План-конспект урока по окружающему миру "Страны мира".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Крылова Надежда Викторовна

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Страны мира. Проект «Страны мира»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Страны мира. Проект «Страны мира»

Цели: ввести понятия «физическая» и «политическая карта мира»; познакомить с некоторыми странами мира; подготовить к выполнению проекта; воспитывать чувство гордости за Россию.

Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями великой страны; научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России; пользоваться дополнительной литературой для получения нужной информации; работать в группе.

Оборудование: физическая и политическая карты мира, таблички с названиями стран; у учащихся — фишки с номерами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Какой материк вы нарисовали дома в тетради? Что можете о нем рассказать? (Ответы детей.)

— Отгадайте загадки.

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида.

Он готов поведать людям,

Как прекрасна... (Антарктида).

 

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нем всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в... (Австралии).

 

Здесь горы-великаны —

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки — Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас... (Евразии).

 

Раскалена от жара

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны —

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой... (Африке).

— Сколько материков на Земле? Перечислите их. Покажите их на карте.

— На какие части света делится Евразия?

— На каком материке расположена наша страна? Покажите его на карте.

— Какой материк самый маленький? Покажите его на карте.

— Какой материк самый большой? Покажите его на карте.

— Какой материк самый жаркий? Покажите его на карте.

— На каком материке не живут люди? Покажите его на карте. (Можно использовать КИМы (тест 56, с. 79).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске таблички с названиями стран: Китай, Россия, Турция, Индия, Япония, Франция, Италия.)

— Прочитайте слова на доске. Назовите эти понятия одним словом. (Страны.)

— Какие еще страны вы знаете? (Ответы детей.)

— В каких странах вы бывали? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О странах.)

— Прочитайте тему урока на с. 124 учебника. (Страны мира.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(На доске физическая и политическая карты мира.)

— Посмотрите на доску. Здесь две карты. Чем они похожи, а чем отличаются? (Обе карты с изображением материков, отличаются цветом.)

— Узнайте из текста на с. 125 учебника, как называются эти карты.

— Какая карта называется политической? (На которой изображены разные страны.)

— Как называется карта, на которой изображены природные объекты? (Физическая.)

— Выполните задание после текста.

2. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с. 59).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

— Прочитайте задания 1, 2 на с. 127. Выполните эти задания в парах.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2,3 (с. 59).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой —

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину все держите —

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите —

Раз и два! Раз и два!

VI. Продолжение работы по теме урока

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 128-129 учебника, выбирают тему проекта, распределяют обязанности. В случае затруднений с выбором страны можно прочитать небольшие интересные выдержки о разных странах. Учитель читает, а учащиеся должны догадаться, о какой стране идет речь.)

• Эта страна расположена в Северной Африке, ее столица стоит на берегу самой длинной из рек мира. Туристы приезжают в эту страну не только для того, чтобы искупаться в теплом море и отдохнуть, но и для того, чтобы увидеть единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней, — пирамиды. (Египет.)

• Это государство — одно из древнейших в мире. Оно занимает первое место в мире по численности населения, граничит с Россией, является родиной компаса. (Китай.)

• Эта страна одновременно находится в Европе и Азии. На две половины ее разделяют пролив Босфор и Мраморное море. В этой стране издавна крестьяне живут в домиках, сделанных из смеси соломы и глины, с плоскими крышами, на которых в жаркие летние ночи располагается вся семья. Занимаются крестьяне земледелием и скотоводством. Там разводят ангорских коз с мягкой и длинной пушистой шерстью. (Турция.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 127, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— О чем захотелось узнать побольше?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: №4 (с. 60).

2. Начать работу над проектом.

Дополнительный материал

Великобритания

Великобритания — островное государство в Западной Европе. В состав Соединенного Королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. На реке Темзе расположена столица Великобритании — Лондон. Здесь много зелени, в самом большом парке Лондона — Гайдпарке — собираются туристы. Англия — страна древней культуры, родина талантливых ученых, писателей: И. Ньютона, У. Шекспира, В. Скотта, Б. Шоу.

Спорт в этой стране занимает важное место. Многие спортивные игры, распространенные по всему миру, родом из Англии, например футбол.

Тауэр — мрачная неприступная крепость на берегу Темзы. Сложенный из темных камней замок с зубцами, угловыми башнями и стрельчатыми окнами в одиночестве нес вахту на холме Тауэр и наглядно демонстрировал подданным твердость королевской власти.

Одна легенда гласит, что Тауэр, а с ним вместе и Английское королевство будут стоять, пока здесь живут вороны, поселившиеся в крепости в далекие времена. А вороны в Тауэре живут и в настоящее время, и живут неплохо. Их восемь. К ним приставлен специальный служитель. За ними ухаживают. Их кормят. Злые языки даже утверждают, будто им предусмотрительно подрезали крылья, чтобы они, не дай бог, не улетели. Так что королева может спать спокойно — английской монархии ничто не грозит!

Франция

Страна находится на самом западе Европы. Более половины ее границ омывают Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразны природные условия. Неподалеку от покрытых снегами отрогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равнины с неспешно текущими реками. Это Сена, пересекающая столицу страны, Луара, славящаяся замками на своих берегах, Гаронна, воды которой орошают виноградники, а также Рейн, пограничный с Германией.

Лувр — знаменитый музей. В XIII в. это была мощная средневековая крепость на берегу реки Сены. Лувр был неуютен и непригоден для жизни. Он создавался для войны. За его неприступными стенами король хранил свою казну и архивы.

