«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».
Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике.
Способствовать развитию речи, мышления, памяти.
Воспитывать любовь к родному краю.
Совершенствовать коллективные формы работы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма работы: групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»
пгт. Промышленная Промышленновского района
Кемеровской области
«Родной край – часть большой страны»
Урок по окружающему миру в 4 классе
Составитель:
Парамонова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
Промышленная
2013
Тема: «Родной край – часть большой страны».
Цель: Обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».
Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике.
Способствовать развитию речи, мышления, памяти.
Воспитывать любовь к родному краю.
Совершенствовать коллективные формы работы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма работы: групповая.
Ход урока
- Организационный момент.
- Основная часть
А) Вступительное слово учителя:
- Ребята, в 2013 году Кемеровская область отмечает свой 70 – летний юбилей. Величественна и могуча земля Кузнецкая! Многое преодолели и многого достигли кузбассовцы за этот период, благодаря силе и сплоченности наших земляков.
У каждого человека есть особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это - родной край, которым для нас является – Промышленновский район.
На протяжении нескольких уроков окружающего мира в разделе «Родной край – часть большой страны», мы знакомились с историей нашей области, с поверхностью и водоемами нашего края, с различными отраслями растениеводства и животноводства, промышленными предприятиями и трудовыми династиями, а также с неиссякаемыми запасами недр земли Кузнецкой. Все эти знания помогут вам сегодня прийти к победе в интеллектуальной игре.
Б) Жеребьевка:
- В игре будут принимать участие 2 команды по 10 человек в каждой, а следить за правильностью выполнения заданий будет жюри. Сейчас я предлагаю каждому из вас подойти к столу и взять карточку, на которой написано название растения или животного. В 1 команду я попрошу объединиться ребят, которые считают, что данные растения или животные встречаются в Кемеровской области. Во 2 команду объединяются ребята, которые считают, что растения или животные, которые записаны на карточке, в Кемеровской области не встречаются.
1 команда: лиса, рысь, лось, белка, бурый медведь, береза, лиственница, клен, ель, осина.
2 команда: сайгак, верблюд, тюлень, гиппопотам, белый медведь, самшит, инжир, карликовая береза, верблюжья колючка, пальма.
- Итак, я приветствую команды – участницы интеллектуальной игры. Прошу вас занять свои места, выбрать капитанов и определиться с названиями команд в соответствии с тематикой игры.
В) 1 раунд - «История моей родины»:
- В первом раунде я буду задавать вопросы двум командам одновременно. Право ответить на вопрос предоставляется команде, которая первой даст сигнал готовности. Если ответ на вопрос будет дан неправильно, команда соперника получает возможность дать свой вариант ответа.
- В каком году образовался Промышленновский район?
А) 1935
Б) 1946
В) 1953
(3 февраля 1935 года)
- Как изначально назывался поселок Промышленная?
А) Камышки
Б) Камысла
В) Каменка
(В 1909 году из Токаревки, Сметанки, Прудянки Харьковской губернии на новые земли в Сибирь приехали украинцы. Они селились вдоль реки, по берегам которой густо рос камыш (первоначально он был основным строительным материалом, топливом). Местных жителей стали называть "камышане", "камышла". Дети не выговаривали и называли себя "камысла". Так и стали называть реку. По другой версии, название "Камысла" произошло от тюрского "камыс" — "камыш". А селение своё назвали Прудянкой. Название для села "Камысла" укрепилось, укоренилось при установлении Советской власти, при строительстве железной дороги и моста через реку Камысла.)
- Назовите букву, которая указывает на герб Промышленновского района
А) Б) В)
(В – герб Промышленновского района)
- А – герб Топкинского района, с которым граничит Промышленновский район с севера.
- В – герб Ленинск – Кузнецкого района, с которым граничит Промышленновский район с юга.
- Перед вами фамилии земляков, героически защищавших Родину в период Великой Отечественной Войны. Все они удостоены высокого звания Героя Советского Союза:
А) Васильев Илларион Романович
Б) Миронов Филипп Абрамович
В) Огородников Николай Иванович
Этот герой - один из 28 панфиловцев, своей грудью закрывший прорыв фашистских танков к Москве у разъезда Дубосеково. Чудом, оставшись живым, сибиряк долго не знал, что удостоен звания Героя. Заслуженная награда нашла его уже в мирное время.
