Урок окружающего мира с региональным компонентом 4 класс Тема: «Полезные ископаемые - уголь. Залежи каменного угля в Кузбассе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира с региональным компонентом .4класс.Тема "Полезные ископаемые - уголь. Залежи каменного угля в узбассе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира с региональным компонентом | 149.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тальжинская ООШ»
Урок окружающего мира с региональным компонентом
4 класс
Тема: «Полезные ископаемые - уголь.
Залежи каменного угля в Кузбассе.
Выполнила
Сабельникова Е. А,
учитель начальных классов
Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.
Задачи: 1. Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе практической работы.
2. Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Познакомить с применением угля и его отходов в различных отраслях народного хозяйства.
Оборудование: карта Кемеровской области, физическая карта России, карта г.Новокузнецка, атласы, образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений, слайды «Каменный уголь», компьютер, проектор, магнитофон.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вступительная беседа.
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике.
( Звучит магнитофонная запись)
«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно.
Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».
- Что же лежит в этом ящике?
(ответы ребят)
- Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.
- (Черного цвета, блестит, твёрдый, хрупкий, превращается в угольную пыль, тяжелее воды, горит).
- Почему уголь горит?
-(Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве затвердевают, каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит выделяется солнечная энергия).
(Показ образцов окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений)
- Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении.
Ученик: «Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились».
- Как по-другому можно назвать каменный уголь?
(солнечным камнем)
- Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.
- Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу?
(ответы ребят)
- Чтение текста в учебнике с. 50 - 51.
- Просмотр слайдов «Каменный уголь» через мультимедийный проектор. Использую кадры о применении каменного угля в народном хозяйстве.
- Что же можно изготовить из каменного угля?
(ответы ребят)
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.
- Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?
(угля становится меньше)
- В какую же группу можно отнести каменный уголь?
Природные ресурсы
неисчерпаемые
возобновляемые
невозобновляемые
(Ребята должны ответить, что уголь - невозобновляемые природные ресурсы).
- А к какой группе относится солнечная энергия?
( неисчерпаемые природные ресурсы)
- Работа с картой и атласами.
- Найдите по физической карте России, где добывают каменный уголь?
Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.
Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах.
Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70.
Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.
-Чем можно заменить каменный уголь?
(Солнечной энергией)
- Работа по карте Кемеровской области.
- Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем.
- Как по-другому называют Кемеровскую область?
(Кузбасс)
- А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»?
-(Кузнецкий угольный бассейн)
- Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога.
С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса.
Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района
г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.
- Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.
(Работают 4 бригады по четырем картам.
Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?»
Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?»
Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?»
Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?»
После проведенной работы бригадиры отчитываются.
- Работа по карте г. Новокузнецка.
- Посмотрите на карту г.Новокузнецка.
- Какие шахты расположены в черте города?
(ответы и показ)
- Дифференцированная работа.
1 группа работает самостоятельно.
2 группа работает с учителем.
(Карты разделены на квадраты.
- В каком направлении от города находится:
а) ш. «Ульяновская»
б) ш. «Юбилейная»
в) ш. «Распадская»
г) ш. «Есаульская»
д)ш.«Кушеяковская
Задание на доске.)
3 квадрата - на север
3 квадрата – на северо-запад
4 квадрата – на восток
2 квадрата – на северо-восток
6 квадратов – на запад
- К какой шахте мы пришли?
- Работа с использованием материалов экскурсии на шахту «Юбилейная»
- Мы с вами были на экскурсии на ш. «Юбилейная», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией.
- А кто из вас хочет побывать в шахте?
- Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
- Рассказ ученика с использованием таблицы «Разрез шахты».
«Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали - и вперед по подземному проспекту. Он называется - штрек.
От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки.
Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном.
Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке»
Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, - и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?»
(угольный)
- Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований.
Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты.
Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Юбилейная». Давайте вспомним:
С чего начинается разделение угля от минералов других пород?
(1 – отмывка угля водой и магнетитом;
2 – просеивание;
3 – обогащение;
4 – отгрузка)
- А где еще кроме шахт добывают уголь?
(на разрезах)
- Что общего между шахтой и разрезом?
- Чем они отличаются?
-(При добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа)
X. Словарная работа.
- Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. должны восстанавливать почву.
- Что вы можете предложить для восстановления почв?
(высадка деревьев, кустарников, т.д.)
- Прочитайте слова А.М.Горького:
«Человек должен устраивать свою землю так,
как он привык устраивать свой дом, свое жилье»
- Обобщение.
- Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Чем хорош уголь? Чем плох уголь?
а) топливо а) разрушается почва
б) электричество б) не возобновляется
в) лекарства в) копоть
г) краски г) сажа
д)искусственные ткани д)загрязняет атмосферу
- Рефлексия.
У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке.
- Домашнее задание.
- Найти загадки про уголь.
- Нарисовать схему, как используется каменный уголь.
Литература.
- Дитрих А, Юрмин Г.,Кошурникова Р. Почемучка [Текст] / А.Дитрих, Г.Юрмин, Р Кошурникова; – Алма - ата; Главная редакция Казак энциклопедия , 1993. – 368 с.; илл.
- Алексеев С.П. Что такое Кто такой [Текст] / С.П.Алексеев; - М.; Педагогика – Пресс, 1995. – 335 с.
- Маркушевич А.И.. Детская энциклопедия [Текст] / А.И.Маркушевич; - М.; Педагогика, 1971. – 447 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"
Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...
Урок - проект по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"
Цели: Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обоб...
Конспект урока – игры по окружающему миру. 3 класс. Тема: «Почва, полезные ископаемые» (УМК «Планета знаний»)
Урок-игра поможет обобщить и закрепить знания о почве, ее составе и значении, о полезных ископаемых, их составе, использовании....
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Полезные ископаемые"
УМК " Школа России"...
Презентация к уроку по окружающем миру (3 класс) на тему: Полезные ископаемые
Полезные ископаемые...
Урок окружающего мира в 3 классе ( УМК " Перспектива ") по теме " В красном углу сесть – великая честь ".
Урок окружающего мира в 3 классе ( УМК " Перспектива ") по теме " В красном углу сесть – великая честь "....
Урок окружающего мира с региональным компонентом "Животные Карелии" 2 класс
Урок проводится с целью ознакомления учащихся с животным миром Карелии, для привития любви к родному краю....