Урок окружающего мира с региональным компонентом "Животные Карелии" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Николаенко Светлана Анатольевна

Урок проводится с целью ознакомления учащихся с животным миром Карелии, для привития любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира с региональным компонентом «Звери Карелии»

Цели и задачи: - познакомить учащихся с животным миром Карелии;

- прививать любовь к животным, к родному краю;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому;

- развивать внимание, память, мышление, познавательную активность.

I. Орг. момент

II. Мне карельская сорока

    Вот доставила конверт.

    Лист на клетки поделён в нём

    И на нём какой-то след –

    Что ни клетка – то секрет.

    «Если вы ответ найдёте,

    То друзей приобретёте».

- А ещё я нашла в этом послании загадки. Давайте разгадаем их, может быть тогда узнаем, от кого это письмо.

1. Имеет гнездо на дереве,

   Прыгает и летает по сучьям,

   А не птица!

                    (белка)

- Почему это белка? У белки гнездо в дупле, прыгает, как будто летает.

2. Зубовато, серовато

   По полю рыщет,

  Телят, овец ищет.

                    (волк)

-Волк всегда охотится на овец, большой, серый, зубастый.

3. Не барашек и не кот,

   Носит шубу круглый год,

   Шуба серая для лета,

   Для зимы другого цвета.

                     (заяц)

- Правильно! Но как вы догадались? Зачем он линяет? Какие враги у зайца?

4. Хозяин лесной

   Просыпается весной.

   А зимой под вьюжный вой

   Спит в избушке снеговой.

                     (медведь)

5. За деревьями, кустами

   Промелькнуло быстро пламя,

   Промелькнула, пробежала –

   Нет ни дыма, ни пожара.

                      (лиса)

- Лиса – рыжая, поэтому она пробежит, как будто что-то горит.

- Так, кто же прислал нам письмо? (Звери)

III. Богат и разнообразен животный мир Карелии. Среди них только зверей насчитывается 63 вида.( слайд)

      Часто можно слышать о животных – это полезное, а это вредное. А вы, ребята, как думаете, какие животные вредные, а какие полезные?   ...............

     А волк, например, это вредное или полезное животное?  ................

     В природе каждое животное играет свою особую роль. Каждое важно и нужно. Представьте себе, если человек уничтожил всех волков. Что получилось бы? Волки питаются травоядными животными. Если уничтожить всех волков, численность травоядных животных сильно возрастёт. Они объедят побеги деревьев и кустарников, съедят траву, а потом сами погибнут от голода. Могут погибнуть и по другой причине – от болезней. Таких животных, как волк называют ещё санитарами, так как они догоняют и истребляют в первую очередь слабых животных, то есть больных, а здоровые и сильные спасаются и дают потомство.

- Звери приглашают нас в лес. Давайте закроем глаза и представим, что мы в карельском лесу. Вы путешественники, и вас будут сопровождать по лесу карельские лесники. Итак, в путь!(слайд – музыка)

IV. Вот и первая встреча. Как вы думаете, кто спрятался за этой ёлочкой?  За буквой Я буква Ц.(слайд)

ЗАЯЦ

Рассказ лесника (1 ученик)

     Зайцы живут небольшими группами. Они целый день лежат в норе, а ночью выходят на поиски пищи. Спят зайцы только днём. Ходят неуклюже из-за того, что длинные задние лапы затрудняют передвижение. Зато, когда они бегают, их движения быстрые и ловкие, особенно когда бегут в гору, а с горы кубарем. Зимой зайцы хорошо бегают по льду, потому что на лапках у них жёсткие волосы, которые не дают скользить.

Рассказ учителя по следующему слайду.

     Детки у зайцев рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами и одетые шерстью. Зайчиха кормит их молоком. Оно у неё жирное и питательное. Так, попив его, зайчата не хотят есть несколько дней.

     Зайчата рождаются три раза в год. Первый раз в марте или апреле и называются настовички.

(Снег в это время, ранней весной покрывается твёрдой корочкой. Эта корка и есть наст.)

Второй раз рождаются зайчата в июне. Когда колосится рожь и цветёт гречиха. И называют таких зайчат колосовички. Третий раз рождаются зайчата в августе, когда начинают опадать первые листочки с деревьев – листопаднички.

Следующий слайд:  У зайцев много врагов. Назовите главных врагов зайца. (волк и лиса)

   Также опасны для зайца филины, вороны, сороки и рыси. От врагов зайца спасают ноги, то есть зайцы спасаются бегством.

- А что ещё помогает зайцам спасаться от врагов? (Они меняют шерсть, линяют, маскируются).

     А теперь посмотрим, внимательные ли вы путешественники.

- Почему зайцы ходят неуклюже?

- Сколько раз в году рождаются зайчата?

- Как называют зайчат, родившихся в марте или апреле?

- В июне?

- В августе?

Молодцы! Идём дальше.

V.Следующая ёлочка. Прочитаем, что написано на этой ёлочке.

- Кто из наших лесников объяснит, что это такое. Какой зверь спрятался за этой ёлочкой?

Рассказ лесника (2 ученик)

     Раньше этого животного называли греческим словом ОРКТОС. Но так, как люди очень боялись его, то и придумывали разные клички. Почему-то люди думали, если произнесут «ОРКТОС», то этот зверь обязательно появится. Люди знали, что эти звери очень любят мёд. Кто говорил, что они ведают мёдом, кто говорил, они едят мёд. Вот и придумали прозвище – МЕДВЕДЬ.

Чтение сведений о медведе детьми по двум следующим слайдам.

 Слайд о медвежатах.  Рассказ учителя. Медвежата появляются зимой, в феврале.

- Рождаются они слепыми и весят всего 500 грамм.

- Для их воспитания медведицам требуются няньки.

- Нянька в медвежьем семействе своя. Это один из старших медвежат. Таких нянек зовут пестунами.

- Как быстро время пролетело. Пора и отдохнуть.

Физминутка

(Медвежата в чаще жили …)

VI. Продолжаем наше путешествие. Пришло время встретиться с самым хитрым зверем. Как вы думаете, с кем? (С лисой).

Рассказ учителя.

     Не многих животных называют по имени – отчеству. А вот лису величают. И отчество у неё особенное – Патрикеевна. 600 лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище – Патрикеевна.

Следующий слайд:     Рассказ лесника (3 ученик)

       На самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная. По молодости и в капкан может попасть. Везде и всё узнать ей надо. Лиса бегает быстро. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки. Живут лисы в норах. Обычно устраиваются под камнями или корнями больших деревьев. Иногда живут в одной норе с барсуком. Лисы живут не дружно, поэтому не собираются в стаи.

По слайду  (Учитель читает)  - Когда лисы ловят мышей, люди думают, что они танцуют.

- Лисы встают на задние лапы и ходят мелкими шажками.

- Даже есть такой танец – ФОКСТРОТ (лисий шаг).

Следующий слайд   Лиса после себя оставила след. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете следующего зверя.

Вопросы

1. Как величают лису в сказках?

2. Какой есть танец, названный в честь лисы?

3. Главный враг лисы?

4. С кем лиса может жить в одной норе?

- О ком мы будем говорить дальше?

VII. Следующий зверь, обитающий в наших лесах, ВОЛК.

Рассказ лесника (4 ученик)

     Волк сильный, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Летом волки живут парами, выращивают волчат. Пока волчиха кормит детёнышей, она никуда не уходит, волк приносит еду. Зимой волки собираются в стаи. В стае может быть 6 – 10 волков. В стае царит железная дисциплина. Вожаку все безоговорочно подчиняются. Нападают волки только на больных животных.

VIII. У какого зверя хвост служит рулём? ( у белки)

      По слайду  Раньше белок называли СКИУРИДА (скиа – тень, аура – хвост).

С рассказом о белке мы встречались на уроке русского языка. Что вы можете рассказать о белочке?

- В  каких лесах любит жить белка?

- Где устраивается на долгое житьё?

- Чем питаются белки?

- Чем служит хвост белке?

- Назовите врагов белки.

Наш рассказ о белке дополнит последний лесник.

Рассказ лесника (5 ученик)

       У белок 2 раза за лето рождаются бельчата. Рождаются они слепыми. Белка кормит их молоком. Когда детёныши подрастут, то они всей семьёй играют и резвятся.  В полдень белки спят, гуляют утром и вечером. Они чувствуют плохую погоду – начинают часто прыгать с дерева на дерево, посвистывают, пощёлкивают.

IX. Вот и всё! Пора возвращаться из леса в класс. Сейчас мы выполним самостоятельную работу. Вы должны при ответе на вопрос вместо животного записать цифру, обозначающую этого зверя.

Если правильно ответите на вопросы, то узнаете, о ком мы будем говорить на следующем уроке.

1. У кого зимой, в феврале появляются детёныши?

2. Для кого куница – самый опасный враг?

3. Кто к зиме собирается в стаи?

4. У какого зверя враги – филины, вороны, лисы, волки, сороки?

5. Про каких зверей говорят, что они хитры, любопытны, но не дружны, живут в одиночку.

                                                                                                                                                         - О ком же мы будем говорить на следующем уроке? (о птицах).

X. Подведение итога урока. Закончи предложение:

- Сегодня на уроке главным было ……

- Сегодня на уроке мне было интересно узнать ….

- На уроке я работал ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс

Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Урок окружающего мира с региональным компонентом 4 класс Тема: «Полезные ископаемые - уголь. Залежи каменного угля в Кузбассе.

Урок окружающего мира с региональным компонентом .4класс.Тема "Полезные ископаемые - уголь. Залежи каменного угля в узбассе."...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...