Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: что такое ориентирование на местности; по каким признакам можно ориентироваться на местности;
уметь: различать стороны горизонта; ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
Личностные:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Ориентирование на местности" 2 класс "Школа России" | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 17.04.2020 ФИО учителя: Давыдова Наталья Владимировна
Школа: МКОУ СОШ№2 ФИО студента: Камаева Анастасия Андреевна, 46 гр.
Класс: 2 «А» ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна
Кабинет: 1
Конспект урока окружающего мира
Тема: «Ориентирование на местности»
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: что такое ориентирование на местности; по каким признакам можно ориентироваться на местности;
уметь: различать стороны горизонта; ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
Личностные:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК « Школа России», «Окружающий мир» Плешакова А.А. учебник для 2 класса, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Челябинск, 2020
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | - Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и мысленно произнесите: «У меня все получится! Я умею делать все!». - Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной. Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации Практический: выполнение проверочной работы
Словесный: подводящий диалог Словесный: монолог учителя | 7 мин | - Прежде чем перейти к новой теме, нужно вспомнить, что мы проходили на прошлом. - Посмотрите на слайд, разгадайте ребус. - Что это? - Ребята, какая Земля по форме? - А какие вы можете привести доказательства в том, что Земля круглая? - С какими понятиями вы познакомились на прошлом горизонте? - Что такое горизонт? - Что такое линия горизонта? - Назовите основные стороны света. - Кто попробует написать на доске сокращение сторон света? - Как в давние времена люди определяли стороны света и возвращались домой? - Какой предмет появился для точного определения сторон света? - Молодцы! Усвоили тему. - И мы продолжим заполнять «Календарь природы». - Ребята, нам пришло письмо от Винни-Пуха и его друзей, давайте прочитаем его. (Здравствуйте, ребята! Я хочу вам рассказать, как однажды я и мои друзья пошли в лес за ягодами. Все было хорошо, мы насобирали целую корзину ягод, мы были очень рады и веселились. Но пришло время возвращаться домой, как вдруг, мы поняли, что заблудились. К счастью, с нами был наш самый умный друг – Кролик. Он нам показал, как же можно выбраться из леса, зная определенные признаки в природе. Мы выбрались из леса и поблагодарили Кролика. Теперь мы тоже знаем как ориентироваться на местности.) - О чем рассказал Винни-Пух? - Кто им помог и как? | - Земля - Круглая -Снимки из космоса, кругосветные путешествия и т.д. - Горизонт, линия горизонта - Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя - Это граница, где земля и небо визуально сходятся - Север, юг, запад, восток - С, Ю, З, В - По солнцу - Компас Заполняют «Календарь природы» - О том, что он и его друзья пошли в лес за ягодами и заблудились - Им помог Кролик, он объяснил как ориентироваться на местности | П.: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с выделением существенных признаков К: взаимодействие с партнером П.: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с выделением существенных признаков К: взаимодействие с партнером |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог | 3 мин | -Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит? -Кто попробует поставить цели на наш урок? Цель: узнать, как и с помощью чего ориентироваться на местности. - Давайте составим план на урок. | - «Ориентирование на местности» - Узнаем, как и с помощью чего ориентироваться на местности - План: 1. Узнаем, что такое на местности 2. Узнаем, что помогает ориентироваться на местности 3. Выполним задания по ориентированию на местности | П: построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации Р: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: подводящий диалог Словесный: монолог учителя | 10 мин | - Ребята, кто самостоятельно приходит в школу и обратно домой? Как вы находите дорогу домой? - Верно! Мы всегда ориентируемся по хорошо заметным и запоминающимся предметам. Эти предметы (дома, магазины, достопримечательности, дорожные знаки и т.д.) называются ориентиры. - А что такое местность? - Верно! Это участок, на котором находятся предметы (дома, лес, реки и т.д.). - Предположите, что такое ориентирование на местности? - Ориентирование на местности – это определение местоположения и направления пути. - Какой предмет может нам помочь ориентироваться на местности и более того, определить стороны света? - Что такое компас? - Компас – это одно из величайших изобретений. А историю его происхождения вы сейчас узнаете. Внимательно слушайте и смотрите. - Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения. Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. - Где изобрели компас? - Для чего он нужен? - Как его называли в древности? - Итак, сейчас мы с вами научимся пользоваться компасом. У вас на пару лежит компас. Пользуйтесь им аккуратно. - 1. Положите компас на ровную поверхность, в нашем случае на парту. - Посмотрите на слайд. Компас состоит из корпуса, магнитной стрелки (синяя) и предохранитель. - 2. Аккуратно оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. 3. Далее поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный - с буквой Ю. Тогда се буквы укажут направления сторон горизонта. 4. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель. - Вспомните, как на прошлом уроке мы определяли стороны света по солнцу, а также ориентировались по нему. - Где находится солнцу утром? - Верно! В 7 часов утра, солнце встает на востоке, в полдень – на юге, а вечером, солнце заходит на западе. Найдя по солнцу эти стороны, можно определить и другие. - Например, если в полдень (12 дня), о впереди будет север, слева запад, справа восток. Посмотрите видео, как это определить. - Ребята, давайте представим такую ситуацию. Мы попали в лес и заблудились, но с собой у нас нет компаса, а солнце скрылось за облака. Что нам поможет вернуться домой? - На южной стороне у деревьев ветви более длиннее и гуще, чем с северной. Почему так? - Посмотрите на картинку. Что за дерево изображено? - Рассмотрите внимательно. Вы также можете заметить, что с одной стороны кора более белее, чем с другой. Как вы думаете, с какой стороны кора более белее? - Верно! С южной стороны кора более белее и чище, чем с северной. - Мхи и лишайники очень любят холод. Как вы думаете, с какой стороны их будет больше всего? - Вы когда-нибудь наблюдали, где быстрее начинает тать снег? - Например в полдень, солнце достигает пика нагревания. Где оно находится в полдень? - Верно! Снег быстрее тает на склонах, обращенные к югу. - Итак, именно эти природные признаки нам помогут выбраться из леса. - Но запомните, что природные признаки не всегда бывают надежными, поэтому, чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков. - А также, вам следует сразу запоминать в какую сторону вы начали свой путь, возвращаться вам нужно будет в противоположную сторону. - Ребята, а что если вы окажетесь в лесу в зимнее время года. Что вам поможет? | - Запоминаем дорогу, помогают знакомые дома, магазины и т.д. - Это пространство, участок - Определение того, где находишь - Компас - Прибор для определения сторон горизонта - В Китае - Для ориентирования на местности - «Ведающим югом» Учатся работать с компасом. - На востоке - Природные признаки - Потому что растения тянутся к солнцу, к теплу - Береза - С южной - С северной - Где больше падает солнце - На юге - Мы сможем ориентироваться по солнцу, а также наши следы, но и зимой можно увидеть то, что ветки деревьев с одной стороны гуще, чем с другой | П: построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации П: построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой П: построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации |
Динамическая пауза | 1 мин | -Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео) | Выполняют динамическую паузу | |
V. Первичное закрепление Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера | 5 мин | - Сейчас вы поработаете в парах. Откройте страницу 74. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы: 1. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Сереже и Наде, чтобы найти дорогу до музея? 2. Какие предметы вам помогают ориентироваться, когда вы идете домой из школы? | Работают в паре. - 1. Им поможет стадион слева от низ, карусель, от дуба повернуть налево и они придут к музею 2. Нам помогают здания которые мы проходим мимо
| П: поиск и выделение необходимой информации П: построение речевого высказывания |
VI.Самостоя-тельная работа с проверкой Практический: самост. работа; графическое выполнение работы | 8 мин | - Откройте рабочие тетради на странице 45. Выполните самостоятельно № 1 и 2. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга. | Самостоятельно выполняют задания в РТ. Взаимопроверка. | П: поиск и выделение необходимой информации П: поиск и выделение необходимой информации П: осознанное построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа, Практический: разгадывание загадок | 5 мин | - Откройте РТ на странице 47, № 4. - Как вы видите, там 3 текста. 1 ряд – делает 1 текст, 3 ряд – 2 и 3 ряд – 3 текст. - Давайте проверим, что у вас получилось? - С помощью какого предмета можно определить стороны света? - Где появился компас? - По каким природным признакам мы можем ориентироваться на местности? | - 1. В, З, С, Ю 2. Ю,С, В, З 3. З, В, Ю, С - С помощью компаса - В Китае - По мху – он растет с северной стороны, так как любит холод, по березе – она белее и чище с южной стороны, по ветвям деревьев – они гуще с южной стороны, весной по снегу – сильнее всего таит на южной стороне. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | -Какая была тема нашего урока? Цель? -Всем спасибо, за урок! | - «Ориентирование на местности» - Узнаем, как и с помощью чего ориентироваться на местности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
Задания для дистанционного обучения:
- Прочить параграф ориентирование на местности.
- Посмотреть видео-урок https://youtu.be/NW6Pu-FKgWM
- Выполнить задания в РТ: стр.45 № 1,2; стр. 47 № 4.
- Заполнить «Календарь природы»
- Посмотреть видео «Ориентирование по природным признакам» http://piter.tv/video_clip/113537/ . Посмотрев видео выделите признаки, которые присущи определенному времени года.
Системный анализ урока окружающего мира
Дата: 17.04.2020
Тема: «Ориентирование на местности»
1. Анализ целей урока
- Цели урока были правильно и обосновано поставлены с учетом уровня знаний и умений учащихся, программных требований, содержания материала, возможностей самого учителя.
- Для формулировки цели, используется ситуация затруднения, предполагалось прослушать текст, из которого им нужно было вывести тему урока.
- Учащиеся самостоятельно поставили цели урока.
- Поставленные цели стали для учеников личностно значимыми.
- Степень достижения поставленной цели высокая.
2. Анализ структуры и организации урока
- Урок соответствует его цели и типу «открытие» нового знания.
- Урок логически построен и этапы урока взаимосвязаны.
- Распределения времени по этапам урока целесообразны.
- Начало урока по конспекту было организовано: эмоциональный настрой, проверка знаний по прошлой теме, подводящий диалог, постановка темы и цели, составление плана на урок. Начало урока в дистанционном режиме: проверка знаний, постановка цели, опираясь на тему.
- После выполнения задания были подведены итоги выполненных заданий, для рефлексии детям было предложено самостоятельно оценить свою деятельность по десятибалльной шкале.
- Урок был проведен в дистанционном режиме, для его подготовки были необходимы: презентация, учебник, рабочая тетрадь, интернет.
3. Анализ содержания урока
- Данный урок соответствует требованиям программы «Школа России».
- Уровень научности изложения материала урока - средний. Содержание урока имело связь с интересами учеников.
- Главная идея темы состояла в понимании обучающимися, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
- Содержание урока имело связь с интересами учеников.
- Работа с понятиями была проведена. Понятия были самостоятельно выведены и закреплены.
4. Анализ деятельности учителя
- Методы, приемы и средства обучения были подобраны целесообразно с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
- Использованы, практические, частично-поисковые и наглядные методы и приемы, применяемые на дистанционном уроке.
- Актуализация опорных знаний была проведена в виде опроса по прошлой теме.
- Была проведена самостоятельная работа по рабочей тетради, самостоятельная работа была внеаудиторная, так как урок проходил в дистанционном режиме, степень сложности – средний, урок не был вариативным, был проведен инструктаж по выполнению заданий через презентацию.
- Для ознакомления с темой урока детям был отправлен видео-урок и алгоритм выполнения заданий с пояснением.
5. Анализ деятельности учащихся
- По причине карантина невозможно оценить деятельность учащихся на уроке. При оценивании самостоятельных работ учителем ни один из учащихся не имел возражений.
6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока
- Предметом оценочных суждений учителя стало правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность способов выполнения задания.
- Ребятам удалось достичь цели урока на разных уровнях.
- Рефлексия была проведена в дистанционном режиме. Дети самостоятельно выставили себе балл за работу по десятибалльной шкале.
Проведенный мной урок окружающего мира я оцениваю на «4» баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по математике 3 классШкола России
Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...
Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.
Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...