Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» Урок совершенствования знаний, умений и навыков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» | 266.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Детгородковская средняя общеобразовательная школа»
Волоколамского муниципального района
Московской области
Урок окружающего мира в 2классе.
Тема: «В гости к осени»
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Полякова Зинаида Николаевна
учитель начальных классов
с.Теряево
Тема: «В гости к осени». Окружающий мир. 2 класс.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Форма урока: «Заочная экскурсия к Осени. Конкурсная программа»
Цель урока познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Изучить признаки наступления осени в неживой и живой природе.
2. Конкретизировать понятия «неживая природа» и «живая природа».
3. Провести сравнение признаков неживого и живого летом и осенью.
Метапредметные:
- способствовать овладению способностью определять, формулировать цель деятельности на уроке;
- формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения;
- формировать умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя;
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;
УУД:
Личностные:
воспитывать внимательность, самостоятельность;
развивать память и мышление ;
Коммуникативные:
формировать умение работать в группах, проявлять толерантность;
Регулятивные:
формирование умения корректировать дальнейшую деятельность;
Познавательные:
формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, фильм: Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс», смайлики, карточки с загадками, карточки с вопросами по теме урока, карточки – таблицы к игре «Зачеркни лишнее слово», жетончики, рисунки птиц, рисунки зверей, мяч, карточка – кроссворд с вопросами, таблица «Явления природы» на отворотах магнитной доски, карточки с напечатанными «явлениями природы», магнитики, дипломы для награждения.
Основные формы работы на уроке:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
При построении урока пользовалась принципами:
-научности;
-наглядности;
-активности;
-доступности;
-системности;
-последовательности.
Для достижения целей выбраны методы, средства:
-интерактивная доска;
-наглядный материал;
-карточки для групповой и индивидуальной работы.
На уроке использовались технологии:
1.Здоровье сберегающая технология:
- оптимальная плотность урока;
- рациональное чередование видов учебной деятельности;
- уважительный стиль общения;
- эмоциональная разрядка;
- физкультурная пауза;
- правильная рабочая поза;
- положительные эмоции.
2.Исследовательская деятельность (подготовка доклада с целью сообщения новых знаний;
3.Интерактивная технология
4.Технология личностно – ориентированного образования.
5.Технология использования игровых методов.
6.Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа)
7.Информационно – коммуникационные технологии.
Используемая литература:
- Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс» -https://yandex.ru/video/search?filmId=10675468148492421572&text=Времена
- Дидактическая игра «ДА – НЕТ» - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou
- Загадки «Осенние месяцы» -https://po-ymy.ru/zagadki-pro-osen.html
- Загадки «Явления природы» - http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/zagadki-o-javlenijah-prirody-dlja-detei-s-otvetami.html
- Загадки «Животные осенью» - http://mir-zagadki.ru/index.php/zagadki-pro-zhivotnykh
- Игра «Доскажи словечко» - http://www.tarologiay.ru/?p=4204
- Игра «Какого цвета осень?» - http://rogova-iv.ucoz.net/publ/osennjaja-igroteka
- Кроссворд «Осень» - http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/krossvord_osen
- Ребусы на осеннюю тему - https://yandex.ru/images/search?text=ребусы
- Рабочая тетрадь по Окружающему миру, 2 класс
- Таблица «Осенние явления в природе» - https://yandex.ru/images/search?text=таблица%20"явления%20природы%20осенью
- Учебник «Окружающий мир», 2 класс
План урока: «Заочная экскурсия. Конкурсная программа».
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности.
- Работа по теме урока.
1.Видеоурок «Времена года. Осень».
2.Игра «Зачеркни лишнее слово».
3.Физминутка «Игра «Да или нет».
4.Изменения в неживой природе.
1)»Соотнеси ребус с высказыванием».
2)Самостоятельная работа «Отгадай загадку».
3)Игра «Антонимы в предложениях «Скажи наоборот».
5. Явления в живой природе.
1)Игра «Отгадай загадку».
2)Проверка. Игра «Распредели животных в три группы по признакам».
5.Физминутка. Дидактическая игра «Какого цвета Осень?»
- Рефлексия.
1.Игра. «Разгадай кроссворд»
2.Игра «Заполни таблицу».
3.Формирование выводов к вопросам, поставленным в начале урока.
1)Ответы на вопросы урока.
2)Выступление по исследовательской работе.
3)Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Ход урока – «Заочная экскурсия. Конкурсная программа.»
- Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Актуализация знаний.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к ……
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
……………. зовется.
(на инт. доске ребус):
Мы отправимся в гости к осени.
Разделимся на три группы. Выбираем командира.
Командир выходит к доске, выбирает загадку (перевёрнуты) .
Загадки помогут дать команде название. (приложение 1)
Природа скинула наряды,
Стоят деревья без листвы,
Седые, плотные туманы,
К нам в этом месяце пришли! Ответ: Ноябрь
Месяц грязником прозвали,
И поверьте есть за что,
Ведь дожди идут так часто,
Что пройти не так легко! Ответ: Октябрь
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! Ответ: Сентябрь
- Самоопределение к деятельности.
