Окружающий мир 2 класс «Кто живёт рядом с тобой? Семья – коллектив близких людей»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: «Кто живёт рядом с тобой? Семья – коллектив близких людей»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о семье как о коллективе.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с генеалогическим древом семьи, поколениями в семье.
Развивающая: развивать интерес к изучению окружающего мира.
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету и толерантность друг к другу и окружающему миру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: |
ПРЕДМЕТНЫЕ: формировать у детей представление о семье как о коллективе. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. |
Основные понятия, изучаемые на уроке:поколение, семья, генеалогическое древо.
Средства обучения: учебник окружающего мира 2 клаас, 1 часть, Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, наглядные пособия, презентация.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
| |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Перед его началом хотелось бы у вас спросить, какое у вас настроение? - Я рада, что у большинства из вас отличное настроение, надеюсь к концу урока все смогут сказать, что настроение у них улучшилось. | Приветствуют учителя. Принимают положительный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний. | |
Наблюдение общественной жизни. - Ребята, вы знаете, что почти каждый деньв мире отмечают какой-нибудь праздник, посвещают чему-либо день. Так вот например завтра, 22 октября, празднуется Международный день без бумаги. В этот день ведущие компании из разных областей экономики объединяются для того, чтобы поделиться личным опытом сокращения нерационального расхода бумаги и провести собственные акции поддержки. Цель Международного дня без бумаги (World Paper Free Day) — показать на реальных примерах, как и с помощью каких технологий каждая организация может внести свой вклад в сохранение природных ресурсов. - Как вы думаете, правильно ли мы поступаем, что бережём бумагу? - Да, к ней надо относиться бережно и тогда наша планета дольше останется чистой и красивой. - Ребята, вот мы сейчас находимся в хорошем настроении, а что мы можем сделать в ситуации, когда оно ухудшилось и стало плохим? - Так же настроение падает, когда мы устаём, какое способ может помочь нам избавиться от усталости и сонливости? - Хорошо, это отличный способ набраться сил перед выполнением, например, домашней работы. Но наверно у каждого из вас случалась такая ситуация, когда сядешь выполнять задание, а одна из задач ну вот совсем не хочет решаться. Как вы думаете, что нужно сделать в такой ситуации? - А можно ли переключить своё внимание на иргу, на мобильный телефон или компьютер? - Да, тогда мы совсем расслабимся и решать задачу не захотим. - Ребят, а кто может назвать себя любознательным? - Кого называют любознательным человеком? - К кому вы чаще всего обращаетесь со своими вопросами? - Да, со своими вопросами вы чаще всего обращаетесь к мамам, папам, бабушкам и дедушкам. | Проводят наблюдение за общественной жизнью. Узнают о значимой дате. Воспринемают новую информацию. Отвечают на вопросы учителя. Проводят актуализацию знаний, полученных на прошлом уроке. Отвечают на вопросы учителя. |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. | |
- Ребята, что изображено на экране? - Чем отличаются люди на первой картинке от людей на второй? - Что объединяет людей со второй картинки? Как можно назвать их одним словом, кто они? - Как вы думаете, какая тема урока? - Как вы думаете что мы будем изучать сегодня на уроке? Беседа с элементами рассказа. - Давайте с вами подумаем, что такое семья? - Семья – это коллектив людей, вы согласны со мной? - Например, наш класс, тоже коллектив, а можно ли его назвать семьёй? - Я надеюсь, что класс для вас является «второй семьёй», но всё же у семьи есть свои критерии, которым она должна соответствовать. - Давайте попробуем выбрать их. Живут в одной квартире. Занимаются домашним хозяйством. Сообща распределяют деньги на покупки. Вместе отдыхают, проводят свободное время. Имеют одинаковые вкусы в еде. Носят похожую одежду. В семье все любят и уважают друг друга. - Ребята, а из кого состоит семья? - Семья состоит из членов: мамы, папы, детей и т.д. - А кто-нибудь знает, как называют схему, на кторорой показано кто кому является каким родственником? - Ткая схема называется «генеалогическое древо». Оно составляется от самого старшего члена семьи к самому младшему. Сегодня мы с вами попробуем его составить. | Анализируют и сравнивают изображения на экране. Формулируют тему урока. Ставят учебные задачи на урок. Выдвигают предположения. Выделяют особенности понятия. Высказывают своё мнение. Выдвигают предположения, основываясь на собственном опыте. |
Физ. минутка | |
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши) | Выполняют физ. минутку совместно с учителем. |
4. Первичное закрепление во внешней речи. | |
