Открытый урок по окружающему миру 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)
Путешествие в царство воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie_v_tsarstvo_vody.doc | 67.5 КБ |
urok_-_puteshestvie_v_tsarstvo_vody.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ВОДЫ
Вода. Свойства воды.
Окружающий мир
2 класс
Составил:
учитель начальных классов
МКОУ Метелевской СОШ
Недошковская Дина Анатольевна
УРОК: Окружающий мир
ТЕМА: Урок – путешествие в царство Воды
ЦЕЛЬ:
Формировать первоначальные знания о воде, её свойствах.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей с водой, с её свойствами, с ролью воды в жизни человека.
- Развивать познавательную активность во время изучения нового материала.
Воспитывать бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиа – проектор, презентация «Урок – путешествие в царство Воды», глобус, музыкальное сопровождение, атрибуты для опытов.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете». Антуана де Сент-Экзюпери
Звучит аудиозапись журчания ручья. ( 1слайд)
Учитель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
(Это звуки воды.)
Учитель: Действительно, это журчит ручей. К нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море. в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Так ли это? Как вы думаете?
Учитель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (показ слайдов)
(озеро, море, лужа, речка, ручеек, болото.)
Учитель: Значит, капелька - это частичка чего?
(Воды.)
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем путешествовать. Отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке. (2 слайд)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
Правильно, это вода.
Мы с вами отправимся в путешествие – в царство Волшебницы Воды.
- Почему волшебницы? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот такая она разная!
- А где в природе встречается вода? (в кране, в море, в реке).
- Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета больше? (синего, голубого).
- Что изображено голубым цветом? (океаны, реки, моря, озера).
Это моря, океаны, реки, ручейки – ведь голубым цветом на картах и на глобусах изображают воду. На нашей планете 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало, по сравнению с сушей?
Учитель: Дети, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие в царство Волшебницы Воды. А для того, чтобы отправиться в путешествие нам с вами нужно превратиться в капельки. Откуда берутся капельки?
(Из тучки.)
Учитель: Правильно (дети встают в круг, учитель читает стихотворение в это время надевая детям на головы шапочки-капельки) .
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Вот теперь мы готовы отправиться с вами в путешествие.
- Мы каждый день пользуется водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода из реки или озера. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. По трубам воду перекачивают в огромные резервуары – отстойники, где ее тщательно фильтруют, очищают от грязи, мусора и только потом чистая вода поступает к нам в краны.
- А как же рождается река?
- Хотите узнать? (Приглашаю детей подойти к столу, выкладываю перед ними широкую, длинную, полоску голубой ткани)
- На земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
- Хотите сделать большую реку?
- Вот это широкая и длинная полоса ткани – главная река, а узкие голубые ленточки – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
- Новая тема.
Мы отправляемся в путешествие, но сначала познакомимся с планом.
План путешествия: (3 слайд)
- ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ
- ВОДА – САМА ЖИЗНЬ
- ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ
- ВОДА – ЭТО РАСТВОРИТЕЛЬ
- ВОДА – ЭЛИКСИР ЖИЗНИ
«ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ» (4 слайд)
Учитель. Итак, ребята, вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов.
Дети продолжают рассказ учителя о воде. Используется глобус. Звучит тихая музыка.
(Выступают подготовленные ученики)
1-й ученик. Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.
2-й ученик. Вода содержится в организмах животных, растений, человека.
Учитель.Есть такой художественный фильм, который называется «Волга-Волга». И был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей (звучит песня из кинофильма):
Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды -
И ни туды и ни сюды!
Отдыхаем - воду пьем,
Заседаем - воду льем,-
И, выходит,- без воды,
И ни туды и ни сюды!
Радость - надо размочить,
Горе - надо утопить,
В каждом деле - без воды
И ни туды и ни сюды!
Пьют и звери, и скоты,
И деревья, и цветы,-
Даже мухи без воды -
И ни туды и ни сюды!
Ни побриться, ни попить,
Ни помыться, ни поплыть,
Человеку без воды -
И ни туды и ни сюды!
Нет, товарищи, не зря
Есть и реки и моря,
Потому что без воды
И ни туды и ни сюды!
Вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица: «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок». Как вы её понимаете? (ответы детей)
Итак. Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может.
«ВОДА – САМА ЖИЗНЬ» (5 слайд)
Учитель. «Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи.
И это правда, ведь вода нужна для питания растений. Что может произойти, если мы не будем поливать растения? (ответы детей)
А нужна ли вода человеку? (ответы детей)
Без воды человек может прожить всего 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Человек на 65% состоит из воды.
Итак, вы узнали, что без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек.
Физкультминутка.
«ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ» (6 слайд)
Учитель. А теперь поговорим о свойствах воды. Но сначала – загадки.
В огне не горит
И в воде не тонет. (Лёд.)
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облако.)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей.)
(7 слайд)
Опыт с кубиком льда.
Учитель. Вода может быть в твёрдом состоянии: это лёд. Если мы подержим кубик льда в руках, что произойдёт? (Лёд растает и превратится в воду.)
Вода может быть в жидком состоянии: это обыкновенная вода из крана, любого водоёма. Вода может быть в газообразном состоянии: это пар. Где его можно увидеть? Все вы, наверное, замечали, что когда кипит чайник, то из его носика выделяется белый дымок. Это и есть пар. Что произойдёт, если вовремя не выключить чайник?
Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась.)
Опыт с испарением воды.
