дополнительная общеразвивающая программа "Удивительный микромир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный микромир» эколого-биологической направленности разработана на основе программ по биологии основного общего образования, учебников образовательной линии Н.И.Сонина и Т.С.Суховой, и является модифицированной, рассчитана на один год обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный микромир» эколого-биологической направленности разработана на основе программ по биологии основного общего образования, учебников образовательной линии Н.И.Сонина и Т.С.Суховой, и является модифицированной, рассчитана на один год обучения.
Актуальность программы обусловлена, во-первых, тем, что современный экологически и биологически грамотный человек не может не уметь работать с микроскопом и не иметь должного представления о микромире; во-вторых, востребованностью у студентов биологических специальностей ВУЗов, техникумов и академий навыков работы с микроскопом; и, в-третьих, многочисленными открытиями, сделанными благодаря применению микроскопа, в области микробиологии, генетики, биоинженерии (клонирование и создание генетически модифицированных организмов, расшифровка генома человека и т.п.).
Новизна программы заключается в недостатке аналогов данной программы в системе дополнительного образования детей. Поэтому настоящая программа призвана устранить противоречие между актуальностью и востребованностью данного аспекта биологического образования и отсутствием возможности для заинтересованных в таком образовании школьников приобрести систематизированные навыки работы с микроскопом для изучения микромира. Особенность программы. Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Благодаря использованию данных технологий обучающиеся имеют возможность не только наблюдать объекты живой природы, но и записывать видео, наблюдать циклы развития. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность детей, развивают экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой, помогут учащимся определиться с выбором профессии. Мельчайшие представители живого мира бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому занятия позволят углубить знания обучающихся по данным разделам биологии на экспериментальном уровне.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: расширение кругозора обучающихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий.
Задачи:
Образовательные:
- формировать научное мировоззрения и культуры интеллектуального труда;
- познакомить с историей развития микробиологии;
- изучать строения на клеточном уровне представителей различных царств: бактерий, растений, животных и грибов; обучение изготовлению культур одноклеточных организмов.
Метопредметные:
- развивать интерес к биологии, биологическому эксперименту;
- формировать практические навыки работы со световым микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием;
- формировать навыки написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских работ; развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Личностные:
- воспитывать умение видеть, чувствовать, понимать, проявляя самостоятельность и творческую активность;
- формировать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- воспитывать аккуратность, чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Формы и методы обучения:
- Работа с дополнительной литературой и сообщения обучающихся;
- лабораторный практикум;
- практические работы с элементами научной деятельности;
- написание и защита проектов по изучаемой проблеме;
- словесные, наглядные, практические; индивидуальные и групповые.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применение индивидуальных, групповых форм обучения; формирование знаний обучающихся на разных психологических уровнях.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Nп/п | Наименование разделов | Количество часов | Форма контроля/аттестация | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Введение в программу. Вводный инструктаж. Теоретические сведения. | 3 | 3 | ||
2 | От микроскопа до микробиологии | 47 | 67 | 114 | Викторины, тесты, контрольные задания. |
3 | Микроскопические животные –паразиты растений. Паутинный клещ, щитовка. | 4 | 8 | 12 | Защита проектов |
4 | Бактерии | 26 | 22 | 48 | |
5 | Грибы | 9 | 15 | 24 | |
6 | Водоросли | 4 | 8 | 12 | |
Итого | 90 | 126 | 216 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие.
Краткое изложение изучаемого курса в объединении. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности с инструментами.
- От микроскопа до микробиологии.
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер, немецкий ученый Роберт Кох основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа. «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».
Правила приготовления микропрепаратов. Растительная клетка. Изучение внутреннего строения листа растения. Клетки арбуза. Клетка масличных культур. Содержание крахмала в клетках. Клетка- единица живого. Растительная клетка. Правила приготовления микропрепаратов. Исследование волос человека. Исследование волос животного Строение пера птицы. Исследование кожи человека.
Практическая работа: Приготовление микропрепаратов «Кожица лука».
Животная клетка. Одноклеточные животные.
Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие симбионты. Практическая работа. «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое».
Практическая работа. «Реакция простейших на действие различных раздражителей»
Практическая работа. «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей»
Практическая работа. Практическая работа «Смена видового состава простейших в сенном настое».
Микроскопические животные.
Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека. Паутинный клещ, щитовка, тля паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений.
Практическая работа. «Изучение внешнего строения паутинного клеща, щитовок»
- Бактерии.