О ком идет речь?
(Васильев Илларион Романович, уроженец ст. Плотниково.)
- Миронов Филипп Абрамович, защитник Ленинграда. Родился и вырос в п. Падунском. В бою под Ригой экипаж подбитого танка, которым командовал младший лейтенант Миронов, семь часов отбивал атаки врага. Советские танкисты вместе с командиром не сдались.
- Огородников Николай Иванович, уроженец с. Калинкино. Осенью 1943 года минометная рота старшего лейтенанта Огородникова одной из первых форсировала Днепр. Две недели дрались советские бойцы на занятом пятачке, отражая по 10 – 12 атак в день.
- Перед вами фамилии поэтов и писателя Промышленновского района:
А) Береснев Александр Михайлович
Б) Коньяков Василий Михайлович
В) Мазикин Петр Алексеевич
Имя одного из этих людей носит Промышленновская районная детская библиотека.
(В 2005 году районной детской библиотеке было присвоено имя местного поэта Петра Алексеевича Мазикина, уроженца с. Морозово Промышленновского района, выпускника школы №56. В его стихах присутствует неистощимая выдумка и щедрость души. Автор с добротой и юмором ведет маленького читателя по веселой тропинке детства, играет и радуется вместе с ним, учит мудро прислушиваться к состоянию природы, любить и беречь близких.)
- Береснев Александр Михайлович, уроженец п. Промышленная, выпускник школы №56. 15 лет работал корреспондентом районной газеты «Красное знамя», одновременно увлеченно занимаясь поэзией. Его стихи, героем которых является деревенский мальчонка – пытливый, неугомонный, трудолюбивый, очень нравятся ребятишкам.
- Коньяков Василий Михайлович, сибирский писатель, уроженец
д. Уфимцево, выпускник школы №56. В своих повестях «Снегири горят на снегу» и «Далекие ветры», ярко воспроизвел впечатления и наблюдения того времени о своей малой родине.
Г) 2 раунд - «Памятные места моего поселка»:
- Во втором раунде я буду задавать вопросы командам – поочередно. Начинает проигрывающая команда. В случае неправильного ответа, вопрос передается команде соперника.
1. Перед вами:
А) Здание бывшего деревообрабатывающего завода
Б) Здание бывшего завода «Спецмашдеталь»
В) Здание молочного завода
Один из этих заводов был удостоен почетным заказом по изготовлению сувениров для Олимпиады – 80, для Всероссийской зимней спартакиады, проходившей в Кузбассе.
(Деревообрабатывающий завод. Это предприятие было известно не только в области, но и за ее пределами. Токари, резчики, художники поистине совершали чудеса, превращая дерево в прекрасные сувениры – от простых расписных ложек до трех- и четырехместных матрешек, разных наборов. В настоящее время в реконструированных зданиях завода находятся: торговый центр «Калина» и магазин «Чибис»)
- Завод «Спецмашдеталь» основан в октябре 1941 года на базе эвакуированных из далекого Киева заводов «Спецшвеймашина» и фурнитурного. Продукция этого завода поступала не только на фабрики нашей страны. Но и на Кубу, в Монголию. Это обувные гвозди, пряжки, супинаторы и др. В настоящее время в реконструированном здании завода находятся магазины «Мебельный край» и «Холди дискаунтер»)
- ООО «Деревенский молочный завод» - одно из ведущих перерабатывающих предприятий Кемеровской области. Ежедневно выпускается до 50 тонн молочной продукции 21 наименования. В 2006 году на территории молочного завода установили памятник корове. Идея принадлежит директору молочного завода Александру Сухинину. Буренку он приметил на одной из московских сельхозвыставок. Для жителей Промышленновского района, где сегодня содержат более 19 тыс. крупного рогатого скота и в месяц надаивают 110 т молока, новый памятник стал стимулом для новых рекордов
2. Перед вами – памятники поселка Промышленная:
А) Мемориал воинам Великой Отечественной Войны
Б) Монумент паровоза
В) Обелиск воинам – землякам, павшим в 1941 – 1945 г.
У одного из этих памятников сооружено мраморное ложе со священной землей, привезенной с мест сражений, в которых участвовали солдаты – промышленнновцы.
