Конспект урока по окружающему миру " Мир древности: далекий и близкий". 1 класс (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 23.01.2019 ФИО учителя: Зонова Тамара Леонидовна
Школа: МОУ СОШ с.Толсты ФИ студента: Клементьева Анна, 202 группа
Класс: 4 ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна
Урок: 8:50
Кабинет: 208
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Мир древности: далекий и близкий.»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом, развивать умения, способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, какие государства были в Древним мире;
- иметь представление о знаменитых сооружениях Древнего мира.
Личностные:
- продолжать формировать желание больше узнавать.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс, 2 часть, тетрадь к учебнику, УМК «Школа России », учебная презентация, медиапроектор,дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Я вас очень рада видеть! Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Прозвенел звонок весёлый. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: ответы на вопросы | 3 мин. | Фронтальная форма работы -Разгадайте ребус: - О чём говорит вам эта фраза? (На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории.) -На какие эпохи делят учёные историю человечества? (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени) -Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества? -Когда и где появились первые люди? -Кто был величайшим помощником человека? -Как жили первобытные люди? -Как назывались эти первобытные коллективы? -Назовите основные занятия первобытных людей. -Из чего были сделаны первые орудия труда? -Как называлась живопись, появившаяся в это время? -Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? На экране появляются ответы. Выделяется слово АНТИЧНОСТЬ. | Отгадывают ребус Отвечают с помощью поднятой руки Первобытная Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке Огонь Сообща Охота, собирательство Камень | П:поиск и выделение информации; П:анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
III. Постановка учебной задачи Словесный: Слово учителя; подводящий диалог | 3 мин. | Целеполагание -Какое слово получилось? -Что же такое античность? лат. antiquitas — древность, старина; -Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире). - Зачем, как вы думаете? ( Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди). - Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время. | Внимательно слушают и отвечают на вопросы. | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практический: работа с слайдом Практический: работа по карточкам Словесный: ответы на вопросы, выступление у доски | 10 мин. 10 мин. | Фронтальная форма работы -Перед вами три изображения. Как вы думаете, как же они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? — Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответ на мой вопрос. Я предлагаю вам поработать корреспондентами в группах. (Класс делится на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.) — Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, на карточках, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут. Карточка для работы 1
1. Когда и где появилось Египетское царство? Почему была возможна жизнь на берегах Нила? 2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов. Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота? 3. Как писали египтяне? 4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?
Карточка для работы 2
1. Где находится Греция? Какое название имела в древности? Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом? 2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали? 3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь? Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона? 4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия? Как древние греки изменили письменность? Карточка для работы 3
1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим? 2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей? 3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон? Индивидуальная форма работа Итак, ребята, время вышло, начинаем с первой группы. Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила . Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово "Египет” означает "чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.
На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было.
-А сейчас прямое включение наших внештатных корреспондентов в Египте. Внимание на экран. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА. Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света. Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс. Это - страж вечного покоя фараонов. -Спасибо за интересный рассказ. -Какое же изображение связано с Египтом? ВЫВОД: цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое. Фронтальная форма работы Что же расскажут нам корреспонденты из 2 группы? Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь . Афины — и сейчас столица Греции. Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям. Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми важными были игры в городе Олимпия. Именно здесь и зародились Олимпийские игры. Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность. -Какая картинка связана с Элладой? Почему? ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы. Итак, осталось выступление 3 группы. Мы познакомим вас с историей Древнего Рима. Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол , приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом ( по – латински Roma ) и стал его первым царём. В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей — амфитеатр (круглый театр без крыши), одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. Множество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5. Римский форум— площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками. Пантеон — «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри . Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. Просуществовала империя до 476 г. н.э, когда был свергнут последний римский император. ( Ромул Августул ) ( Если дети чего-то упустили, учитель дополняет ответ детей со сопровождением слайдов). | Размышляют Внимательно слушают задание Ученики выступают | П: построение речевого высказывания П:анализ объектов с выделением сущ-х признаков; Р: планирование своих действий в соответ. с задачей К: умение полно и точно выражать мысли; К: умение полно и точно выражать мысли; |
Динамическая пауза | 2 мин | Потрудились-отдохнем, Встанем , глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняю физ. Упр Дважды | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
V. Первичное закрепление Практический : работа в тетради | 7 мин. | Индивидуальная форма работы Каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд и повторить услышанное. Вопросы к кроссворду: 1. Царь Египта. 2. Материал для письма в Древнем Египте. 3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство. 4. Особые знаки для письма. 5. Гробница фараона в Древнем Египте. 6. Столица Греции. 7. Высокая гора на севере Греции. 8. Греческий бог моря. 9. Главный греческий бог. 10. Знаменитый храм Акрополя. 11. Сердце Афин. 12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев. 13. Столица Италии. 14. Храм всех богов в Древнем Риме. 15. Бог воды и разлива Нила в Древнем Египте. -Прочитайте, что получилось? Именно так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году , когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Стабии. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи. Совершим и мы путешествие в этот город. (ПОКАЗ слайдов) Везу́вий — действующий вулкан на юге Италии. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало. Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли. Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро. | Разгадываю кроссворд | П:поиск и выделение информации П:анализ объектов с выделением сущ-х признаков; Р: планирование своих действий в соответ. с задачей |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выполнение упр. в р.т. | 5 мин. | К: взаимодействие с партнером П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей | ||
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный:ответы на вопросы | 2 мин. | История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. — Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.) — Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) | Размышляют , отвечают на вопросы учителя. | П: построение речевого высказывания; Р: оценка результатов; К: умение полно и точно выражать мысли; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 2 мин. | "Мишень"- оцените по баллам, насколько вы были активны, насколько было интересно и понятно и новыми ли были полученные знания. | Анализируют свою работу на уроке | П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...