урок-путешествие "Где живут белые медведи?"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме

Ефимова Анна Валерьевна

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gde_zhivut_belye_medvedi.zip2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по предмету
«Окружающий мир» в 1-ом классе.

Автор:
учитель ГОУ СОШ № 169 г. Санкт-Петербурга Ефимова Анна Валерьевна.

Тема урока: 
«Где живут белые медведи».
Цель урока:

  1. Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
  2. Развитие познавательного интереса о животном мире этих районов;
  3. Контролирование уровня усвоения программного материала.
    Задачи:
  1. Образовательные: ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения проверки домашнего задания;
  2. Воспитательные: развивать познавательный интерес к окружающему миру;
  3. Развивающие: расширять кругозор, развивать логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, глобус,

плакат с изображением животных Северного Ледовитого океана, Антаркти ды; образец аппликации белого медведя; модель «Цветик-семицветик».

У каждого ученика – шаблон белого медведя, белые нитки, клей ПВА, пластилин. Фонограмма песни «Колыбельная медведи цы» (сл. Ю. Яковлева, муз. Е. Крылова). Слайды из презентации «Путешествие в Арктику и Антарктиду»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребятки!

Всё ли у вас в порядке?

Готовы ли вы трудиться?

Ну что ж, не будем лениться.

Проверим, все ли на месте

И сядем все тихо вместе.

2. Повторение пройденного.
(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

– Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?

(Учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)

– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас.

Фронтальная работа с классом.

–Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.

“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

– Кто догадался, какие птицы полетели?

(Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.

– Что за птицы полетели?

Весенние месяцы – март, апрель, май)

Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

– Что за птицы третьей тройки?

(Летние месяцы – июнь, июль, август)

Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.

– Какие это птицы?

(Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

– Почему у птицы 4 крыла?

(В месяце 4 недели)

– Почему в крыле 7 перьев и как они называются?

(7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

– Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами проверил свои знания.

– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приглашает наш в класс в гости…

Среди снега и льда не голодает, 
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь)

(Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя) 

3. Объявление темы урока. Постановка цели.

– Муравьишка Вопросик приглашает в гости к белым медведям. А где же живут эти животные? Кто знает?

(Выслушиваются ответы детей)

– Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?

(На доске открывается тема урока)

– А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.

(Учитель показывает цветок)
– Отправляемся в путь!

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)

– Вели оказаться там, где живут белые медведи.

(Ученики садятся за парты)

Арктика

– Где же оказались мы, ребята?

– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (на Севере, на Северном полюсе)

(Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)

– Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)

– Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.

– Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.

(Идёт самостоятельная работа учащихся).

– Проверяем. Что нам понадобится на севере?

(Ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)

– Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.

– На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан.

(Учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.

– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

– Нас встречает белый медвежонок Элька.

– А кто его соседи на Северном полюсе?

               П О Н И К М О Р                                 Ж Р М О

                   Л Е Т Ю Н Ь                                     Р Е Т С К А

– Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте еще раз, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

         

– Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовили для Мудрой Черепахи ребята.

Вариант рассказа. 
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

– На кого охотился белый медведь? (на тюленя)

– Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)

– Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)

  1. Практическая работа.

-А сейчас мы попробуем сделать друзей для Эльки.

 (Демонстрация образца аппликации)

- У вас на столах силуэт медвежонка и белые шерстяные нитки,

 нарезанные кусочками.

- Намажьте медвежонка клеем и наложите резаные нитки.

- Густая шерсть медвежонка готова, осталось сверху

нарисовать глаз и носик.

(Во время работы звучит песня «Колыбельная медведицы» сл. Ю. Яковлева, муз. Е. Крылова.)

– Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)

  1. Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)

  1. Работа по учебнику.

На Земле есть два полюса: Здесь расположен Северный полюс, на котором живут белые медведи. НО мы с вами оказались на противоположном полюсе. А вы мне не подскажите, как называется противоположный полюс? ( Южный).

(Учитель по казывает на глобусе полюса.)

-Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

Антарктида



- Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одеж ду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде?
(Нет, потому что там тоже холодно.) 

Какие животные здесь обитают? Знакомы ли они вам?

(Да, это пингвины.)

Нас встречают пингвинята Лоло и Пепе.

На с.9 учебника дети знакомятся с животным миром Антарктиды. Ученики рассказывают о пингвинах.

Возможный вариант.

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют
и плавают, до бывая себе пищу — рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев
у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
У пингвинов нет пуховых перьев, но у них под кожей
есть толстый слой жира, который спасает от сильных
морозов и ветров.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо, прячет его в жировую складку на брюшке и держит его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Как только пингвинёнок встанет на нож ки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых птиц.

  1. Закрепление изученного на уроке.

Учитель задает вопросы по содержанию прочитанного:

— В каких районах побывали?

— Какая там погода?

— Каких животных встретили?

  1. Итог урока.

Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный воп рос: «Смогут ли подружиться Элька и Лоло?» Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, где живут эти животные.

(Нет, пото му что эти животные живут в разных районах Земли.)

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравился наш урок? У кого есть желание, можете нарисовать Эльку, Лоло или Пепе.

Я благодарю всех ребят за ваше творчество, за интересные ответы.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где живут белые медведи

В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

"Где живут белые медведи?"

.  Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)...

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....