Урок окружающего мира. Тема «Родной край- часть большой семьи». УМК « Планета знаний». 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цель урока: Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_1_kl.docx | 47.55 КБ |
yakovleva_s_kraevedom.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
Тема. « Родной край- часть большой семьи».
УМК « Планета знаний». 1 класс.
Цель урока. Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.
Планируемые результаты данного урока:
- Основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России, Мордовии.
- Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России.
- Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.
Предметные знания и умения, которыми овладевают обучающиеся в результате проведённого урока: будут знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на глобусе и карте.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
Оборудование урока: ноутбук и проекционная система; электронная презентация; глобус, карта России, таблицы с пословицами и поговорками о Родине («Человек без родины, что соловей без песни», «Всякому мила своя сторона», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где кто родился, там и пригодился»); использование приемов ТРИЗ – технологий; индивидуальные карточки-тесты; выставка книг о Саранске.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Учебно – методическое пособие: программа «Планета знаний», учебник Г. Г Ивченкова, И. В. Потапов, «Окружающий мир» 1 класс.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Путешественник дед Краевед оказался в нашем городе и совершенно случайно попал к нам, 1 «в» класс. Ему очень интересно, где же он, о чем могут рассказать те мальчишки и девчонки, которых он увидел. Ребята, вы согласны помочь деду Краеведу? Итак, мы начинаем путешествие- исследование.
II. Основная часть.
1. Обобщение ранее полученных знаний.
- О чем же мы можем рассказать? Ответить на этот вопрос нам поможет игра «Пилот». Пролетим в самолёте то место, где живет каждый из вас, она может быть двухкомнатной, трехкомнатной и т.д. Это… (квартира).
- Самолёт летит вверх. Квартира – это часть чего? (подъезда)
- Подъезд – это часть чего? (дома)
- Дом – это часть чего? (улицы)
- Улица – это часть чего? (города)
- Наш город – это часть чего? (Мордовии)
- Мордовия – это часть чего? (страны)
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Россия – это часть чего? (планеты Земля)
- Быстро ли мы поднялись на самолёте? Вот и дед Краевед даже глазом моргнуть не успел, а ему так хочется подробнее ознакомиться с местом, где вы живете. Придется возвратиться назад, но с остановками на некоторых живописных местах.
2. Работа по изучению нового материала.
- Итак, мы взлетели высоко. Где же мы? Доскажите словечко.
Ни начала, ни конца,
На затылка, ни лица,
Знают все и млад, и стар,
Что наш дом – большущий… (шар).
Показ 1-го слайда. ( Земной шар)
- Планета Земля имеет форму шара. Земля – планета Солнечной системы.
Показ 2-го слайда. ( Карта России)
- Самолёт снижается.. И перед нами самая большая территория, занимаемая каким-либо государством: от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Какое это государство? (Россия)
- Наша страна находится на материке Евразия.
- Какие еще имена есть у нашей страны? (Отечество, Родина, Матушка)
- Кем является каждый из нас для своей страны? (гражданин, россиянин)
- Мы – россияне. Мы – это русские, татары… Какие еще народы проживают в России? Да, в нашей стране проживает 128 народов.
- Какой самый главный город в нашей стране? (Москва)
Показ 3-го слайда. ( Москва)
- Москва – столица России, главный город государства. Поднимите руки те, кто бывал там. Какой это город?
- У каждого государства есть не только главный город – столица, но и свои символы: герб, флаг и гимн.
Показ 4-го слайда. ( Символы России)
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Где вы видели изображение герба?
- Что собой представляет герб?
Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Двуглавый орел – символ солнца, небесной силы и бессмертия.
- Что такое флаг?
Это символ государства, прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов.
- Как наш флаг раньше называли на флоте? (белсик)
-Что означало это название? (Белый, синий, красный).
- Где можно увидеть флаги?
- Но есть еще у каждой страны торжественная песня. Как она называется? (гимн) Когда можно услышать гимн своей страны? (Прослушивание первого куплета гимна стоя).
А знаете ли вы пословицы о Родине? Какие?
( Пословицы о Родине на таблице).
Работа в парах. Составление пословиц о Родине.
- Многое узнал дед Краевед, а хочется ему узнать еще больше. Закрываем глаза. Самолёт ещё немного снижается.
Показ 5-го слайда.( Мордовия)
- ИтакМордовия. Частью чего она является?
- Наш край – Мордовия – расположена на Восточно- Европейской равнине и имеет границы с соседними субъектами Федерации: с Нижегородской областью- в северной части, Чувашией – в северо- восточной части, с Ульяновской областью – в восточной части, с Пензенской областью – в южной части, с Рязанской областью – в западной части.(Исследуем на карте местоположение, пробуем найти на глобусе).
По площади Мордовия занимает более 26 тысячи квадратных километров.
- Есть ли главный город в нашей республике?
- Как он называется?