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения минерализация органических веществ; бактерии почвенные почвообразование; бактерии азотфиксирующие обогащение почвы азотом; цианобактерии. Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Практическая работа. «Посев и наблюдение за ростом бактерий».
Практическая работа. «Бактерии зубного налёта».
Практическая работа. «Бактерии картофельной палочки».
Практическая работа. «Бактерии сенной палочки».
- Плесневые грибы.
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.
Практическая работа. «Мукор».
Практическая работа. «Пеницилл».
Практическая работа. «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»
- Водоросли.
Микроскопические водоросли группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека. Практическая работа. «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам препаратам
Практическая работа. «Водоросли обитатели аквариума»
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты.
В результате занятий по программе к концу учебного года обучающиеся знают:
- историю развития микробиологии;
- строение увеличительных приборов;
- значение изученных организмов в природе и жизни человека;
- строение на клеточном уровне представителей различных царств живого мира: бактерий, растений, животных и грибов;
умеют:
- работать с микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием;
- готовить культуры одноклеточных организмов;
- писать небольшие письменные работы: доклады, сообщения, исследовательские работы;
- наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.
- работать с доступной научной печатной литературой, материалами Интернет;
- выступать с результатами исследования перед обучающимися на занятиях и научных конференциях обучающихся;
- работать со световым микроскопом;
- выращивать биологический материал различных бактерий и плесневых грибов;
- самостоятельно готовить микропрепараты.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Данная дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный микромир» рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 8-12лет в объёме 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом между занятиями 10 мин. Для изучения программы «Удивительный микромир» принимаются все желающие дети без специального отбора в течение всего срока реализации.
2.2.Условия реализации программы:
- оборудованный кабинет для обучения 12 учащихся.
- предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы.
- использование в работе большого количества материалов, средств, технологий их использования.
Материально-техническое оснащение
- Аудитория со столами и стульями;
- компьютер- 1 шт;
- проектор- 1 шт;
- микроскопы ученические- 5 шт;
- микроскоп цифровой- 1 шт;
- горелки спиртовые- 5 шт;
- петли микробиологические- 5 шт;
- посуда химическая;
- чашки петри- 5 шт;
- микропрепараты;
- стекла предметные/покровные;
- шкафы для хранения пособий;
- наглядный материал;
2.3. Формы аттестации
Данная программа предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть обучающихся. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у детей потребности к расширению и углублению своих знаний. Задача обучения по программе заключается не в передаче обучающимся определенного объема знаний, а в том, чтобы научить их эти знания добывать самостоятельно. Обучение по данной программе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей, любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.
Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские занятия, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов.
Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, цифровые микроскопы, лабораторное оборудование, ручные лупы, коллекции лишайников, микробиологические препараты таблицы. Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения обучающиеся выращивают сами и готовят микропрепараты.
На занятии закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания обучающихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Виды аттестации
- Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
- Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной программы.
- Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой- либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.
- Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.
Формы проведения аттестации
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с учащимися, родителями;
- анализ работ, результатов выполнения диагностических заданий;
- анкетирование, тестирование.
Формы проведения промежуточной аттестации: защита рефератов и проектов.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:
- специальная зачетная работа (проект),
- портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных рефератов, мини-проектов и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Итоговая оценка накопительная. Результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:
– насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
– полноту выполнения образовательной программы;
Оценка может выставляться как в форме «зачтено» – «не зачтено», так и по балльной шкале.
2.4.Оценочные материалы
Критерии оценки результатов аттестации
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
Требования к написанию реферата
Защита реферата предполагает выбор обучающимися интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. За неделю до защиты участник должен сдать реферат на рецензию педагогу. К защите должен быть подготовлен доклад не более чем на 10 минут.
1. Должна четко соблюдаться форма: - титульный лист, - оглавление, - введение, - основная часть, - заключение, - список используемой литературы.
2. Оптимальный объем работы страниц (10 15)
3. При написании реферата следует использовать не менее 5-10 литературных источников (источники должны быть указаны в алфавитном порядке по фамилии автора, необходимо указать место издания, название издательства, год и страницу).
4. При оформлении титульного листа указывается учебное заведение, в центре тема реферата, ниже справа ФИО обучающегося, класс, ФИО педагога, внизу город и год написания.
