Разработка урока по окружающему миру "Что такое почва".Школа России.3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Разработка урока "Что такое почва" 3 класс "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok_mir_3_kl.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Автор УМК: А. А. Плешаков
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового матери
Цели | Образовательные: - сформировать представление о почве, её составе; - выявить в ходе опытов состав почвы; - продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов. Развивающая: - развивать умение работать с научным текстом; - выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; - делать выводы на основе проведённых опытов; - развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся; умения доказывать выдвигаемые предположения; - развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов. Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность; воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю. Формировать УУД: Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами |
Планируемый результат | Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, охрана почвы. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. |
Основные понятия | Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва. |
Оборудование | Почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки. Компьютер, мультимедиапроектор, презентация |
Ресурсы | - А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основе, - презентация «Что такое почва?» |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. Мотивация учебной деятельности Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | - Начнем урок с - приветствия. Я скажу "Добрый день!" и назову кого-то из присутствующих в кабинете.Те, кого я назову, помашут мне рукой-значит вы меня услышали и отвечаете мне на приветствие. - "Добрый день!"-уважаемые гости! -Добрый день!"-мальчики и девочки 3 а класса. - "Добрый день!"-всем , кто любит конфеты! - "Добрый день!"-всем, кто хочет узнать что-то новое сегодня на уроке окружающего мира. - "Добрый день!"-всем, кто хочет получить оценку за домашнее задание. Давайте проверим домашнее задание. | Проверка готовности | Коммуникативные: -уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: -готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
2.Проверка д/з | -О чём говорили на прошлом уроке? -Посмотрите какие плакаты вы нарисовали на тему"Берегите воду!" - Кто назовёт правила бережного расходования воды?. -Какая работа по охране воды проводится у нас в селе? -Я думаю. что каждый из вас будет правильно обращаться с водой. | О бережном отношении к воде. 1.Не оставлять кран с водой открытым. 2.Моешь руки, струйка маленькая. 3.Полоскать рот из стакана, когда чистишь зубы. | |
3. Актуализация знаний Цель: настроить детей на плодотворную работу. | -Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется..... - А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? СЛАЙД1 -Это и название планеты, на которой мы живём. -это и суша. Сегодня будем говорить о земле, на которой все растёт, о нашей кормилице. - Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке? - Какое научное название этого слова? Главное слово на уроке - ПОЧВА -Что вы знаете о почве? -Что бы вы хотели узнать? | -Земля -Планета Земля, Часть суши, Страна, государство | |
3. Постановка учебной задачи Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | - Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске) 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. …………. почвы. 4. Кто ……… в почве? Тема урока: "Что такое почва"СЛАЙД2 Сегодня мы узнаем состав и свойства почвы. | 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 4. Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве? | Регулятивные: -умение определять цель деятельности. Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: - умение выявлять сущность, особенность объекта. Личностные: - самоопределение к деятельности. |
4. Поиск решения проблемы Цель: -решение учебной задачи и обсуждение её решения; - проведение опытов. | Предлагаю вам на 1 вопрос попробовать ответить самостоятельно. -Повернитесь друг к другу, образуйте 4ки., обсудите, как вы понимаете , что такое почва.(1мин) -Что у вас получилось? Где можем узнать правильное определение? -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64 - У кого был верный или похожий ответ?Молодцы! -Что значит плодородный? Прочитайте,как в словаре.СЛАЙД3 -Это основное свойство почвы. -Почему же почва плодородна ? -Почему на ней вырастает богатый урожай? Выскажите ваше мнение? Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы. Побываем в роли исследователей. И как все учёные исследователи мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с приборами. -Кто напомнит правила? | В словаре, в интернете…. Почва – это …. Чтение определения в учебнике с.64 Плодородие-способность производить богатую растительность,урожай. ЕСТЬ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РОСТА РАСТЕНИЙ 1.Относится к приборам бережно(сломаться, пораниться) 2.Можно вставать. 3.Опыт делает 1 чел. | Регулятивные: -умение точно выражать свои мысли. Коммуникативные: -умение слушать и понимать других. Познавательные: -умение извлекать информацию из текста. Личностные:-умение определять и высказывать правила. |
