Семья - коллектив близких людей
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира разработан и проведен в рамках проекта Международного бакалариата. На уроке предусмотрены коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»); моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками; классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.); сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях; формирование понятия «семья»; труд и отдых в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_kollektiv_bliizkih_lyudey.docx | 28.78 КБ |
semya.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (27.10.2015)
Урок 16. Семья — коллектив близких людей.
Цели: Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Формирование понятия «семья»; труд и отдых в семье.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
- Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
- Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
- Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
- Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
- Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
- Уметь различать родственные взаимосвязи.
- Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:
Для учителя:
- Фотографии семей учащихся.
- Компьютер, мультимедиапроектор, экран.
- Презентация.
- Название темы урока: «Семья – коллектив близких людей».
- Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,
- Толковые словари С. И. Ожегова, Д. Ушакова, закладки со словами «поколение», «традиции»
- Лист для самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
- Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска
- Куклы, изображающие членов семьи.
Для учащихся:
- Смайлики.
- Карандаши, фломастеры, ручки.
- Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 1.
- Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.
- Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
- Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.
- Презентации для выступлений.
Ход урока:
I. Организация класса
- Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.
II. Актуализация знаний.
- Наш урок я предлагаю начать с прослушивания песни. Подумайте, как она будет связана с темой нашего урока.
(песня «Моя семья»)
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ребус: 7я)
- Отгадайте его.
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья).
- А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? Чему научиться?
- Какие качества студента IB помогут нам сегодня на уроке?
III. Самоопределение к деятельности
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)
- Совершенно верно.
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья).
- А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? Чему научиться?
- Какие качества студента IB помогут нам сегодня на уроке?
- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/
- - Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Для этого поработаем с энциклопедией, словарем, Интернетом.
(работа в группах)
Инструктаж. Предлагаю вам девизом этой работы взять слова из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак», в которых заключена мораль.
- Кто помнит эти слова?
- Чего мы должны придерживаться, работая в парах?
Дополнение учителя:
1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)
Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.
2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)
3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья
Но и в наше время есть очень большие семьи.
- Работа со словарем (работа в группах)
Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Как вы думаете, для чего человеку семья?
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю в парах выполнить следующее задание: прочитайте предложения, записанные на жёлтых листочках. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
- Проверяем: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
- Итак, мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.
-Я хочу прочитать вам одну легенду «Как появилась дружная семья».
Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:….
- Как вы думаете, каких?
- Поработайте в группах, напишите эти качества.
(Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)
- Прочтём названия этих качеств.
- Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
V.Первичное закрепление.
- Работа в парах». (слайд 5)
- Что такое культура общения и нужна ли она в семье?
(Вежливое культурное обращение между членами семьи. Слова могут радовать и огорчать.)
Слово не воробей вылетит, не поймаешь.
В семье должно быть доброе уважительное отношение.)
2. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному,- строго сказал Миша.
Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? – спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
- Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба.
- Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?
VI.Физкультминутка
VII. Актуализация знаний.
1. Работа с пословицами:
(На доске пословицы и поговорки, напечатанные на листах, чтобы их можно было перемещать)
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
- В недружной семье добра не бывает.
- В семье согласно, так идет дело прекрасно.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- Согласие да лад - в семье клад.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Отца с матерью почитать - горя не знать.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
- Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Семья-опора счастья.
- А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.
Группа 1:
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
- В семье согласно, так идет дело прекрасно.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Согласие да лад - в семье клад.
- Отца с матерью почитать- горя не знать.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
- Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Семья-опора счастья.
Группа 2:
- В недружной семье добра не бывает.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.
- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: _________ и _______________(выступление учеников)
VIII. Рефлексия.
- А теперь посмотрим, есть ли у вас проблемы в семье. И сделаем это так. Каждый из вас раскрасит свои квадратики, лежащие на парте в один из трех цветов: голубой, зеленый, оранжевый.
(Таких три квадратика из белой бумаги заранее нужно положить на каждую парту)
- Первый квадратик будет относиться к маме, напишите на нем цифру 1, с цифрой 2 – к папе, с цифрой 3 – к бабушкам и дедушкам.
- А теперь, если у вас с мамой проблем нет, закрасьте квадратик в голубой цвет, если иногда бывают – в зеленый, а если часто – в желтый. Таким же образом раскрасьте остальные квадратики.
- А теперь поместите квадратики на доску по цифрам 1, 2, 3.
- Посмотрите, какая пестрая цветная картина у нас получилась.
(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»
IX. Подведение итогов урока.
- Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа.
(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)
Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
X. Домашнее задание.
Творческое задание: Написать сочинение на тему «Моя семья».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О родных и близких людях с любовью»
способствоСпособствовать уважительному отношению к своим родителям и сверстникам...
Открытый классный час "О родных и близких людях"
час сердечного общения, дети и родители рядом...
Родительское собрание "О родных и близких людях с любовью"
В своей практике приоритетным направлением в воспитательной системе всегда считаю направление «Семья». Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык...
Родительское собрание - концерт "О родных и близких людях с любовью"
Такие собрания помогают сплотить семьи, помогают родителям в воспитании детей и видеть, как счастливы дети, когда родители приходят к ним в классный коллектив. В подготовке к собранию принимают участи...
Родительское собрание – праздник «О родных и близких людях с любовью»
Материал к родительским собраниям...
Окружающий мир 2 класс «Кто живёт рядом с тобой? Семья – коллектив близких людей»
Конспект урока окружающего мира...
«Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»
laquo;Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»...