Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира 3 класс
Тема урока: Тела, вещества, частицы
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Формирование представления о телах, веществах и частицах
Планируемые результаты
Метапредметные:
Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.
Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.
Предметные:
Знать: что такое тело, вещество и частица;
Уметь: классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
Для учителя
Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1ч., конспект урока, магниты; демонстрационный материал.
Для ученика
Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл., 1 ч., пенал, дневник, двухцветные кружочки, карточки с заданиями, приборы для опыта.
Информационные источники:
Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1 ч.
http://okr-mir.ru/3class/410-tela-veschestva-chasticy.html
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (слайд №1).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас лежат на столах.
Правила работы в группах.
- Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
4. Умей договариваться.
5. Работай сообща.
6. Работай тихо, чтобы не мешать другим группам.
2.Актуализация знаний
– Сейчас для вашего внимания предлагается небольшой тест. Вы должны выбирать только один правильный ответ (слайды № 2-8).
– Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили? (Высказывания детей).
– Кто правильно ответил на все вопросы, у того получилось слово «Природа». (Слайд № 9) Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Эта удивительная природа». Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с понятием «Тело» и узнаете из чего оно состоит.
- А что вы видите вокруг себя сейчас?
- Как назвать это все одним словом?
- Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
-Верно. А что мы должны будем узнать про тела?
- Исходя из ваших предположений, получился вот такой план урока.
(на доске)
1) Что такое тело?
2) Какие бывают тела?
3) Из чего они состоят?
- А с помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы на уроке?
3. Изучение нового материала
1. Знакомство с понятием «тело»
(Слайд № 10) В словаре Ожегова дается такое значение этого слова: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение: тела – это все предметы, окружающие нас.
(Слайд № 11)
- Откройте свои учебники на с.44. Узнаем, что такое тело.
- Что же такое тело? (Это любой предмет, любое живое существо)
- На какой пункт плана мы с вами ответили?(На первый)
- Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием?(Легко)
- Почему?( Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания.)
-Среди бесчисленного количества окружающих нас тел могут быть и естественные, и искусственные.
. У вас на столах лежит карточка № 1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы:
Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако.
- По какому принципу вы разделили эти слова? ( В первой группе тела природы, а во второй – тела, созданные руками человека.)
- Верно.
- Как можно назвать данные группы?
- Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к учебнику. Рассмотрите схему. Как эти группы называются? (Естественные, искусственные и небесные тела.)
- в какую группу отнесём Солнце?
- Приведите свои примеры тел каждой группы.
- На какой пункт плана мы ответили?(на второй)
- Прочитайте третий пункт нашего плана. ( Из чего состоят тела? )
- Откройте учебник на с.44. Давайте прочитаем, из чего же состоят тела.( из веществ)
- Так из чего состоят тела?
- Что же называют веществом? - Вещество – это то, из чего состоит тело
- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.
- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?
- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик
- какое это вещество?(пластмасса)
- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.
- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.
- Как вы думаете, все ли вещества одинаковы?
- Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к учебнику.
- А теперь вы можете ответить на предыдущий вопрос?(да)
- Какие различают вещества?( Твердые, жидкие и газообразные.)
- Вещества имеют свои признаки. На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить в 3 группы следующие вещества:
молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.
- Итак, подведём мини-итог. Все предметы вокруг – это тела, тела состоят из веществ.
(Слайд № 12) Игра «Из чего сделано тело?»
Учитель называет тело, а ученик – вещество, из которого оно сделано (стрелочкой соединяются тела и вещества).
- Молодцы!
- Как вы думаете, а почему вещества разные? Затруднятся ответить
- В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.
- В каждой группе на столе стоит стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.
- Почему мы перестали видеть сахар?
- Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?
- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?
Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.
- Мы ответили на 3 пункт плана?( да)
- Что мы узнали? (Что вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом частиц.)
- Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой. Давайте с ними познакомимся. Стр.46
- Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить.
-Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!
-Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
-Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.
- Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
- Давайте встанем и разомнемся.
4. Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали гномиками дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И ни капельки не устали!
5.Включение в систему знаний и умений.
Частицы можно изобразить с помощью моделей, например пластилиновых шариков.
Мудрая черепаха подготовила для нас интересное задание.
У каждой группы на столе карточка № 3 с заданием, какое состояние вещества нужно изобразить.
1 группа. Изобразить жидкое вещество при помощи пластилиновых шариков.
2 группа. Изобразить газообразное вещество при помощи пластилиновых шариков.
3 группа. Изобразить твердое вещество при помощи пластилиновых шариков.
(Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.)
6.Закрепление нового материала
- А теперь мы поиграем в игру «Да/нет». У вас на партах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Я вам буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем там говорится, вы поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный. Кто не понял задания?
1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?(да)
2. Полярная звезда – это тело неживой природы? (да)
3. Солнце является искусственным телом. (нет)
4. Все тела имеют форму, цвет, размер.(да)
5. Сахар не растворяется в воде.(нет)
6. Естественные тела – это тела, созданные руками человека(нет)
7. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом?(да)
8. Пластмасса – это тело, а пуговица – это вещество. (нет)
9. Все тела состоят из веществ.(да)
- Молодцы!
7.Рефлексия.
Подведение итогов
- А теперь подведём итог урока
- Напомните тему урока
- Что нового вы узнали на уроке?
Закончите фразу «Я сегодня на уроке…»
- Что было самым интересным?
Закончите фразу « На уроке мне было интересно…»
- Что вам показалось самым трудным на уроке?
- Кто испытывал трудности?
Закончите фразу « Мне было трудно…»
- Кого бы вы хотели сегодня отметить?
- Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Большое спасибо за урок!
Д/з стр.44-47 ответить на вопросы «Проверь себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс
работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...
Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс
работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-944221-1505646846.jpg)
Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы".
Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1205559-1580984726.jpg)
Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1202170-1580690952.jpg)
Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)
КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...