(Обелиск воинам – землякам, павшим в боях с фашистскими захватчиками)
- Монумент паровоза установлен на площади у железнодорожного вокзала по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева и начальника Западно – Сибирской железной дороги А. В. Целько в знак благодарности трудовому подвигу строителей и железнодорожников и в честь 75 – летия завершения строительства железной дороги ст. Промышленная в 2009 году.
- Мемориал воинам Великой Отечественной Войны. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из района на фронт ушли 11603 жителя, вернулись 7098. Имена погибших земляков в боях с фашистскими захватчиками увековечены на мемориале павшим воинам - землякам, открытом в Промышленной накануне 50-летнего юбилея Победы.
- Перед вами названия улиц нашего поселка, которые носят имена прославленных людей:
А) Улица имени Мазикина Анатолия Витальевича
Б) Улица имени Матросова Александра Матвеевича
В) Улица имени Осипенко Полины Денисовны
Одна из этих улиц названа в честь нашего земляка, погибшего в 1975 году при исполнении служебного долга и посмертно награжденного орденом Красной Звезды.
(Лейтенант милиции Промышленновского РОВД А. В. Мазикин)
- Матросов Александр Матвеевич, уроженец Псковской области. 27 февраля 1943 года в бою за свою родную деревню Чернушки, прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом вражескую амбразуру, погиб, обеспечив успех своему подразделению. Путь для продвижения его боевых товарищей вперед был открыт.
Спустя час поселок Чернушки был взят. Над этим маленьким поселком, частицей нашей Родины, был водружен Советский флаг. Александр Матросов, как и многие его боевые товарищи, отдал свою жизнь за свободу нашей Родины. Этот подвиг стал настоящим символом мужества, героизма и воинской доблести, любви к Родине и бесстрашия. Александру Матросову за совершенный им подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.
- Осипенко Полина Денисовна, уроженка Запорожской области. 24 сентября 1938 года советская военная летчица, в составе экипажа из трех летчиц установили мировой рекорд дальности полета для женщин. За 26 часов 29 минут беспересадочного полета на двухмоторном ДБ-2 "Родина", летчицы преодолели расстояние Москва – Дальний Восток в 6450 км. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин страны) Героев Советского Союза. Всего Полина Осипенко установила пять международных женских рекордов беспосадочных перелетов. Погибла Полина Денисовна Осипенко в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов.
4. Перед вами – школы поселка:
А) Школа №2
Б) Школа №3
В) Школа №56
В одной из этих школ в годы Великой Отечественной войны были размещены станки по изготовлению мин, гранат и патронов для фронта.
(В октябре 1941 года на ст. Промышленная из пылающего Киева прибыло оборудование сразу двух заводов «Спецшвеймашина» и фурнитурного. Основной корпус завода расположили в школе №56. На первом этаже школы установили станки, а на втором этаже – сборочный цех. Ударными темпами, работая по 12 – 14 часов в день, ученики старших классов школы изготовляли для фронта мины, гранаты, патроны.)
- Школа №2 построена в 1940 году, на месте бывшего рынка.
- Школа №3 – одна из самых молодых школ поселка, построена в 1974 году. В 2014 году школа будет отмечать свой 40 – летний юбилей.
Д) «Поэтическая пятиминутка»:
- К сегодняшнему уроку я просила вас подготовить выразительное чтение стихотворений о Кемеровской области наших поэтов – земляков. Сейчас в каждой команде капитан выберет по одному представителю, который будет защищать честь команды на «поэтической пятиминутке».
Е) 3 раунд - «Очевидное - невероятное»:
- В третьем раунде я каждой команде задам по 10 вопросов. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество правильных ответов.
- Самый известный спортсмен Кузбасса, многократный чемпион мира среди профессионалов по боксу, живет в Японии.
(Юрий Арбачаков)
- Самое большое озеро родного края.
(Большой Берчикуль)
- Что означает черный цвет на гербе г. Кемерово?
(Каменный уголь – основное богатство области)
- Назовите имя человека, который в Кузбассе открыл каменный уголь.
(Михайло Волков, 1721 год)
- Где находятся «Писаные скалы»?
(«Томская писаница» находится на р. Томь у д. Писаная Яшкинского района)
- Назовите главную реку Кузбасса.
(Томь)
- Какое широколиственное дерево осталось в Кемеровской области с доледникового периода?
(Липа)
- Какое растение Кузбасса отправляется на экспорт в Японию?