Перед нами стоит следующая задача:
В конце урока каждая группа постарается дать ответ на вопросы:
(вопросы написаны на интерактивной доске)
1.Как солнце влияет на осенние изменения в неживой и живой природе? Почему?
2. Осенние явления в неживой природе.
3. Осенние явления в живой природе.
3. Связь осенних явлений в неживой и живой природе.
IV. Работа по теме урока. «Заочная экскурсия к Осени.»
1.Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс)
Мы отправляемся в гости к Осени. Смотрим фильм внимательно. Во время экскурсии вы найдёте все ответы на наши вопросы.
2.Игра « Зачеркни лишнее слово». (приложение2)
№ | Осенние явления в неживой природе | Деревья, сбрасываю - щие листву | Деревья, не сбрасываю -щие листву | Перелет- ные птицы | Зимую-щие птицы |
1 | Похолода -ние | Береза | Рябина | Скворцы | Соловьи |
2 | Заморозки | Осина | Сосна | Журавли | Голуби |
3 | Радуга | Клён | Ель | Грачи | Снегири |
4 | Густые туманы | Сосна | Кедр | Гуси, утки | Совы |
5 | Затяжные дожди | Дуб | Пихта | Лебеди | Сорока |
6 | Первый снег | Тополь | Можжевельник | Синицы | Вороны |
Проверяем, какие слова лишние, почему? (жетончики)
3.Физминутка. Игра « Да или нет»
(Дети стоят. Да – хлопают. Нет – топают)
Дайте правильный ответ.
1. Осенью цветут цветы? (Да!)
2. Осенью растут грибы? (Да!)
3. Тучки солнце закрывают? (Да!)
4. Колючий ветер прилетает? (Да!)
5. Туманы осенью плывут? (Да!)
6. Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)
7. А букашки прилетают? (Нет!)
8. Звери норки закрывают? (Да!)
9. Урожай все собирают? (Да!)
10. Птичьи стаи улетают? (Да!)
11. Часто-часто льют дожди? (Да!)
12. Достаем ли сапоги? (Да!)
13. Солнце светит очень жарко? (Нет!)
14. Можно детям загорать? (Нет!)
15. Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (Да!)
4. Изменения в неживой природе. (приложение 3)
(Задание на интерактивной доске. Жетончики)
1)«Соотнеси ребус с высказыванием».
Приложение 3.
Это сильный, "проливной" дождь. | |
При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей . | |
Холодными ночами капли росы замерзают и образуют мелкие кристаллы льда.. | |
Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный. | |
Лис, пв ень | Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. |
Листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют. Постепенно, ветер сбрасывает листья на землю. Листья кружатся, летят. |
2) Самостоятельная работа «Отгадай загадки». (приложение 4)
Подчеркни в ней явления в неживой природе.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад)
Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)
Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает… (Иней)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся. (Ветер)
В ноябре деревья голы,
Мокнут садики и школы.
Рядом с капелькой-дождинкой
Вьется белая пушинка,
Мимо окон пролетает,
А потом на травке тает.
(Первый снег, снег с дождем)
На реке, и треск, и гром,
Это значит – ледолом.
На реке идет лед,
Это значит … (Ледоход)
Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге… (Гололед)
По очереди команды ответят на вопрос: Почему произошли такие изменения в неживой природе? За каждый полный ответ команда получает жетончик.
3) Игра. «Антонимы в предложениях – «Скажи наоборот».
(Читаю командам по очереди, если команда не отвечает, то ход переходит следующей команде. Правильно ответившая команда получает жетончик.)
Летом солнце яркое, а осенью … тусклое.
Ночи длинные, а дни … короткие.
Летом небо светлое, а осенью… темное.
Летом дожди теплые, а осенью …
Летом тучки ходят высоко, а осенью …
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью …
Летом птицы заботятся о своих птенцах, а …
Сейчас осень ранняя, а потом будет …
Летом люди одеваются легко, а осенью …
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осень …
Весной овощи сажали, а осень …
5.Явления в живой природе. (приложение 5)
1) Игра «Отгадай загадку»
По очереди командам читаю загадку, отгадку и жетончик получает та команда, которая дала правильный ответ. В отгадке отмечаем явления в природе осенью.
Он берлогу убирает,
И постельку устилает,
Чтобы было крепко спать,
Лапу до весны сосать. (Медведь)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? ( Белка)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы... (лису)
Осень в щель заберётся,
А весной проснётся…..
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается. ( Заяц)
В стаи собираются,
К морю направляются,
А весной вернутся к нам,
Будут песни тут и там. (Птицы)
2) Игра «Распредели животных в три группы».
Проверим, как запомнили из экскурсии и правильно отметили явления в живой природе в загадках.
Выходим к доске и раздвигаем картинки животных по данным признакам.
1-ая команда:
- Назовите животных?
Кто из этих животных (картинки животных – еж,
медведь, белка, волк) осенью залегает в спячку и проспит до весны?
2-ая команда:
- Назови птиц.
Кто из них не улетает осенью на юг?
( картинки птиц: воробей, грач, ласточка, гуси, сорока)
3-я команда:
- Кто из этих животных меняет на зиму шубку? (картинки: лиса, волк, заяц, белка)
Почему?
