем ориентироваться по солнцу, а также наши следы, но и зимой можно увидеть то, что ветки деревьев с одной стороны гуще, чем с другой

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

Динамическая пауза

1 мин

-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео)

Выполняют динамическую паузу

V. Первичное закрепление

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

5 мин

 - Сейчас вы поработаете в парах. Откройте страницу 74. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы:

1. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Сереже и Наде, чтобы найти дорогу до музея?

2. Какие предметы вам помогают ориентироваться, когда вы идете домой из школы?

Работают в паре.

- 1. Им поможет стадион слева от низ, карусель, от дуба повернуть налево и они придут к музею

2. Нам помогают здания которые мы проходим мимо

 

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа; графическое выполнение работы

8 мин

- Откройте рабочие тетради на странице 45. Выполните самостоятельно № 1 и 2.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга.

Самостоятельно выполняют задания в РТ.

Взаимопроверка.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа, Практический: разгадывание загадок

5 мин

- Откройте РТ на странице 47, № 4.

- Как вы видите, там 3 текста. 1 ряд – делает 1 текст, 3 ряд – 2 и 3 ряд – 3 текст.

- Давайте проверим, что у вас получилось?

- С помощью какого предмета можно определить стороны света?

- Где появился компас?

- По каким природным признакам мы можем ориентироваться на местности?

- 1. В, З, С, Ю

2. Ю,С, В, З

3. З, В, Ю, С

- С помощью компаса

- В Китае

- По мху – он растет с северной стороны, так как любит холод, по березе – она белее и чище с южной стороны, по ветвям деревьев – они гуще с южной стороны, весной по снегу – сильнее всего таит на южной стороне.

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

-Какая была тема нашего урока? Цель?

-Всем спасибо, за урок!

- «Ориентирование на местности»

- Узнаем, как и с помощью чего ориентироваться на местности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

Задания для дистанционного обучения:

  1. Прочить параграф ориентирование на местности.
  2. Посмотреть видео-урок https://youtu.be/NW6Pu-FKgWM 
  3. Выполнить задания в РТ: стр.45 № 1,2; стр. 47 № 4.
  4. Заполнить «Календарь природы»
  5. Посмотреть видео «Ориентирование по природным признакам» http://piter.tv/video_clip/113537/ . Посмотрев видео выделите признаки, которые присущи определенному времени года.  

Системный анализ урока окружающего мира

Дата: 17.04.2020

Тема: «Ориентирование на местности»

1. Анализ целей урока

  • Цели урока были правильно и обосновано поставлены с учетом уровня знаний и умений учащихся, программных требований, содержания материала, возможностей самого учителя.
  • Для формулировки цели, используется ситуация затруднения, предполагалось прослушать текст, из которого им нужно было вывести тему урока.
  • Учащиеся самостоятельно поставили цели урока.
  • Поставленные цели стали для учеников личностно значимыми.
  • Степень достижения поставленной цели высокая.

2. Анализ структуры и организации урока

  • Урок соответствует его цели и типу «открытие» нового знания.
  • Урок логически построен и этапы урока взаимосвязаны.
  • Распределения времени по этапам урока целесообразны.
  • Начало урока по конспекту было организовано: эмоциональный настрой, проверка знаний по прошлой теме, подводящий диалог, постановка темы и цели, составление плана на урок. Начало урока в дистанционном режиме: проверка знаний, постановка цели, опираясь на тему.
  • После выполнения задания были подведены итоги выполненных заданий, для рефлексии детям было предложено самостоятельно оценить свою деятельность по десятибалльной шкале.
  • Урок был проведен в дистанционном режиме, для его подготовки были необходимы: презентация, учебник, рабочая тетрадь, интернет.

3. Анализ содержания урока

  • Данный урок соответствует требованиям программы «Школа России».
  • Уровень научности изложения материала урока - средний. Содержание урока имело связь с интересами учеников.  
  • Главная идея темы состояла в понимании обучающимися, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
  • Содержание урока имело связь с интересами учеников.  
  • Работа с понятиями была проведена. Понятия были самостоятельно выведены и закреплены.

4. Анализ деятельности учителя

  • Методы, приемы и средства обучения были подобраны целесообразно с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
  • Использованы, практические, частично-поисковые и наглядные методы и приемы, применяемые на дистанционном уроке.
  • Актуализация опорных знаний была проведена в виде опроса по прошлой теме.
  • Была проведена самостоятельная работа по рабочей тетради, самостоятельная работа была внеаудиторная, так как урок проходил в дистанционном режиме, степень сложности – средний, урок не был вариативным, был проведен инструктаж по выполнению заданий через презентацию.
  • Для ознакомления с темой урока детям был отправлен видео-урок и алгоритм выполнения заданий с пояснением.

5. Анализ деятельности учащихся

  • По причине карантина невозможно оценить деятельность учащихся на уроке. При оценивании самостоятельных работ учителем ни один из учащихся не имел возражений.

6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока

  • Предметом оценочных суждений учителя стало правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность способов выполнения задания.
  • Ребятам удалось достичь цели урока на разных уровнях.
  • Рефлексия была проведена в дистанционном режиме. Дети самостоятельно выставили себе балл за работу по десятибалльной шкале.

Проведенный мной урок окружающего мира я оцениваю на «4» баллов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...