Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Семисалова Елена Анатольевна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тела, вещества, частицы 3 класс58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира 3 класс

Тема урока: Тела, вещества, частицы

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Формирование представления о телах, веществах и частицах

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.

Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.

Предметные:

Знать: что такое тело, вещество и частица;

Уметь: классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Для учителя

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1ч., конспект урока, магниты; демонстрационный материал.

Для ученика

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл., 1 ч., пенал, дневник, двухцветные кружочки, карточки с заданиями, приборы для опыта.

Информационные источники:

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1 ч.

http://okr-mir.ru/3class/410-tela-veschestva-chasticy.html

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (слайд №1).

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас лежат на столах.

Правила работы в группах.

- Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

4. Умей договариваться.

5. Работай сообща.

6. Работай тихо, чтобы не мешать другим группам.

2.Актуализация знаний

– Сейчас для вашего внимания предлагается небольшой тест. Вы должны выбирать только один правильный ответ (слайды № 2-8).
– Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили? 
(Высказывания детей).
– Кто правильно ответил на все вопросы, у того получилось слово «Природа».  (Слайд № 9) Сегодня на уроке мы продолжим изучение  раздела «Эта удивительная природа». Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с понятием «Тело» и узнаете из чего оно состоит.

- А что вы видите вокруг себя сейчас?

- Как назвать это все одним словом?

- Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Верно. А что мы должны будем узнать про тела?

- Исходя из ваших предположений, получился вот такой план урока.

(на доске)

1) Что такое тело?

2) Какие бывают тела?

3) Из чего они состоят?

- А с помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы на уроке?

3. Изучение нового материала

1. Знакомство с  понятием  «тело»

(Слайд № 10)  В словаре Ожегова дается  такое значение этого слова: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение: тела – это все предметы, окружающие нас.

(Слайд № 11)  

- Откройте свои учебники на с.44. Узнаем, что такое тело.

- Что же такое тело? (Это любой предмет, любое живое существо)

- На какой пункт плана мы с вами ответили?(На первый)

- Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием?(Легко)

Почему?( Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания.)

 -Среди бесчисленного количества окружающих нас тел могут быть и естественные, и искусственные.

. У вас на столах лежит карточка № 1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы:

Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако.

- По какому принципу вы разделили эти слова? ( В первой группе тела природы, а во второй – тела, созданные руками человека.)

- Верно.

- Как можно назвать данные группы?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к учебнику. Рассмотрите схему. Как эти группы называются? (Естественные, искусственные и небесные тела.)

- в какую группу отнесём Солнце?

- Приведите свои примеры тел каждой группы.

- На какой пункт плана мы ответили?(на второй)

- Прочитайте третий пункт нашего плана. ( Из чего состоят тела? )

- Откройте учебник на с.44. Давайте прочитаем, из чего же состоят тела.( из веществ)

- Так из чего состоят тела?

- Что же называют веществом? - Вещество – это то, из чего состоит тело

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- какое это вещество?(пластмасса)

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

- Как вы думаете, все ли вещества одинаковы?

- Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к учебнику.

- А теперь вы можете ответить на предыдущий вопрос?(да)

- Какие различают вещества?( Твердые, жидкие и газообразные.)

- Вещества имеют свои признаки. На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить в 3 группы следующие вещества:

молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

- Итак, подведём мини-итог. Все предметы вокруг – это тела, тела состоят из веществ.

(Слайд № 12) Игра  «Из чего сделано тело?»

Учитель называет тело, а ученик – вещество, из которого оно сделано (стрелочкой соединяются тела и вещества).

Молодцы!

- Как вы думаете, а почему вещества разные? Затруднятся ответить

- В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем  провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

- В каждой группе на столе стоит стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар  в стакан с водой. Размешайте.

- Почему мы перестали видеть сахар?

- Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

- Мы ответили на 3 пункт плана?( да)

- Что мы узнали? (Что вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом частиц.)

- Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой. Давайте с ними познакомимся. Стр.46

- Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. 

-Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

-Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

-Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

- Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

- Давайте встанем и разомнемся.

4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали гномиками дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И ни капельки не устали!

5.Включение в систему знаний и умений.

Частицы можно изобразить с помощью моделей, например пластилиновых шариков.

Мудрая черепаха подготовила для нас интересное задание.

У каждой группы на столе карточка № 3 с заданием, какое состояние вещества нужно изобразить.

1 группа. Изобразить жидкое вещество при помощи пластилиновых шариков.

2 группа. Изобразить газообразное вещество при помощи пластилиновых шариков.

3 группа. Изобразить твердое вещество при помощи пластилиновых шариков.

(Одна группа демонстрирует, остальные  отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.)

6.Закрепление нового материала

- А теперь мы поиграем в игру «Да/нет». У вас на партах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Я вам буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем там говорится, вы поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный. Кто не понял задания?

1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?(да)

2. Полярная звезда – это тело неживой природы? (да)

3. Солнце является искусственным телом. (нет)

4. Все тела имеют форму, цвет, размер.(да)

5. Сахар не растворяется в воде.(нет)

6. Естественные тела – это тела, созданные руками человека(нет)

7. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом?(да)

8. Пластмасса – это тело, а пуговица – это вещество. (нет)

9. Все тела состоят из веществ.(да)

- Молодцы!

7.Рефлексия.

Подведение итогов

А теперь подведём итог урока

- Напомните тему урока

- Что нового вы узнали на уроке?

Закончите фразу «Я сегодня на уроке…»

- Что было самым интересным?

Закончите фразу « На уроке мне было интересно…»

- Что вам показалось самым трудным на уроке?

- Кто испытывал трудности?

Закончите фразу « Мне было трудно…»

- Кого бы вы хотели сегодня отметить?

- Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Большое спасибо за урок!

Д/з стр.44-47 ответить на вопросы «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы".

Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы"....

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...

Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

Урок по окружающему миру "Тела, вещества, частицы"

Урок по окружающему миру в 3 классе...