Показ 6-го слайда. ( Саранск)
- Саранск – столица нашей республики.. Ее население около 300 тысяч человек.
- В Мордовии 7 крупных городов и 22 сельских районов. Какие города нашей области вы знаете? (Рузаевка, Ковылкино, Краснослободск, Ардатов, Инсар, Темников, Саранск).
Показ 7-го слайда.( Заповедники)
- А еще в Мордовии есть самый живописный уголок – Темниковский заповедник. Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича – заповедник, расположенный в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно- широколиственных лесов и лесостепи. Заповедник создан 5 марта 1936 года. Назван в честь государственного деятеля Петра Гермогеновича Смидовича, уделявшего много внимания вопросам охраны природы в стране. Общая площадь заповедника 32 148 га. Общая площадь охраной зоны составляет 6 200 га.
Администрация заповедника находится в посёлке Пушта. Там же расположен музей природы Мордовского государственного природного заповедника, в котором собраны образцы флоры и фауны, фотоснимки. Директор заповедника – доктор биологических наук, доцент Ручин Александр Борисович.
Показ 8-го слайда. ( озеро Инерка)
- Озеро Инерка – самое большое озеро Мордовии. Жемчужиной Мордовии по праву называется озеро Инерка, находящееся в семидесяти километрах от столицы Мордовии Саранска. «Инерка» в переводе с мордовского языка – « Великое озеро». Оно бережно охраняемо и любимо местными жителями. Великое озеро имеет продолговатую форму, вытянувшись вдоль реки Суры. В прозрачной воде с зеленовато- голубым оттенком плавают разнообразные рыбы, а по берегам есть места гнездования водоплавающих птиц. Яркие краски в живописную природу Инерки добавляют кувшинки в период цветения. Вокруг озера раскинулись лиственные и хвойные леса , берёзовые рощи , дубравы, богатые дарами природы- грибами и ягодами. В лесах близ озера можно встретить: выхухоля, косулю, выдру, беркута, филина и других представителей фауны. Инерка является памятником природы республиканского значения и прекрасной достопримечательностью Мордовского края.
* Физкультурная минутка (К речке быстрой мы спустились…)
Показ 9-го слайда.( река Инсар)
- Самолёт приземлился в аэропорту и мы пересели в автобус.. Мы оказались в нашем родном городе Саранске.. Наш город расположен в лесостепных ландшафтах центральной части бассейна реки Инсар. Он имеет три административных района. Какие это районы? (ленинский, Пролетарский, Октябрьский)
- В нашем городе зарегистрированы жители 199 различных национальностей.
Показ 10-го слайда. ( город – крепость)
1 группа – «Исследователи» рассказывают о своем городе.
- В 1941 г. на « сарах» ( заболоченная местность) была заложена военная крепость ( Саранский острожек). Выбрано было это место не хаотично, как часть ) Атемарская засечная черта) укреплений юго- востока Московского царства, его окраины по линии Белгород- Симбирск. Город строился на берегу реки Саранка ( древнемордовского – сар, сара «ветвь, разветвление, развилка; приток») близ её слияния с рекой Инсар.В 17-18 вв Саранск имел военное значение. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви (ныне терр. Советской пл). С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. С утратой военного значения Саранск превратился в торгово – ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.
Показ11-го слайда. ( Символы Мордовии).
2 группа – «Художники- оформители».
- У каждого города, как и у государства, есть свои символы. Есть они и у Саранска.
- Герб Саранска- Государственный герб Республики Мордовия.
Государственный герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита маренового ( тёмно – красного), белого и темно – синего цветов с древним гербом Саранска в середине. Щит расположен внутри шейной гривны ( национальное украшение) цвета золота. В нижней части гривны размещено 7 круговых орнаментов, означающих число городов в республике. Шейная гривна по внешней стороне обрамлена золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду. Колосья перевиты лентой маренового, белого и тёмно- синего цветов. В верхней части герба – 8 –конечная розетка маренового цвета- символ солнца, добра, тепла, открытости. Автор эскиза герба – Н. Д. Чикринев.
- Государственный гимн Республики Мордовия.
Государственный гимн Республики Мордовия является музыкальное произведение Н. В. Кошелевой на стихи С. В. Кинякина. Гимн символизирует сохранение традиций национальной культуры, единство многонационального народа Мордовии.
- Государственный флаг Республики Мордовия.
Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением 1 : 2. Состоит из трёх полос. Полоса маренового ( тёмно – красного) цвета занимает ¼ поля флага и символизирует жизнь, историческую память народа. Белая полоса занимает 2/4 поля флага и символизирует чистоту намерений, духовную чистоту. По центру белой полосы располагается солярный знак – 8- конечная розетка маренового цвета - символ солнца, добра, тепла, открытости. Полоса тёмно – синего цвета занимает ¼ поля и означает землю, напоённую водой, свободу, свободное развитие. Автор эскиза флага – А. С. Алёшкин.
