Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов" 3 класс (Перспективная начальная школа)
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Мишина Елена Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_9.03.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №:91                                                                                                                                        

Дата:9.03.2017

Класс: 3 а                                                                                                                                          Студентка: Мишина Е.С, 43гр.                                                                                                                                                        

Учитель:  Силина И.Ю

                                                                                                                                                               

Тема урока: «Человек и природные сообщества. Значение лесов.»

Цель: Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).

Планируемые результаты:

Предметные: повторить значение леса, знать роль леса в жизни человека.

Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова),презентация.

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

Здравствуйте, ребята.                                                    

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

К уроку все готовы?

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Личностные : положительное отношение к уроку.

II.  Актуализация знаний и мотивация

 (Словесный: беседа)

Практический: тест на тему «луг и его обитатели»

5 мин

Послушайте и скажите, о чем я сейчас прочитаю.

«Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Это дрова, смола, доски. Орехи, ягоды, грибы. Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков)

- Действительно, «из всего этого, как из кубиков, сложен лес: огромный, зеленый, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь» (Н.Сладков)

Слушают учителя.

(Дети говорят, что это написано о лесе).

                                                                   

                                                               

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                   

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный-беседа)

7мин

Давайте повторим, что мы уже знаем о природном сообществе «ЛЕС».

- Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре? 
1. 
Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно за-росшее деревьями, кустарниками, травами.
2. 
Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.
– Какое из этих объяснений подходит для нашего урока?

- Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше.

Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?

– А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое?

(Заслушиваются высказывания учеников).                        

- Подумайте и скажите, какую  проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем? (Что дает лес человеку, об охране лесов, о правилах поведения в лесу, о значении леса для людей)

 - Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?

«Человек и природные сообщества. Значение лесов».Какие цели мы поставим на урок?(узнаем какую роль играет лес для человека)

-Отвечать на вопрос;

- Формулировать тему урока;

-Ставить цели на урок

Дети: Первое.

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

Итак, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимость его охраны.

Работать над новой темой мы будем  по группам с текстом параграфа учебника.

1.группа «Лесничие» (По учебнику с. 69-70 до вопроса)

  • в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ: лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
  • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.

2.группа «Практики-плановики»

(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)

раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

3.группа «Экологи» (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Обсуждаем ответ на данный вопрос в группах, а поможет вам текст учебника (с. 73   2-ой абзац)

Заслушиваются ответы детей.

-  Ребята, а что наносит вред лесу?  

О вреде пожара рассказывает Сильвестрова Анна (по хрестоматии «Огонь в лесу»).

После прочтения рассказа проводится беседа по вопросам:

- Почему пожар в лесу — страшное бедствие?    

- Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой

беды?

- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!

-Слушать  учителя;

Работают с текстом, рассматривают изображения растений.

Отвечают на вопрос.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельны е выводы; устанавливать причинно- следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений

Физминутка

1 мин

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

- Принимают участие в физминутке

V. Первичное закрепление

(Практический : работа в группах)

6 мин

Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им: (на экране)

  1. Никогда не наноси вред природе.
  2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
  3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.
  4. Не губи деревья.
  5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
  6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
  7. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  8. Не мусори на месте своего отдыха.
  9. В меру используй дары природы.
  10. Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.

Вывод об особенностях природной зоны лес

Отвечают на вопросы по учебнику

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                                                

VI. Вторичное закрепление

(Словесный:беседа)

4 мин

Почему в народе говорят :»Много леса-береги,мало леса-не руби,а нет леса-посади»?

Отвечать на вопрос

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                        

VII.Итог урока

 Словесный (беседа)

   

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

Подведём итог урока. Лес-производитель чего? Почему лес называют зелёным другом человека?

Составить памятку «Как вести себя в лесу».Учебник стр 69-73.Читать,отвечать на вопросы.

-Отвечать на вопросы учителя;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

·        Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом,     правилами безопасного поведения  у водоёмов;·...

Презентация к уроку по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

Презентация к уроку  по теме" Есть ли жизнь в воде подо льдом."                                    ...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Сравнение по признакам. Ряды. Классификации" 1 класс

Тема: «Сравнение по признакам. Ряды. Классификации.»         Цели деятельности учителя: формировать умение сравнивать предметы по выраженности у них какого-либо пр...

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях народов России;2) з...

Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...