- Давайте проверим наши с вами предположения с материалом учебника. Откройте и прочитайте на 73 странице, что такое семья. - Ребята, а кто знает, что такое поколение? - Давайте обратимся к словарю и проверим свои предположения. Поколение – это живущие в одно время люди, примерно одного возраста. - Давайте посмотрим на задание 1, на странице 74. «У Саши большая семья. У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними ещё живёт бабушка мамы и тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?» - Давайте разместим на нашей доске Сашу и его брата с сестрой. Конечно же у них есть мама и папа. Каких членов семьи разместим далее? - Да, разместим бабушку и дедушку ниже. - Кем будет являться тетя папы? С кем она одного поколения? - Тётя папы, это сестра его мамы, а его мама – это бабушка Саши, значит расположим её рядом с бабушкой и дедушкой. - Кем будет являться бабушка мамы Саши? - Так как Саша будет следующим поколением после мамы, то её бабушка будет прабабушкой Саши. - Сколько поколений мы можем теперь увидеть в семье Саши? - Самостоятельно, в течение 5 минут подготовьте рассказ о семье Соловьёвых, которые изображены на странице 74, №2. - Кто смжет сказать, сколько поколений в их семье? | Сравнивают свои предположения с материалом учебника. Работают со словарём. Расширяют свой словарный запас. Выполняют упражнение из учебника. Рассуждают, анализируют данные для ответа на вопрос. Отвечают на вопросы учителя. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | |
- Откройте рабочую тетрадь на 32 станице и выполните упражнение №1. - Проверим, кто и как справился с заданием. - Прочитайте вслух, какие слова вы дописали. | Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради. Выполняют самопроверку и взаимопроверку. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | |
- Ребят, почитайте текст на 75 странице. - Сможем ли мы помочь распутать эту задачу? - Хорошо. Начнём мы с Васятки. Кто в го семье с ним одного поколения? - Правильно, брат Егор и сестра Даша. - Кого отметим следующим поколением? - Мама и папа будут обозначать следующее поколение. - А мама и папа мамы Васятки это кто? - Где мы расположим их? - С кем в одном поколении будут брат и сестра маминой мамы? - Конечно, это поколение дедушки и бабушки Васятки. - К какому поколению отнесём двух дочерей брата маминой мамы? - Это поколение родителей Васятки. - Сыновей сестры маминой мамы отнесём к тому же поколению? - Кого мы забыли отметить? - Да, мы забыли отметить папу папиного папы. - Кем он будет являться Васятке? - Он будет являться прадедушкой Васятки, обозначим его отдельным поколением или нет? - Ответим на вопросы ниже текста. Есть ли у мальчика прадедушка? - А братья и сёстры? - А тёти и дяди? - Ребята, мы с вами изобразили не просто схему семьи, а её «генеалогическое древо». - Кто-нибудь из вас знает, что это такое? - Генеалогическое древо- это изображение всех членов семьи, начиная с самого старшего поколения. - У его корней наши предки, которые являются корнями, истоками, началом семьи. Затем разрастаются ветки кроны, а за ними и новы поколения, чем выше к макушке, тем моложе поколение. - У нас с вами получилось небольшое генеалогическое древо, а есть и такие, которые насчитывают десятки поколений. - Например, генеалогическое древо рода Романовых насчитывает около 20 поколений. - А кто-нибудь из вас знает, кто такие Романовы? Романовы — династия русских царей. | Читают упражнение в учебнике. Совестно с учителем рассуждают над текстом задания.ж Составляют цепочку родственных связей. Отвечают на вопросы учителя. На основе нового материала делают выводы. Расширяют знания нового материала. Расширяют кругозор, воспринимая дополнительную информацию. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
- На столе у вас лежат листочки. Зелёный обозначает отличное настроение, желтый нормальное настроение, а красный плохое настроение. Давайте украсим наше генеалогическое древо листочками настроения. - С чем мы сегодня познакомились на уроке? - Что новое вы узнали? - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр.72-75. Рабочая тетрадь №3 на стр. 33-34. Составить генеалогическое древо своей семьи. - Спасибо за урок. (Выставление отметок) - До свидания. | Отображают свое настроение с помощью цветных листов. Проводят рефлексию деятельности на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - коллектив близких людей
Урок окружающего мира разработан и проведен в рамках проекта Международного бакалариата. На уроке предусмотрены коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»); моделирование с...
Проверочная работа по темам «Кто ты такой?» и «Кто живёт рядом с тобой»
Данная работа составлена для 2 класса ( УМК "Начальная школа 21 века") . Содержит задания разных видов: на выбор ответа, на дополнение высказывания, творческое задание. ...
Окружающий мир. 2 класс. 2 четверть.Тест № 3 "Кто живёт рядом с тобой".
Данный тест составлен по учебному разделу "Что тебя окружает" курса "Окружающий мир"(УМК "Начальная школа 21 века"), может быть использован учителем как вариант контрольнай или проверочной работы....
Внеклассное мероприятие в форме проектной деятельности "Доброта живёт рядом".
Тема: «Доброта живёт рядом»Цель: учить детей совершать добрые поступки на основе примеров из сказок, литературных книг и примеров из жизни.Задачи:1.Формирование у учащихся представле...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"
Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...
«Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»
laquo;Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»...
Социально-значимый проект «Ветеран живёт рядом»
познакомить участников проекта с ветеранами,проживающими рядом;оказать посильную помощь ветеранам войны;создать условия для развития духовно-нравственных качествличности ребёнка: милосердие, чуткость,...