Показ 12-го слайда ( Чем и кем знамениты).
3 группа - «Современники».
-Наш город стал известен благодаря нашей промышленности: завод « Лисма», приборный завод « Электровыпрямитель», заводы « Биохимик», « Резинотехника», « Сарансккабель», « Мордовцемент», фабрика « Мордовские узоры», кондитерская фабрика « Ламзурь». Но главное богатство нашей Мордовии это её народ: скульптор Степан ЭрьзяЮ художник Сычков, учёный М. Е. Евсевьев, летчик Девятаев, политический деятель Н. И. Меркушкин, спортсмены Каниськина, Кирдяпкин и другие.
В России средь берёзовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя.
Она как песня матери, с которой
За горы уходили , за моря!
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он всех дороже и милей.
Показ 13-го слайда.
4 группа - «Экскурсоводы»
- Если бы вы были экскурсоводами, о каких памятных местах нашего города вы бы рассказали деду Краеведу? Какие места показаны на слайде?
Многовековая история судьбы Саранска запечатлена в культурных памятниках, охраняемых законом. Туристы спешат увидеть всевозможные памятники, которых насчитывается порядка 830, из них 50 имеют статус федерального значения. Известным памятником архитектуры Саранска является церковь Богослова пятиглавая, построенная в 1693 году, там же разместился собор епархии кафедральный. Выдающуюся архитектурную ценность столицы Мордовии представляет Никольская и Трехсвятительская церковь, а также здание, где проводил время Пугачев ( Пугачевская палатка).
В центре Саранска имеется самый крупный в Поволжье Свято- Федоровский собор, рядом воздвигнут памятник Никону ( патриарху). В северной стороне собора установлена скульптура в память адмирала Ф. Ушакова. На улицах города путешественники часто встречают памятники С. Эрьзе, Христо ботеву, А. С. Пушкину, Н. П. Огарёву, А. Полежаеву и другим знаменитым людям.
Достопримечательности Саранска славятся Мемориальным комплексом Мордовских воинов, павших в годы войны, Аллеей Славы, часовней Александру Невскому, национальным драматическим театром, парком отдыха и культуры Пушкина с открытым на его территории зоопарком, монументом на Привокзальной площади.
Отдельный интерес для жителей и гостей города представляют музеи: республиканский музей изобразительного искусства, музей трудового и боевого подвига, галерея картин и Мордовская филармония.
Показ 14-го слайда ( Школа 32).
Наконец, наш автобус остановился у здания. Мы оказались в школе.
- Какой адрес нашей школы?
- Улица, на которой расположена наша школа, названа в честь Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской Академии Наук. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и русской культуры. Мы любим нашу школу.
- Чем она нравится нам?
- Любимой школе можем многое сказать и можем стихотворение прочитать.
( Чтение наизусть)
Наша школа – это храм науки,
Дом уюта, светлый огонёк.
Ты для нас всегда как дом родной.
Выполняем с радостью задания,
Утром ждем свидания с тобой!
3. Закрепление изученного материала.
- Деду Краеведу очень хотелось бы познакомиться поближе с каждым из вас. Он доволен вашими познаниями о своем городе, считает вас хорошими исследователями, и ему приятно было оказаться именно в Саранске. Поэтому он решил попросить вас заполнить анкеты, которые прочитает вечером, и , может быть , ему захочется еще раз побывать у нас в гостях. ( Заполнение анкеты, см приложение).
III. Подведение итогов урока.
- Спасибо вам, ребята, за активное участие в путешествии – исследовании. Вы действительно многое узнали о своем городе и о своей стране – это наша Родина. Родина просто любит нас с рождения и ничего не просит взамен, кроме уважения.
- До свидания, дед Краевед. Приходи к нам еще, если хочешь узнать много нового и интересного. Наше исследование о Родине – России будет продолжено.
IV. Рефлексия. А в заключении урока мы посмотрим фильм о Саранске.
Приложение.
- Мой адрес:
Город_________________________________________
Район_____________________________________________
Улица_______________________________________
Дом_________________квартира__________________
- Адрес моей школы:
Улица______________дом___________________
- Моя Родина:
Страна___________________________________
Герб______________________________________
- Я живу на планете_________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планета Земля
Карта России
Москва
Символы России
Мордовия
Саранск
Темниковский заповедник
Озеро Инерка
Река Инсар
Город-крепость Саранск
Символы Мордовии
Знаменитые современники Мордовии
Экскурсия по Саранску
Школа №32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе
Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Разработка урока-игры по Окружающему миру. Тема "Мой родной край". 4 класс
В игровой форме,через разнообразные учебные задания, в группах и индивидуально учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания по теме "Россия-моя Родина"...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....
Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и обитателях соленых водоемов чере...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Страна, открывшая путь в космос» Цели деятельности учителя: формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизн...