«Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
«Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_semya.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Семья – коллектив близких людей»
УМК «Школа XXI века»
Предметная область: Окружающий мир (автор: Н.Ф. Виноградова)
Цели:
- Образовательная:
Создать условия для усвоения понятий «семья», «поколение» «родственники»;
формировать представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Развивающая:
уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
выяснить, на основе каких ценностей строится счастливая семья
- Воспитательная:
воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
сплотить классный коллектив.
ТИП УРОКА: Урок комбинированный
Методы: Словесные (рассказ, беседа), игра (обучающая), практические (задания).
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: средства ИКТ (презентация), учебник, карточки с пословицами для работы в группах, карточки с названием членов семьи, лист бумаги, карандаш, реквизит для инсценировки.
Ход урока
1.Организационный этап
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем.
И мир большой познаем!
2. Актуализация знаний
Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку и ребус:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... 7я
3.Постановка учебной цели
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья)
- А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? ( На уроке мы должны будем выяснить:
что такое семья?
что объединяет членов семьи?
как называют членов семьи?
что означает слово «поколение»?)
- А где живет любая семья? (в доме)
- В связи с этим у меня для вас есть небольшое задание. В листочках, которые перед вами лежат, вы должны нарисовать дом таким, каким вы его себе представляете. Но есть одно важное условие, на вопросы, касающиеся дома, я не отвечаю. Вы должны продумать все детали самостоятельно. Будет дом большим или маленьким, с окошками или без них, вы определяете сами. (дети выполняют задание 2-3 мин)
4. Открытие нового знания
-В стихотворении прозвучали строки о том, что без семьи не прожить ни взрослым, ни детям. Ребята, как вы думаете, зачем человеку нужна семья и нужна ли она вообще? (ответы детей)
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы рождаемся, растем и воспитываемся. Семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды. Семья – это близкие люди, с которыми ты делишься своими горестями и радостями.
-А что вам помогло разгадать ребус в начале урока? Какое слово «спряталось» в слове «семья»? (Слово «семь»)
- В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Но и в наше время есть очень большие семьи.
Чтобы найти наиболее точное определение слова «семья», давайте обратимся к виртуальному толковому словарю.
Семья - группа живущих вместе близких родственников.
- Чем отличается семья от любой другой группы людей? Ответ вам поможет найти наш друг – учебник. Откройте учебник на с. 73. Прочтите, что объединяет всех членов семьи.
- Какую главную мысль для себя мы должны выделить? ( Семья – это не только люди, которые живут вместе, это ещё и люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.)
-Абсолютно все мечтают о дружной семье, где правят любовь, доверие, забота друг о друге. Сегодня мы попытаемся с вами построить дом счастливой семьи и узнаем, на каких семейных ценностях она основывается.
Прежде чем мы начнем возводить стены нашего дома, мы сначала должны заложить фундамент. Это самая главная часть дома, без которой он просто рухнет. А как вы думаете, что является фундаментом семьи? С чего она начинается? (Любовь)
Если дети затрудняются, поясняем.
Что можно считать днем рождения семьи?
В современном мире семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
- Все члены семьи связаны между собой невидимой нитью. Эта нить складывается из любви матери к ребёнку, из любви мужчины и женщины, из любви младших к старшим.
Так что же является основой нашего дома? (любовь).
- Начало дома положено, осталось возвести стены.
Без чего же еще не сможет сложиться счастливая семья?
Послушайте внимательно отрывок из стихотворения и подумайте над названием следующего кирпичика нашего дома.
Видеоролик
- Как относится девочка к бабушке? Что проявила девочка по отношению к ней? (заботу)
- Члены семьи всегда заботятся друг о друге. Они ухаживают, если один из них окажется в беде или заболеет, помогают друг другу и не ждут ничего взамен.
Наш домик растёт. Но чтобы он становился всё выше, нам нужно больше строительных материалов.
Что же нам несет следующий кирпичик нашего счастливого дома? Секрет нам раскроет старинная легенда. А рассказать ее мне помогут ваши одноклассники. (инсценировка)
- В давние времена у одного человека была очень большая семья – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Слава об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи:
-«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
-Старец взял бумагу и написал на ней 100 раз одно и то же слово. Как вы думаете, что это было за слово, помогающее всем членам семьи жить в дружбе и согласии? ( понимание) Так вот, оказывается, в чём был секрет. Понимание…
Понимание – это умение погрузиться в интересы и потребности каждого члена семьи. Понять другого – значит уступить, простить, уважить, сделать добро, быть нужным.
На одном кирпичике с пониманием я расположила такое чувство, как уважение. Ведь они идут рядом друг с другом. Важно не только понять человека, но и уважительно к нему относиться, принимать его таким, какой он есть.
5. Первичная проверка понимания
- Ребята, а как вы думаете, что будет являться вершиной нашего дома? Что будет царить в той семье, где в основе лежат любовь, забота, взаимопонимание и уважение? Какой будет эта семья? (счастливой,счастье)
- Совершенно верно, счастливая семья строится на любви и заботе друг о друге, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Мы не рождаемся с ними, их можно только приобрести и беречь всю жизнь. Чтобы создать крепкую счастливую семью, нужно немало потрудиться.