Учитель. На предметное стекло нанесём несколько капель воды и нагреем на спиртовке. Что произошло с водой? (Испарилась.)
Итак, мы узнали, что вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.
Но это ещё не все свойства воды, есть и другие.
Определение вкуса воды. Дети пробуют воду на вкус.
Учитель. Какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Солёная? Кислая? (Безвкусная.) Значит, ещё одно свойство воды – она не имеет вкуса.
Определение запаха воды. Дети нюхают воду.
Учитель. Есть ли запах у воды? (Нет.) Значит, вода не имеет запаха.
Определение цвета воды.
Учитель. Имеет ли вода цвет? (Нет, она прозрачная.)
Возьмем стакан с водой, стакан с молоком и ложечку.
(Учитель опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет) (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)
Учитель: Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? (вода не имеет цвета, она прозрачная)
Итак, мы узнали, что вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
«ВОДА – ЭТО РАСТВОРИТЕЛЬ» (9 слайд)
Учитель. А сейчас я прочитаю вам сказку о воде, из которой мы узнаем ещё одно её свойство.
«Жила-была фея Химия. И очень она любила воду. Решила химия показать ей свои владения. И первое владение, которое они посетили – владение солей. Поваренная Соль очень заволновалась. Соль считала себя красавицей и любила спрашивать у зеркальца:
Свет мой, зеркальце, скажи
И всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех красивей и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет,
Но Водица всех милее,
Всех прозрачней и важнее».
«Ну что в ней хорошего? – говорит важная Поваренная Соль, зная, как она нужна людям, - без цвета она, без запаха и даже без вкуса».
Самый недобрый персонаж этой сказки – Баба Яга. Она захотела напакостить Соли и сказала: «Прикоснись к Воде, Соль». На помощь пришла фея Химия: «Осторожно, Соль, не прикасайся, исчезнешь». «Ещё чего!» - возмутилась Соль и прикоснулась к Воде».
Что же с ней случилось?
Во время сказки учитель демонстрирует опыт: растворение поваренной соли в стакане воды. Дети пробуют солёную воду.
Учитель. Какая стала вода? (Солёная.) Давайте проверим, действительно ли в воде находилась соль.
Учитель демонстрирует опыт выпаривания соли из солёной воды. Для этого на предметное стекло необходимо капнуть несколько капель солёной воды и нагреть стекло на спиртовке. После выпаривания на стекле останется соль.
Итак, какие свойства воды вы узнали? (ответы детей)
Сюрпризный момент: появление Федоры.
(Раздается стук в дверь, заходит Федора)
Федора: Вы не видели мою посуду? Я ищу свою посуду. Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (плачет). А куда это я попала?
Учитель: В царство Волшебницы Воды. А это что еще за грязнуля? Кто это, ребята? Из какой сказки она к нам пришла? Я не потерплю такую грязнулю. Давайте, ребята, отмоем ее, ведь вы капельки воды, помогите мне. Может ей понравится быть чистой, и она подружится с водой.
(Дети помогаютучтелю мыть Федору. Один ребенок держит в руках полотенце, другой - чистый фартук, третий – чистый платок. Помогают Федоре переодеться) .
Учитель: Вот теперь совсем другое дело. Теперь, Федора, когда вернется к тебе твоя посуда, что ты с ней будешь делать?
Федора:
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы подите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!
IVОхрана воды.
«ВОДА – ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ» (10 слайд)
Учитель. Ребята, мы уже с вами говорили о том, что вода – это жизнь. А люди загрязняют её отходами заводов и фабрик.
Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать заводы и фабрики? Что должны делать мы, люди? (Ответы детей.)
Все знания о воде мы получили, дорога в её царство нам открыта.
1-й чтец. Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана –
И всё это только вода.
2-й чтец. Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
3-й чтец. В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.
Исполняется песня «Живи, родник» (А. Беликов)
Поёт день и ночь в стоpонке pодной
Заветный pодник лесной.
И нет холодней, и нету вкусней
Воды во Вселенной всей.
Я помню, в жаpкий день июля
Земля, pучьём звеня,
Как будто ковш мне пpотянула,
Чтоб напоить меня.
Припев:
Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной.
Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной.
Вода pодника - живая вода,
Она как любовь чиста.
Пусть стpуйка тонка,тонка и легка,
С неё началась pека.
А мне всегда pодник бессонный
Слышен в любой дали,
Словно звучит с глубин бездонных
Голос pодной Земли.
Припев.
- Итог урока.
Что нового узнали? Что было интересного? (ответы детей)
За урок получили следующие оценки:…
- Рефлексия. Определи свое настроение.
Встаньте, пожалуйста, те, кто устал на уроке; кому было трудно; кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.
Молодцы! Спасибо всем за урок! (10 слайд)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОДА ВВВВВВВВ В морях и реках обитает, Но часто по нему летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
ПЛАН ПУТЕШЕСТВИЯ Вода – чудо природы Вода – сама жизнь Вода – самое необыкновенное вещество в мире Вода – это растворитель Вода – эликсир жизни Физ. минутка
ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ
ВОДА – САМА ЖИЗНЬ
лёд облако ручей ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ 1) В огне не горит И в воде не тонет. 2) Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата? 3) Кто бежит по горным склонам, Тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной Прячет хвостик голубой?
ОПЫТЫ Твёрдое состояние Газообразное состояние Жидкое состояние
ВОДА – ЭТО РАСТВОРИТЕЛЬ
ВОДА – ЭЛИКСИР ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....