При написании реферата обучающиеся руководствуются данным планом: Что такое реферат? Требования к оформлению реферата. Примерный план работы над рефератом? Что такое исследовательская работа по биологии? Рекомендации по организации научной работы обучающихся. Примерный план работы. Методика проведения работ. Знакомство с образцами реферативных и исследовательских работ по генетике. Анализ работ. Выбор темы научной работы. Составление плана деятельности учащегося. Постановка цели и определение задач. Знакомство с рекомендуемой литературой. Подбор новых литературных источников.
Введение к работе. Определение актуальности данной темы, причин ее выбора; перечень задач или проблем, поставленных в работе. Наблюдение. Материалы опытов и экспериментов. Оформление статистических данных, их анализ и выводы. Результаты работы или выводы. Итоги всей работы (краткий анализ, формулировка основных выводов, определение круга решенных и нерешенных проблем и задач, причины неудач). Защита реферата или исследовательской работы.
Темы мини-проектов
- Сообщения:
1) Роберт Кох один из основоположников современной микробиологии.
2) Луи Пастер - отец современной микробиологии и иммунологии.
3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга.
4) Малярия или перемежающая лихорадка.
5) Трипаносома возбудитель сонной болезни.
6) Жгутиконосцы - симбионты.
2. Работы исследовательского характера:
1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий».
2). «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных раздражителей и поглощение веществ».
3) «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых грибов».
4) «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».
5) «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников». 6) Возможны другие темы.
План оформления результатов исследования
1. Формулировка темы исследования.
2. Исполнители (фамилия, имя, класс, школа)
3. Актуальность исследования (чем интересна, в чем важность исследования, почему выбрана именно эта тема)
4. Цель работы.
5. Задачи исследования.
6. Гипотеза (возможные результаты)
7. Методика проведения исследования.
8. Результаты.
9. Выводы.
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
1. 2. 3 4 5 6 7 | Словесный. Метод практической работы. Метод наблюдения и восприятия. Проектные и метод сопоставления и сравнения. Учу ребенка всматриваться, анализировать (форма, характер, настроение, назначение и прочее). Метод проблемного обучения:
Метод игры. Использование дидактического материала, который включает:
|
Формы организации детей на занятиях | |
1. 2 3 4 5 | Групповая. Индивидуальная. Парная. Микрогруппы. Разновозрастная. |
Формы организации занятий | |
1. 2. 3. 4 5 6 7 | Учебные занятия.Постановка учебного эксперимента. Занятия – творчества. Видеозанятия. Экскурсия. Занятия- виртуальные путешествия. Защита рефератов, проектов. |
Календарный график
№п/п | Месяц | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | сентябрь | Вводное занятие. Вводный инструктаж | 3 | 3 | беседа | |
2 | От микроскопа до микробиологии | 47 | 67 | 114 | ||
2 | История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер, немецкий ученый Роберт Кох основоположники современной микробиологии. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Викторина | |
3 | Признаки живых организмов | 1 | 2 | 3 | Опрос | |
4 | Основные направления современной микробиологии. | 1 | 2 | 3 | Опрос | |
5 | Основные направления современной микробиологии | 2 | 1 | 3 | Опрос | |
6 | Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работа. «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». | 2 | 1 | 3 | Практическая работа | |
7 | Использование микроскопа в разных областях науки | 2 | 1 | 3 | рефераты | |
8 | октябрь | Клетка- единица живого. Многообразие клеток | 1 | 2 | 3 | опрос |
9 10 | Правила приготовления микропрепаратов. Исследование волос человека | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Опрос. Практическая работа | |
11 | Исследование волос животного. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
12 | Строение пера птицы | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
13 | Строение Крыла насекомого | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
14 | Строение Крыла насекомого | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
15 | Строение Крыла насекомого | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
16 | ноябрь | Строение лапки насекомого | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа |
17 | Исследование кожи человека | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
18 | Растительная клетка. Вакуоли. Клетки арбуза. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
19 | Растительная клетка. Приготовление микропрепаратов «Кожица лука». | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
20 | Растительная клетка. Хлорофилл | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
21 | Растительная клетка. Изучение листа Элодеи канадской. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
22 | Исследование иголки сосны. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
23 | Пыльца растений. Исследование пыльцы лилии. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
24 | декабрь | Исследование срезов стеблей. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа. Викторина «Клетка растений» |
25 | Особенности химического состава живых организмов | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
26 | Свойства живых организмов. Крахмал в клетках растений. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
27 | Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. животные обитатели водной среды. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
28 | Раздражимость. Простейшие одноклеточные | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
29 | «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое». | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
30 | Изучение Эвглены зеленой. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
31 | Вольвокс как переходная форма от одноклеточных к многоклеточным. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
32 | январь | Практическая работа. «Реакция простейших на действие различных раздражителей» | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа |
33 | Практическая работа. Практическая работа «Изучение видового состава сенного настоя | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