6. Практическая работа Цель: - организовать практическую работу по изучению состава почвы; - дать возможность узнать о составе почвы; - составление опорной таблицы. | Работа в группах Приступим к нашему научному исследованию. По плану: 1.Опыт 2.Сделаем вывод. 2.Записываем результат в тетрадь. Опыт 1 СЛАЙД4 Берём стакан с водой. Бросаем комочек сухой почвы. Что наблюдаем? –Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2 СЛАЙД5 Докажем, что в почве есть вода. Возьмём бумажную салфетку. Положим на неё немного почвы. Сильно сожмём. Стряхнём почву.Что осталось на салфетке? -Для чего нужна вода в почве? Опыт 3 СЛАЙД6 Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Почувствуем запах.Значит есть перегной.который образуется из остатков растений и животных.Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.Перегной придаёт почве тёмный цвет. Опыт 4 СЛАЙД7 Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина). Песок и глина-основа почвы. Опыт 5СЛАЙД8 Размешаем почву с водой стеклянной палочкой.Профильтруем раствор. Поместим несколько капель профильт-рованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.Что осталось на стекле? Это минеральные соли.Мин соли -питательные вещества,без которых растение не может жить. | Знакомятся с планом исследования Работа в группах Выполняют опыт Делают вывод: в почве есть воздух заполняют таблицу в тетради на печатной основе с. 37 Корни растений дышат воз-духом, который содержатся в почве. Выполняют опыт Делают вывод: в почве есть вода. Ответы детей Стенки пробирки запотели. Вывод: это испаряется вода. Появился запах. Вывод: в почве есть перегной. Вывод: в почве есть песок и глина. Песок, глина, остатки растений На стекле остались небольшие белые пятна. Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде. Читают вывод с.66 | Регулятивные: -умение выражать свои мысли Коммуникативные: -умение работать в группах, -формирование умения объяснять свой выбор, -строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника. Познавательные: -умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, -умение обобщать и классифицировать по признакам. -умение осуществлять поиск необходимой информации Личностные: -учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
7. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи. | -Мы завершили наше исследование. - Какова была цель нашего исследования? - Что мы хотели узнать? -Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов? -Какой вывод мы сделаем? -Сверим с выводом в учебнике с 66 2 абзац. Всё это необходимо для роста растений. | Из чего состоит почва. ВЫВОД: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. | |
Первичное закрепление Физ мин. | . Вот мы деревца сажали, Семя в землю зарывали. Вырос тоненький росток Он и строен. и высок. И другие распустились. Дружно так зашевелились. Налетел весёлый ветер И раскачивает ветки. Хорошо ли вы запомнили. что входит в состав почвы проверим .Игра-хлопки.Есть -хлопаем. Песок, стекло. глина, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной. | Самостоятельная работа | Регулятивные:-сохранение учебной задачи,-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра. Познавательные:- использовать схемы. Личностные -учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений Цель: - организовать использование нового знания вместе с изученными ранее. Проверка усвоения знаний | -Кто может назвать животных живущих в почве? -Посмотрите в учебнике с 64 -Какую роль они играют для почвы? Прочитайте в учебнике с 66 (послед абзац) -Какую роль играют животные? Объяснить смысл пословицы:СЛАЙД ДОБРАЯ ЗЕМЛЯ БОЛЬШЕ ПОДНИМЕТ. -Прочитайте сведения о почве. -Что узнали? СЛАЙД -, что 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет.
-Нужно ли почву охранять? -Что может погубить почву? -Охраняется ли почва у нас в селе? СЛАЙД(ТАБЛИЧКА) Прочитайте о чём она. -Посмотрите на портрет.Это учёный Василий Васильевич Докучаев он изучал почву. Послушайте сообщение о нем Вот и подошёл к концу наш урок. Предлагаю проверить свои знания. Перед вами карточка. Выберите себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания. СЛАЙД -Кто выполнил 3 и более -Кто 2 задания? -Кто 1? -Кому было трудно? | Делают ходы,рыхлят, перемешивают почву ,неправильное использование человеком,не жечь костры.правильно распахивать,сажать растения | Регулятивные:-умение правильно оценивать действия. Коммуникативные:-договариваться и приходит к общему решению, -умение слушать товарища. Познавательные:- строить рассуждения. Личностные: - умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку. |
9. Рефлексия деятельности Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися деятельности своей и класса на уроке. | Какую тему изучали? Какую проблему рассматривали? Можем ли мы ответить на основные вопросы урока: Что такое почва? Что входит в состав почвы? Что нового узнали? Что понравилось на уроке? «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему. -Кого бы вы могли похвалить и за что? Лучшие награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающей среды и премией в виде оценки 5 | Ответы детей | Регулятивные: -умение контролировать свои действия, оценивать результат работы. Коммуникативные: -умение слушать собеседника. Познавательные: -строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. -умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
10. Домашнее задание Цель: - закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке | -Домашнее задание предлагаю на выбор: а) Прочитать статью учебника на с.68-71 и ответить на вопросы. б) Подготовить сообщение о животных, обитающих в почве. В)Узнать какие почвы есть у нас в селе Н-Саянтуй. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по программе "Школа России".
Тема урока: Расы и народы.Цель урока: дать возможность учащимся самостоятельно выяснить, чем люди отличаются по внешним признакам и отчего это зависит.Задачи: - формировать умение делать выводы ...
Конспект урока по окружающему миру "Деньги"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....
Разработка урока литературного чтения с презентацией УМК "Школа России" по теме: Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».
На данном уроке учащиеся в течении урока заполняют листы самооценивания....
Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. Школа России.
Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. УМК Школа России....
Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.Планируемые результаты:Предметные: Знать: о главных праздниках России, их истории и чем они отл...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет", (Школа России, 3 класс)
Тема урока «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего х...