Команды по очереди формирует ответ на задание: изменения в живой природе. Почему так происходит? За без ошибочную работу команда получает жетончик.
6. Физминутка. Дидактическая игра «Какого цвета осень?»
Учитель бросает мяч по очереди командам и называет любой цвет. (Дети играют стоя). Игрок, получивший мяч, должен быстро сориентироваться и назвать любой предмет указанного цвета и сразу же перебросить мяч обратно ведущему.
Если игрок не успел быстро отреагировать и отдать мяч или не успел дать ответ на вопрос в течение нескольких секунд, он выходит из игры (садится на место).
V . Рефлексия.
1.Игра. «Разгадай кроссворд» (приложение 6)
В течение всей работы вы отмечали осенние изменения, сейчас покажите свои наблюдения в самостоятельной работе «КРОССВОРД». Безошибочная работа получает жетончик.
По горизонтали:
1.Явление природы, когда с деревьев опадают листья.
2. Птицы, которые улетают на юг.
3. Дерево, плоды которого горят огнем.
4. Что меняют осенью зайцы.
По вертикали:
5. Лесной осенний урожай.
6. Елка, которая сбрасывает иголки.
7. Время года, когда природа одевается в яркую одежду.
8. Несъедобный гриб.
9. Частое явление природы осенью.
Ответы
По горизонтали:
1.Листопад
2. Перелетные
3. Рябина
4.Шуба
По вертикали:
5. Грибы
6. Лиственница
7. Осень
8. Поганка
9. Дождь
2.Игра. «Заполни таблицу». (приложение 7)
Покажем свои наблюдения в следующей игре «Заполни таблицу»
Команды по очереди передвигают «Явление природы» в нужную колонку таблицы. За правильный ответ команда получает жетончик.
Явления неживой природы | Явления живой природы |
ЛЕДОСТАВ | СОЗРЕВАНИЕ ГРИБОВ И ЯГОД |
СНЕГОПАД, МЕТЕЛЬ, БУРАН. | ИСЧЕЗНОВЕНИЕ НАСЕКОМЫХ |
ТАЯНИЕ СНЕГА | ОТЛЁТ ПТИЦ В ТЁПЛЫЕ КРАЯ |
ИНЕЙ | ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ШКУРКИ ЗАЙЦА |
ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ | ЗИМНЯЯ СПЯЧКА МЕДВЕДЯ |
ЗАМОРОЗКИ | ОПАДЕНИЕ ЛИСТВЫ |
3.Формирование выводов к вопросам, поставленным в начале урока.
1) Ответы на вопросы урока.
Капитан команды берёт карточку со стола с вопросом. Отвечает сам, или даёт право любому члену команды ответить на вопрос. За правильный ответ команда получает жетончик.
1.Осенние явления в неживой природе.
2.Осенние изменения в живой природе.
3. Связь осенних явлений в неживой и живой природе.
2)Сообщение на Д/Р «Исследовательская работа: «Как солнце влияет на осенние изменения в неживой и живой природе? Почему?»
Вам было дано задание дома провести исследовательскую работу и подготовить ответ на вопросы.
Ответ должен быть коротким и чётким. (жетончики)
(Команда выбирает товарища, который даёт ответ на этот вопрос. Один член команды выходит к доске и делает сообщение. Остальные члены команды могут дополнить ответ.
(До 23 сентября день длиннее ночи, но всё же намного короче, чем летом. 23 сентября – день осеннего равноденствия . После 23 сентября дни становятся короче, а ночи длиннее. С каждым осенним днём становится всё холоднее. Земля получает всё меньше солнечного света, поэтому в природе происходят значительные изменения: деревья сбрасывают листву, насекомые исчезают, из-за нехватки питания перелётные птицы отправляются в тёплые страны, звери готовятся к долгой зиме. Многие звери впадают в спячку, т.к. зимой для них нет пищи.)
3) Подведение итогов конкурсной программы. (приложение 8)
В течение всей нашей конкурсной программы команды получали жетончики. Пришло время узнать победителя.
Подсчитываются жетончики. Определяется место, которое заняла команда. Каждая команда награждается дипломом. Я считаю, что мы поработали хорошо. А вы как считаете? Выберите смайлик, который отражает ваше настроение …
Всем спасибо! Вы молодцы!
- Домашнее задание.
Д/з: у.с.3639, т.с.20 №2,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру по теме"В гости к осени" 2 класс.
Сценарий праздника "В гости к осени"....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс
Материал содержит технологическую карту урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы....
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...
Урок окружающего мира 2 класс "В гости к осени"
Конспект окружающего мира во 2 класе. Плешаков. В гости к осени....
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" 2 класс
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" предназначена для обучающихся 2 класса...
Тест по окружающему миру по теме " В гости к осени" . 2 класс. УМК "Перспектива"
Тест по окружающему миру по теме " В гости к осени" . 2 класс. УМК "Перспектива"...
Технологическая карта по окружающему миру на тему "В гости к осени" 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой; расширение знаний об осенних изменениях в жизни...