(Папоротник - орляк)
- Назовите имя детского поэта – нашего земляка, имя которого с 2003 года носит центральная детская библиотека г. Кемерово.
(Береснев Александр Михайлович)
- Назовите имя летчика – космонавта СССР, нашего земляка, первым вышедшим в космос.
(Леонов Алексей Архипович, уроженец с. Листвянка Тисульского района)
- Назовите коренных жителей кемеровской области.
(Шорцы и телеуты)
- Озеро в Промышленновском районе, где по народному преданию, на одном из островов, татаро – монгольский завоеватель хранил свои богатства.
(Танай)
- Какое село Кемеровской области славится своими минеральными водами?
(Борисово)
- В берлинском Трептов – парке стоит известный всему миру памятник советскому воину, который держит на руках ребенка. Скульптор Е. Вучетич увековечил подвиг знаменосца 220 – го гвардейского полка, нашего земляка, который, рискуя жизнью спас немецкую девочку от фашистских пуль. Назовите имя героя.
(Масалов Николай Иванович, уроженец д. Вознесенка Тисульского района)
- Назовите местонахождение единственного в районе парка «Дикой природы».
(Горнолыжный комплекс «Танай», построенный в 2009 г.)
- Коллективу этого предприятия в п. Промышленная в 1985 году был доверен почетный заказ – изготовить 15 км рельсов для строящегося в те годы новосибирского метрополитена.
(РСП - 29)
- Назовите имя одной из популярных телеведущих программ о здоровье на первом канале, уроженки г. Кемерово.
(Елена Малышева)
- Он всем открыт.
Отныне вечно
В нем будет память наша жить
И доблесть, славу и сердечность
Района нашего хранить.
- Эти строки П. А. Мазикин посвятил одному из заведений п. Промышленная. О чем идет речь?
(Потребность сохранения богатой на события истории Промышленновского района возникла, когда наступил его зрелый возраст, когда для этого сложились благоприятные условия. В 1985 году, в год 50 – летия района, исполком Промышленновского районного Совета народных депутатов принял решение о передаче районному отделу культуры здания, в котором ранее располагался нарсуд, для организации музея. Замечательная супружеская чета: Галина Александровна и Василий Григорьевич Зениткины – вложили душу в становление районного музея. Их трудом, энергией, инициативой собрана и регулярно обновляется богатейшая коллекция экспонатов, позволившая стать районному Музею лучшим среди сельских музеев области.)
- Назовите населенный пункт Промышленновского района, который является единственным хозяйством в районе, занимающийся коневодством.
(Иваново – Родионовск. Уроженец д. Иваново – Родионовск, жокей Анатолий Курицын, стал 6 – кратным чемпионом области по скачкам, а его подопечная кобыла Гурами – 3 – кратной чемпионкой областных соревнований)
- Река Иня – излюбленное место отдыха промышленновцев в летнее время года. Что означает собственно само название «ИНЯ»?
(В переводе с тюркского «Иня» означает «Мать - река».)
4. Домашнее задание:
- Дома я предлагаю каждому из вас выполнить творческую работу по теме «Моя малая Родина». Это могут быть как сочинения, так и авторские стихотворения, красочно оформленные на альбомном листе.
- Итог урока:
- Сегодня мы закончили изучение раздела «Родной край – часть большой страны» в курсе окружающий мир. В ходе игры вы показали хорошие знания! Капитанов команд я попрошу оценить каждого участника, обсудив оценки в группе.
- Слово предоставляется жюри.
- Награждение команд.
- Я поздравляю ребят с заслуженной победой! Команды благодарю за хорошую работу и активное участие! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков.Тема урока: Водные богатства нашего края Учитель Бондаренко И. В Цели урока: познакомить...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)
Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны» Республика Адыгея....
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Экологические проблемы Челябинской области 4 класс
Урок -обобщение, в который включен проект «Влияние экологии Челябинской области на здоровье человека»....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны"
Урок по предмету окружающий мир в 4 классе по теме "Родной край - часть большой страны"...
Урок окружающего мира. Тема «Родной край- часть большой семьи». УМК « Планета знаний». 1 класс.
Цель урока: Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина....
Открытый урок в 4 классе по окружающему миру Презентация проекта «Мой родной край-часть большой страны»
Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать ...