Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов" 3 класс (Перспективная начальная школа)
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Школа №:91
Дата:9.03.2017
Класс: 3 а Студентка: Мишина Е.С, 43гр.
Учитель: Силина И.Ю
Тема урока: «Человек и природные сообщества. Значение лесов.»
Цель: Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).
Планируемые результаты:
Предметные: повторить значение леса, знать роль леса в жизни человека.
Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова),презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный : слово учителя) | 1 мин | Здравствуйте, ребята. - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. К уроку все готовы? Если трудно – мы поможем, Всё узнать на свете сможем! | -Приветствовать учителя; -Эмоциональный настрой на урок | Личностные : положительное отношение к уроку. |
II. Актуализация знаний и мотивация (Словесный: беседа) Практический: тест на тему «луг и его обитатели» | 5 мин | Послушайте и скажите, о чем я сейчас прочитаю. «Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Это дрова, смола, доски. Орехи, ягоды, грибы. Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков) - Действительно, «из всего этого, как из кубиков, сложен лес: огромный, зеленый, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь» (Н.Сладков) | Слушают учителя. (Дети говорят, что это написано о лесе).
| Р.- Принимать и сохранять учебную задачу Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
П.- Определение основной и второстепенной информации |
III. Постановка учебной задачи (Словесный-беседа) | 7мин | Давайте повторим, что мы уже знаем о природном сообществе «ЛЕС». - Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре? - Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше. Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»? – А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое? (Заслушиваются высказывания учеников). - Подумайте и скажите, какую проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке? - Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем? (Что дает лес человеку, об охране лесов, о правилах поведения в лесу, о значении леса для людей) - Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока? «Человек и природные сообщества. Значение лесов».Какие цели мы поставим на урок?(узнаем какую роль играет лес для человека) | -Отвечать на вопрос; - Формулировать тему урока; -Ставить цели на урок Дети: Первое. | К.- Формулировать собственное мнение и позицию П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия |
IV. Открытие нового знания (Практическая работа по теме)
| 8 мин | Итак, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимость его охраны. Работать над новой темой мы будем по группам с текстом параграфа учебника. 1.группа «Лесничие» (По учебнику с. 69-70 до вопроса)
2.группа «Практики-плановики» (По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса) раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:
3.группа «Экологи» (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца) освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц. А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Обсуждаем ответ на данный вопрос в группах, а поможет вам текст учебника (с. 73 2-ой абзац) Заслушиваются ответы детей. - Ребята, а что наносит вред лесу? О вреде пожара рассказывает Сильвестрова Анна (по хрестоматии «Огонь в лесу»). После прочтения рассказа проводится беседа по вопросам: - Почему пожар в лесу — страшное бедствие? - Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой беды? - Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити! | -Слушать учителя; Работают с текстом, рассматривают изображения растений. Отвечают на вопрос. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Наблюдать и делать самостоятельны е выводы; устанавливать причинно- следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений |
Физминутка | 1 мин | Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) | - Принимают участие в физминутке | |
V. Первичное закрепление (Практический : работа в группах) | 6 мин | Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им: (на экране)
| Вывод об особенностях природной зоны лес Отвечают на вопросы по учебнику | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу |
VI. Вторичное закрепление (Словесный:беседа) | 4 мин | Почему в народе говорят :»Много леса-береги,мало леса-не руби,а нет леса-посади»? | Отвечать на вопрос | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу |
VII.Итог урока Словесный (беседа)
Рефлексия Домашнее задание Словесный (объяснение) | 2 мин | Подведём итог урока. Лес-производитель чего? Почему лес называют зелёным другом человека? Составить памятку «Как вести себя в лесу».Учебник стр 69-73.Читать,отвечать на вопросы. | -Отвечать на вопросы учителя; -Оценивать себя и сложность изученной темы; | Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.
· Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом, правилами безопасного поведения у водоёмов;·...
Презентация к уроку по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.
Презентация к уроку по теме" Есть ли жизнь в воде подо льдом." ...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экономика родного края (наши проекты)" 3 класс "Школа России"
"Экономика родного края (наши проекты)"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Сравнение по признакам. Ряды. Классификации" 1 класс
Тема: «Сравнение по признакам. Ряды. Классификации.» Цели деятельности учителя: формировать умение сравнивать предметы по выраженности у них какого-либо пр...
Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях народов России;2) з...
Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...