34 | Простейшие возбудители заболеваний человека и животных | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
35 | Лабораторная работа «Амеба и инфузория» | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
36 | Изучение поведения одноклеточных животных | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
37 | Лабораторная работа «Изучение поведения одноклеточных животных» | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа. Обобщение темы «Строение клетки растений» | |
38 | Многоклеточные животные. Гидра | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
39 | Обобщение темы «От микроскопа до микробиологии» | 1 | 2 | 3 | Опрос. Викторина. Беседа | |
3 | Микроскопические животные-паразиты растений. Паутинный клещ, щитовки. | 4 | 8 | 12 | ||
40 | февраль | Изучение паутинного клеща. Меры борьбы. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа |
41 42 | Изучение щитовки. Способы защиты растений. Вредители растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Опрос. Практическая работа | |
43 | Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Обобщение темы «Микроскопические животные-паразиты» | |
4 | Бактерии | 26 | 22 | 48 | ||
44 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
45 | Распространение и значение бактерий | 1 | 2 | 3 | Сообщения учащихся | |
46 | Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий» | 1 | 2 | 3 | Практическая работа | |
47 | Наблюдение за ростом бактерий | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
48 | март | Подготовка сообщения по итогам наблюдения. | 1 | 2 | 3 | Сообщения, рефераты учащихся. |
49 | Бактерии зубного налета. Практическая работа с элементами экспериментальной деятельности | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
50 | Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника наблюдений. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
51 | Подготовка сообщения по итогам наблюдения. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
52 | Бактерии картофельной палочки. Практическая работа с элементами экспериментальной деятельности | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
53 | Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника наблюдений. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
54 | Подготовка сообщения по итогам наблюдения. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
55 | Бактерии сенной палочки. Практическая работа с элементами экспериментальной деятельности | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
56 | апрель | Бактерии сенной палочки. Практическая работа с элементами экспериментальной деятельности | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа |
57 | Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника наблюдений. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
58 | Подготовка сообщения по итогам наблюдения. | 2 | 1 | 3 | Опрос. Рефераты учащихся. | |
59 | Подведение итогов по теме. | 2 | 1 | 3 | Обобщение темы. опрос | |
5 | Грибы | 9 | 15 | 24 | ||
60 | Плесневые грибы. Строение и жизнедеятельность | 2 | 1 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
61 | Значение плесневых грибов. Дрожжи | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
62 | Практическая работа Мукор. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
63 | май | Практическая работа Пеницилл | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа |
64 | Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых грибов. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
65 | Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых грибов | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
66 | Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых грибов | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
67 | Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых грибов | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа. Обобщение темы. Практические работы учащихся. | |
6 | Водоросли. | 4 | 8 | 12 | ||
68 | Практическая работа «Водоросли обитатели аквариума. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
69 | Микроскопические водоросли группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
70 | Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека. Практическая работа. «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам препаратам | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
71 | Практическая работа. «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам препаратам | 1 | 2 | 3 | Опрос. Практическая работа | |
72 | Итоговое занятие | 1 | 2 | 3 | ||
Итого | 94 | 122 | 216 |
12 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Для реализации поставленной цели и задач педагогом дополнительного образования используется следующая литература: 1. Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г. 2. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. Биология в школе 1991г Семенов А.М., Логинова Л.Г. Селекция микроорганизмов и использование их в биотехнологии. Биология в школе, 1993г, 1 4. Л. Н. Дорохина, А.С.Нехлюдова, Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии, Москва.1990г. 5. Н.М.Антипова, М.П.Травкин. Бактерии как объект изучения. 6. А.А.Гуревич. Пресноводные водоросли (определитель). Из во «Просвещение», М. И. Бухар. Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г. 8. А.А.Яхонтов Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г. 9. Л.В.Янушкевич Многообразие простейших Биология в школе, г. 10. А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов Биологический эксперимент в школе. Москва: «Просвещение», 1990г. 11. Биология в школе Лабораторные опыты по экологии Литература для родителей: 1. А.Яхонтов. Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г. 2. Жизнь растений, Том 1 Литература для детей: 1. Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г. 2. М. И. Бухар, Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г. 3. А.А.Гуревич. Пресноводные водоросли (определитель). Из во «Просвещение», Энциклопедия для детей «Хочу всѐ знать», т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....
Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)
Данная программа отредактированна в связи с последними требованиями к оформлению программ, на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...