Где живут белые медведи?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Учащиеся познакомятся с самыми холодными районами Земли – Северным Ледовитым океаном и Антарктидой;  научатся находить их на глобусе и физической карте,  приводить примеры животных этих районов; развивать умение анализировать, делать выводы, правильно строить текст; воспитывать  стремление охранять природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_1klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок окружающего мира          1   класс

                 Учитель Макаревич Галина Алексеевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №28» г.Курска

Тема:  Где живут белые медведи?

Задачи:

- познакомятся с самыми холодными районами Земли – Северным Ледовитым океаном и Антарктидой;

- научатся находить их на глобусе и физической карте,  приводить примеры животных этих районов;

-развивать умение анализировать, делать выводы, правильно строить текст;

- воспитывать  стремление охранять природу.

Планируемые результаты:

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке.

Учиться высказывать предположение на основе работы с иллюстрациями, фильмами.

Освоить роль ученика.

Формировать интерес к учению.

Определять и формулировать цели деятельности на уроке.

Отвечать на вопросы по итогам урока, оценивать свои достижения.

Оборудование: диск о животных, живущих в Арктике и Антарктиде, глобус, физическая карта полушарий, карточки с названиями территорий, мини-доклады, энциклопедии, тесты.

                                             Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Желаю вам удачи на уроке.

Встают , приветствуют учителя, друг друга.

Создание психолого-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

2.Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос по предыдущей теме.

- О чём узнали на прошлом уроке?

-Перечислите названия весенних месяцев.

-После какого времени года наступает зима?

-Откуда появились названия месяцев?

-В какое время года дни рождения у детей, если они их празднуют 3марта, 14июля, 21сентября?

2.Тест по теме «Времена года».

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют задание.

Находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Формировать умение работать с проверочным материалом.

3.Мотивация учебной деятельности

Показывает цветик-семицветик. Предлагает оторвать лепесток, загадать желание и хором сказать:

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном Ледовитом океане.

Работают  коллективно.

Формировать интерес к учению.

4.Работа по теме урока

1.Вот и Арктика. Что вы о ней знаете?

Предлагает найти Арктику на глобусе и физической карте.

Рассказывает о природе Арктики.

2.Предлагает посмотреть фильм о животных Арктики.

-Каких животных увидели?

3.Предлагает прослушать сообщения детей о белом медведе, морже, тюлене, о заповеднике «Остров Врангеля».

4.Физкультминутка для глаз (электронная).

5.Предлагает рассмотреть картину «Птичий базар» и ответить на вопрос :

-что помогает зверям и птицам выжить в таких суровых условиях?

6.Предлагает с помощью цветика –семицветика перенестись на юг и познакомиться с обитателями Антарктиды.

-Просмотр фильма «Пингвины».

Беседа по увиденному:

-Как зовут эту птицу?

-Что о ней узнали?

-Рассказ об Антарктиде.

-Работа с глобусом и картой.

7.Работа с учебником.

-Сравнить рисунки на с.12-13.

Какие животные обитают в холодны районах Земли?

Вывод Мудрой Черепахи.

8.Рабочая тетрадь, с.11,№1,2.

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

Отвечают на вопрос.

Работают парами с глобусом и картой.

Наблюдают, высказывают своё мнение.

Слушают сообщения детей.

Следят глазами за появляющимися на экране предметами.

Устанавливают связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Извлекают информацию о животном мире Антарктиды.

Высказывают своё мнение.

Передают свои знания.

Работают в паре.

Анализируют, сравнивают, делают вывод.

Самостоятельно выполняют задание, проверяют по образцу.

Формировать и высказывать предположения.

Слушать и понимать речь других.

Высказывать свои мысли, аргументировать.

Развивать умение наблюдать, анализировать.

Участвовать в диалоге.

Преобразовывать информацию: пересказывать увиденное.

Составлять рассказ на заданную тему.

Формулировать выводы.

Развивать умение наблюдать, делать выводы, применять знания.

5.Итог урока

Просит ответить на вопросы:

-Чем похожи Арктика и Антарктида?

-Одинаковые или разные животные населяют эти районы?

-Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?

Отвечают на вопросы.

6.Рефлексия

Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я понял, что…

-Мне больше всего понравилось …

Оценивают свои достижения на уроке.

Умение делать самооценку

                                             Приложение

                                                Арктика

Это место , где очень холодно. Острова Северного Ледовитого океана – Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой .Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов.

           

                                               Антарктида

Антарктида лежит на  крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. В Антарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода. Зимой температура опускается до  - 80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы.

                                             Тюлень

Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому он время от времени выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд,  чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидает белый медведь.

                                                   Морж

Морж- самое крупное ластоногое Северного Ледовитого океана. Его длина достигает 4м, масса тела -2 тонны. Лаптевский морж занесен в Красную книгу России. Он не встречается за пределами нашего государства. Этот великан не боится медведей. У моржа мощные бивни – клыки: длина 80см, весом около 2 кг. Он взбирается на льдину при помощи клыков, будто альпинист ледорубом. Клыки помогают ему и под водой. Морж может обходиться без воздуха не более 10-15 минут. По истечении времени он клыками пробивает из- под воды отверстие во льду, выставляет ноздри и вдыхает воздух. Бивни помогают моржу защищаться от врагов. Моржи живут огромнейшими стадами, весной и летом образуют лёжки. На суше это крайне неповоротливое животное, а плавает со скоростью до 25 км/час. Кормятся моржи в основном морскими моллюсками.

                                             Белый медведь

Это самый крупный хищный зверь на Земле. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По- гречески  «арктус» - медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 км/час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. Белые медведи в спячку не впадают. Они занесены в Красную книгу России.

                                                  Пингвин

Это коренной житель Антарктиды. Эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Питаются пингвины рыбой. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из чего сделать в Антарктиде. Поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а выстаивают. Пока мама-пингвиниха выстаивает яйцо, пищу ей добывает и приносит папа-пингвин.

                                        Заповедник «Остров Врангеля»

                Это кусочек суши у северо-восточных берегов России. Назван он в честь русского мореплавателя, исследователя Арктики Ф.П.Врангеля. Он предположил наличие суши в этих суровых водах. На картах остров появился чуть больше 100 лет. Остров отличается гористым рельефом,  обилием озёр ( около 900), суровым климатом. Почти посередине его пересекает 180 меридиан: значит он лежит и в Западном и в Восточном  полушариях.

              Природный заповедник расположен на 2 островах- о.Врангеле и крохотном о.Геральда ( площадь 8кв.км). Территория острова на протяжении миллионов лет никогда не покрывалась ледниками и не  затапливалась. Остров Врангеля – место обитания редких, реликтовых и исчезающих видов животных.

                    Самый «знаменитый» обитатель заповедника – белый медведь. Здесь находится главный «родильный дом» белых медведей. От 200 до 500 медведиц ежегодно залегают здесь в берлоги, где рождают медвежат. Весной они уходят на морские льды, где охотятся на тюленей.

                         На побережье острова любят устраивать свои лежбища моржи. Постоянно живут белые гуси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

Где живут белые медведи

В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

"Где живут белые медведи?"

.  Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)...

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....