Технологическая карта урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Караваева Жанна Владимировна
Класс: 3 Дата: Предмет: окружающий мир
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные:
сформировать представление о свойствах воды; ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды; сформировать устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу.
Развивающие:
. развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования.
Воспитательные:
развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Дидактические средства:
- для учителя - презентация, глобус, лабораторные приборы, наглядный материал.
- для учащихся - учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс
№ | Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Результат |
1. | . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу | - - Один из детских поэтов Константин Ибряев сказал: Только тот живёт как нужно, Всё даётся лишь тому. Кто живёт согласно, дружно С постоянным ПОЧЕМУ?. А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите. - Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) - Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (Что я не знаю? Буду стараться узнать новое.) - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе Высказывают своё мнение. Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. | II. Актуализация знаний пробное учебное действие. Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
- Сейчас покажу вам фрагмент из мульт фильма, после просмотра вы должны ответить: Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран
- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
*В каких трёх состояниях бывает вода на земле? *За какое состояние воды отвечал Мойдодыр? *Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии. *Какие осадки связаны с жидким состоянием воды? *Как выглядит вода в твёрдом состоянии? *Газообразное состояние воды – это что? Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде? | . Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр» Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
3. | III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы . | Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. - А вам хотелось бы узнать что-то новое о воде? - Что бы вы хотели узнать? - Для чего нам нужно это знать? - А что вы о ней знаете? - Оцените свои знания, только честно. Прикрепите голубую ,чистую капельку воды если всё знаете, если не все –белую капельку воды. | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Познавательные: поиск разнообразных способов решения поставленных задач. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные:формирование границ собственного знания и незнания. |
4. | IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации | - Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке. - Так что мы будем исследовать? - А как вы думаете, зачем нам это нужно? - Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования - На какой вопрос должны ответить в первую очередь? 1. Что такое вода? 2. Свойства воды. 3. Бережное отношение к воде. - Итак, что такое вода? (жидкость). - Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.) - Как вы думаете, что это? - Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? – ПОЧЕМУ?) - А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? - Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? - Эти особенности веществ называют свойствами. - Что будет предметом нашего исследования? - Какую цель поставим перед собой? - К концу исследования мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» - Тогда какие задачи поставим перед собой? – Цель поставлена, начинаем работу для её достижения | Совместно с учителем составляют план исследования воды Ставят цели: Узнать, что находится в сосуде Определяют задачи: Открыть новые знания. | Фронтальная | Познавательные: поиск разнообразных способов решения поставленных задач. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные:формирование границ собственного знания и незнания. |
5. | V. Реализация построенного проекта. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды | Наметим план наших действий. - Как же мы будем исследовать воду? 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом. 2. Сделаем выводы. - Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды. - В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист для записи наших исследований (Приложение 1) Мы начинаем работу нашей лаборатории. Давайте вспомним правила работы в группах.
Каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя, а я в роли научного руководителя. Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран. 1. Класс работает в группах, получает карту для фиксации результатов (Приложение 1) и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты – Приложение 2) Опыт 1. Прозрачность. Опыт 2. Цвет. Опыт 3. Запах. Опыт 4. Текучесть. Опыт 5. Растворитель. 2. Демонстрационный опыт. Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается. Опыт 7. Фильтрование. | Совместно с учителем составляют план действий Смотрят видеофрагмент и отвечают на вопрос | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная Работа Групповая работа | Познавательные:поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные:формирование границ собственного знания и незнания. |
6. | Динамическая пауза | Организует физкультминутку | Физкультминутка (выполняют движения) | Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека. | |
7. | VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: зафиксировать новое содержание урока; Уточнить и расширить знания учащихся | Подведение результатов. - Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?» - В начале мы могли это определить? А теперь? - Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды. Что это? (Вода.) - Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? А зачем нам надо знать о свойствах воды. Где эти знания нам пригодятся? | Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации. | Фронтальная | . Коммуникативные: формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия. |
8. | VII. Диагностика качества усвоения темы. Цель: установить степень усвоения темы: «Вода и её свойства» | Предлагаю вам викторину «Вода и её свойства»? Вам предстоит выбрать правильный ответ на сервисе LearningAppshttp://LearningApps.org/1343486 Не забудьте проверить | Учащиеся выполняют тест с самопроверкой. | Личностные : оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка | |
9. | VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе. Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела | - Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали, справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь, так как я научный руководитель нашей лаборатории. Я расскажу вам научные факты о воде. – Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах. - Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. - Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды Даже тело человека на 2/3 состоит из воды. – Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. 2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела Проверка Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде. - Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее. - Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. -Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях? -Чем опасно загрязнение воды? -Как люди охраняют воду от загрязнений? -Как каждый человек должен беречь воду? -Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана? | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Уточняют и расширяют свои знания о воде. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. Отвечают на вопросы. Делают вывод: От загрязнения воды страдает всё живое. Воду надо беречь. | Фронтальная Работа в парах | Познавательные: Классифицировать объекты. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
10. | ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? - Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? – О каких удивительных свойствах воды вы узнали? - Где нам могут пригодиться новые знания? - Мы выполнили план урока? - Оцените свои знания на конец урока | Личностные: Формировать способность обучающихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ
Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...