В середине XVI в. архитектор Пьер Леско по приказу короля снес старую крепость и на ее фундаменте начал строить дворец. Каждый король Франции что-то достраивал и перестраивал в нем и вокруг него, разбивал сады и парки. Лувр знаменит художественной галереей, в ней насчитывается около 400 тыс. экспонатов.

Нотр-Дам де Пари — собор Парижской Богоматери — архитектурный шедевр веселого города Парижа. Остров Ситэ, на котором он расположен, — древнейшая часть французской столицы.

Строительство собора шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать всех жителей города — 10 тыс. человек. Но пока его строили, население Парижа выросло во много раз.

Соединенные Штаты Америки (США)

Необычное название имеет эта страна. Америка — это континент. А что значит «Соединенные Штаты»? Если мы обратимся к истории, то узнаем, что эта могущественная держава еще немногим более двух веков назад была колонией Англии. Тринадцать белых и красных полос на флаге этой страны символизируют ее первые 13 штатов. Теперь штатов ровно 50, и столько же звездочек в углу флага. Раньше на этих землях проживали индейские племена: ирокезы, семинолы, апачи.

Вслед за Христофором Колумбом в Америку стали прибывать европейцы. Отношения между ними складывались не очень просто. По разным причинам люди уезжали в далекую Америку. Они вносили свой вклад в экономическое и культурное развитие США.

Столица страны Вашингтон названа в честь первого американского президента. В столице много государственных учреждений, музеев, памятников, парков и нет промышленных предприятий.

Самый большой и знаменитый город — Нью-Йорк. Центр города, застроенный небоскребами, находится на острове Манхэттен. Гигантская статуя Свободы в Нью-Йоркской бухте — символ демократии. Нью-Йорк считается самым «неамериканским» городом, там живет множество недавних переселенцев со всего мира.

Лос-Анджелес — город с широкими улицами, жилые дома в один-два этажа построены за пределами делового центра. В этом городе находится мировой центр кинематографии — Голливуд. Сама природа позаботилась об исключительных удобствах для съемок на натуре: практически ежедневно ярко светит солнце, а ландшафты вокруг на любой вкус — от океанских пляжей до пустыни.

Недалеко от Лос-Анджелеса к неописуемой радости ребят создан парк развлечений - Диснейленд. И дети, и взрослые с большим удовольствием посещают сказочный город, созданный великим американским режиссером-мультипликатором Уолтом Диснеем.

Самым красивым городом тихоокеанского побережья Америки считают Сан-Франциско. Он раскинулся на холмах у живописного залива. Город славится двумя гигантскими красавцами мостами.

Япония

Японцы называют свою страну «Нихон», или «Ниппон», что означает «восход солнца». Глава государства — император. К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов. Самые крупные из них — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Это основная территория Японии, а кроме этого, страна занимает еще около 4 тыс. мелких и мельчайших островов. На флаге страны изображено солнце, а ее герб — золотая хризантема — тоже символ солнца.

Острова Японии протянулись с севера на юг. На севере, на острове Хоккайдо, зима бывает снежная и холодная. Горные склоны покрыты лесами. На юге, на архипелаге Рюкю, тепло и влажно. Здесь растут густые тропические леса и кустарники, саговые пальмы, сахарный тростник. На островах Хонсю, Сикоку, Кюсю субтропический климат, с жарким летом и не слишком холодной зимой. Рельеф, почвы, растительность этих островов очень напоминают Черноморское побережье Кавказа в районе Сочи, здесь растут хурма, мандарины, бамбук, азалии.

Почти все население Японии живет на узкой полосе плодородных равнин, протянувшихся вдоль морского побережья. Здесь возделан каждый клочок земли. Рисовые поля, фруктовые сады, чайные плантации тщательно обработаны искусными руками трудолюбивых японских крестьян.

Япония бедна полезными ископаемыми. Ей приходится ввозить многое — уголь, нефть, руду, продовольствие. Но это не помешало Японии стать одной из крупнейших индустриальных держав мира с высокоразвитой промышленностью. Чего только не выпускают промышленные предприятия Страны восходящего солнца! Телевизоры с экранами самых разных размеров — от крошечных, величиной с почтовую марку, до огромных, во всю стену, грузовые и легковые автомобили, компьютеры и роботы новейших моделей. На японских заводах выплавляют высококачественную сталь, на верфях строят отличные морские суда. Промышленное производство страны основано на самых современных технологиях. Японские товары успешно конкурируют на мировом рынке, опережая товары из Европы и Соединенных Штатов Америки. Япония занимает первое место в мире по улову рыбы и добыче морепродуктов.

Промышленные предприятия, банки, концерны сосредоточены в крупных городах.

Столица Японии — Токио, число его жителей — 12 млн человек. Здесь находится старинный замок, где расположена императорская резиденция. По всему городу разбросаны буддийские храмы. Современный Токио восхищает и поражает тех, кто приезжает сюда в первый раз: памятники старины, старые парки и современные здания высотой в 40—60 этажей, скоростные автострады. Вечером огни рекламы заливают улицы и площади светом. Токио еще и крупный порт.

Япония — страна самобытной культуры. В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы. Национальная одежда японцев — кимоно. Едят японцы палочками. Еда — варенный без соли и жира чистый белый рис, который заедают овощами, рыбой, супом из соленой редьки и соевой пастой. Чайная церемония — торжественное распитие зеленого чая.

Японцы ценят красоту нетронутой природы и стараются сохранить что-нибудь, напоминающее о ней. С помощью камней, деревьев, грунта японцы создают пейзажи, составляют красивые букеты — икебаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....