А теперь давайте вернемся с вами к рисунку, который вы сделали в начале урока. Сравните свой домик с тем, который вы видите на доске. Если есть различия, то какие? (обсуждение 1-2 мин)
- Самое главное и ценное в жизни - это семья. Об этом знали наши мудрые предки, которые сложили множество пословиц и поговорок о семье. И сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Собери пословицу»
Каждая группа должна будет собрать из предложенных слов пословицы, зачитать их и объяснить смысл. ( работа в группах)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без любви, что дерево без корней.
Лучший клад – когда в семье лад.
6. Физминутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама чуть поменьше ростом.
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был.
С погремушками ходил.
7. Усвоение новых знаний.
- Итак, наш домик готов, но чего-то не хватает. Наверное, жильцов. В старину членов семьи называли «домочадцами». Давайте же скорее заселим наш дом. И вновь на помощь мне придут ваши одноклассники.
Первыми мы заселим в наш дом самых дорогих и близких нам людей, которые составляют основу семьи. Это родители. Запомните одну заповедь, взятую из очень мудрой Книги: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – значит в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. В этой мудрой заповеди скрыт секрет долгой и счастливой жизни.
- А когда муж и жена становятся родителями? (когда в семье появляются дети) Есть одна замечательная пословица: «Семья без детей, что цветок без запаха».Как вы ее понимаете?( Цветок без запаха - неживой цветок.А семья без детей некрепкая семья, несчастливая, можно сказать ,что она искусственная)
-А кем друг другу приходятся в семье дети?(братьями и сестрами)
Теперь наш дом полон радости и веселья. Но в нём не хватает мудрости. А кто в семье является источником мудрости?
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша бабушка.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый дед.
Со словом бабушка у нас связаны самые теплые воспоминания. Бабушка – это волшебные колыбельные, вкусные пирожки и оладушки, интересные сказки на ночь.
Дедушка – это родоначальник семьи. Именно он дает свою фамилию всем своим домочадцам. Дедушка всегда поделится с нами мудрым советом.
Но кому-то из вас посчастливилось узнать не только своих бабушек и дедушек, но и их родителей? Как их называют? (прабабушки,прадедушки)
- Это старейшины вашего рода, хранители семейных ценностей и традиций. Поднимите руки, у кого есть прабабушки и прадедушки?
- У членов семьи, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство, есть свои обязанности - как у взрослых членов семьи, так и у детей. Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Чтобы семья прожила долго и счастливо, каждый должен трудиться в меру своих сил и выполнять определенные обязанности в доме.
Я предлагаю нашим домочадцам поиграть в игру: «Кто чем занимается?» Перед вами лежит набор предметов. Каждый из вас может воспользоваться любым из них, чтобы показать, какую работу может выполнять каждый член семьи.
- Ребята, большое спасибо за помощь! Можете занять свои места.
- А кто еще может проживать в нашем счастливом доме? Каких еще родственников вы знаете?(дядя, тетя, двоюродный брат/сестра)
8. Первичное закрепление
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Женщина, например, может быть одновременно и женой, и матерью, и сестрой, и дочерью, и тетей, и племянницей… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Давайте разобьёмся с вами на группы и поиграем в игру «Найди пару».
БАБУШКА | ВНУЧКА |
ОТЕЦ | ДОЧЬ |
БРАТ | СЕСТРА |
ТЕТЯ | ПЛЕМЯННИЦА |
- Как мы видим, в одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? Определение этого слова вы найдете на с. 73 нашего учебника.
-Что же означает слово «поколение»? Как вы поняли? (ответы детей)
-Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
А кто мне скажет, сколько поколений проживает в нашем счастливом доме?(3 поколения - трехпоколенная семья) Но встречаются семьи с меньшим числом поколений: 2 –двухпоколенная семья, 1 – однопоколенная семья. (картинки)
9. Подведение итогов урока
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?
Что означает слово «семья»?
Какие ценности лежат в ее основе?
Что такое поколение?
Сегодня мы с вами говорили о домочадцах – членах семьи. Но мы забыли с вами еще об одном персонаже. Давайте посмотрим отрывок из моего любимого мультфильма и узнаем, что это за персонаж. (отрывок из мультика «Домовёнок Кузя») Вы узнали его? Это домовёнок Кузя.
Издревле на Руси домовой считался хранителем домашнего очага, уюта и благополучия, покоя и богатства в доме. И на память о сегодняшнем уроке я хотела бы вручить вам этих самых хранителей, чтобы в вашем доме всегда царили мир, любовь и согласие.
10.Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Я очень надеюсь, что вы сегодня открыли для себя что-то новое и интересное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"
Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"...
уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"
Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин. Создание серии «Наглядная шк...
Семья - коллектив близких людей
Урок окружающего мира разработан и проведен в рамках проекта Международного бакалариата. На уроке предусмотрены коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»); моделирование с...
Окружающий мир 2 класс «Кто живёт рядом с тобой? Семья – коллектив близких людей»
Конспект урока окружающего мира...
Презентация у окружающему миру 4 класс .УМК " Школа 21 века" тема"Искусство 18 века"
Презентация содержит материал о народной музыке и скоморохах в 18 веке на Руси....
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Семья и я. Обобщение" УМК "Начальная школа ХХI века"
Технологическая карта урока...
- Мне нравится (2)