Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Органы чувств человека".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Органы чувств человека". 3 класс. Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_sluha_3_klass.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предметная область: Окружающий мир 3 класс
УМК: «Школа России»
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Органы чувств человека
Цель: Формировать понятие «органы чувств» и показать их значение для организма
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся. закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
УУД:
Личностные УУД:
- положительное отношение и интерес к изучению человека
- познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
- способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
–– ответственно относиться к собственному здоровью
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
- осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
- оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Коммуникативные УУД:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
использовать словари и другую справочную литературу
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать названия органов зрения, обоняния, слуха, вкуса.
- Работать в паре, с карточкой;
- Расширять знания об органах чувств.
Личностные:
формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье;
- Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Метапредметные:
- умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
Основные понятия: Органы чувств. Исследование. Восприятие.
Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство
Оборудование урока: Компьютер, экран, проектор, колонки, стол с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов
Формы урока: фронтальная, самостоятельная, групповая
Приемы деятельности учителя: Постановка проблемных вопросов. Рассказ
Опрос по изученному материалу: Диалог, обмен мнениями по поводу органов чувств Подведение итогов
№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
|
1 | Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Тихо, тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. Наши ушки на макушке (массаж ушей) Глазки зоркие глядят (поглаживание век) В путь за новыми открытиями Приглашают всех ребят! Слайд 1 | Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.
Выполняют: Массаж ушей; Поглаживание век;
| Личностные: самоопределение. Познавательные: Навыки массажа, профилактики заболеваний |
2 | Актуализация знаний Цель: - актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; - актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала | В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего друга»
портрет моей знакомой девочки. Вот он. (картина – портрет, где не чётко прорисовано лицо). Слайд 2
На доске учитель вывешивает картинки- изображения глаз, носа, ушей, рта.
-Что общего у этих частей?
| Рассматривают, наблюдают, сравнивают, анализируют.
- У девочки плохо нарисовано лицо. У неё нет глаз, носа, рта, ушей. | Познавательные - Сравнивать предметы, объекты. Умение находить общее и различие. - Понимать информацию, представленную в виде рисунков. Регулятивные: - формулировать и определять тему и цель урока с помощью учителя. Коммуникативные: - формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3 | Формулирование темы и целей урока
|
Запись темы появляется на доске Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке Слайд 3 -Познакомимся с …… -Узнаем, для чего…. -Научимся ……. | Ответы учеников, где они определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя.
| Регулятивные: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
|
4 | Открытие детьми нового знания. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для формирования представлений об органах чувств, их значении и функций для человека.
| Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. Слайд 4
Ведь, глаза, рот, уши, нос- это всё части организма, его органы.
соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе.
1. Исследование органа зрения.
определение.
Может быть вы догадались орган чего? На доске появляется запись орган зрения рядом с картинкой – изображением глаз. Слайд 6 - Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
( Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лежа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метров). | - Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.
Исследователь- тот человек, который что – то исследует.
Памятка о правилах работы в группе. Слайд 5
выслушать одноклассника, не перебивай.
- Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.
Формулируют ВЫВОД: Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. Глаза – это часть организма, то есть орган.
(Орган зрения) (Проговаривают правила охраны зрения) - нельзя читать лёжа; Наклоняться низко при письме; -смотреть близко телевизор;
| Регулятивные:
соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
обработки, анализа и представления информации;
Коммуникативные:
договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.
Личностные: Ответственно относиться к собственному здоровью |
Физминутка для глаз | Слайд 7 2. Исследование органа слуха. – приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки. (Учитель тихо произносит какую – либо фразу).
(фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках). -повторите фразу, слушаем ваше мнение. - уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте определение?
Уши – это орган чего? На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой- изображением ушей. Слайд 8 | Выполняют физминутку для глаз.
- Уши нужны, чтобы слышать.
Уши – это орган слуха. |
Познавательные: -использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
- строить монологическую речь в устной форме
Познавательные: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям | |
Физминутка | (массаж ушных раковин, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника)
|
| .
| |
3. Исследование органа обоняния. Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Помощники, возьмите по стаканчику. ( стаканчики стоят на отдельном столике)
(Слайд 8) Опыт № 1. Слайд 9 Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) лука, 4) чеснока. - Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос) |
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берет стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с известным предметом, определяет, что находится внутри по запаху. | |||
5 | Первичное закрепление. Цель: Выявить характерные особенности органов чувств
| Вывод: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Умение человека различать запахи получило название обоняние. На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой – изображением носа. Слайд 10
4. Исследование органа вкуса. - Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Помощники, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике)
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднения в ответе) -Нужно провести еще один опыт. | Формулируют вывод Носовая полость воспринимает особые запахи.
Исследуют орган вкуса.
| Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
|
Опыт № 2. Слайд 11 Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть одного вкуса для всех, например, так и разных вкусов по количеству групп. Например: 1) сладкая, 2) солёная, 3) кислая, 4) минеральная вода с газом.
Попробуйте. Что вы ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык) Дадим определение этому органу. (Орган вкуса) Слайд 12 На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой – изображением рта. Общий вывод:
Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). |
Проведение опыта: Ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это не возможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.
Язык – орган вкуса.
Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку. |
Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
Познавательные: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
| ||
Какое название отсюда следует?) - Проверим, верный ли вывод мы сделали. Давайте отгадаем загадки об органах чувств. 1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык) 2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза) 3. Меж двух светил в середине я один. (Нос) 4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши) | (Органы чувств
| Коммуникативные: - слушать и понимать речь других;
| ||
6 | Итог урока. Рефлексия Цель: - Зафиксировать новое содержание урока; -Оценить результаты учебной деятельности; - Согласовать домашнее задание | А когда мы придем кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? ( Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус) - Так кто они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств) -назовите их
Продолжи предложение. Слайд 15
_ Было интересно…
Я научился…
| Рефлексия
Высказывания детей (Хоровой ответ) Делают самооценку своей деятельности на уроке. Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. (Подготовить сообщение о любом по выбору органе чувств) Убирают свои рабочие места. | Личностные: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. |
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
В конце урока ученики
• знают органы чувств;
• умеют различать, охарактеризовать органы чувств.
• умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
• проводить сравнение, группировку, обобщение.
Метапредметные:
• умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
• умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
• умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.
Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек - разумное существо".Образовательная система "Школа 2100".
Представление о человеке, как об объекте живой природы....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов" 3 класс (Перспективная начальная школа)
Конспект урока по окружающему миру...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Органы чувств" 3 класс "Перспектива".
"Органы чувств"...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Здоровье и безопасность. Строение тела человека»
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Здоровье и безопасность. Строение тела человека»...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме " Органы чувств". Школа России
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств". Программа "Школа урока"....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств" 3 класс
Технологическая карта урока + презентация + раздаточный материал к уроку окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"...