Конспект урока окружающего мира на тему «Насекомые»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Петрик Людмила Владимировна


Предмет    Окружающий мир

Класс         1

УМК   "Начальная школа 21 века"

Тип урока    Открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира на тему «Насекомые»

1 класс, УМК «Начальная школа 21 века»

  1. Предмет: окружающий мир.
  2. Класс: 1
  3. Тема урока:   «Насекомые».
  4. Учебник: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова, 2016г).

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели  урока:

  1. Сформировать целостный взгляд на живую природу и отношение человека к ней.
  2. Воспитывать экологическую и информационную культуру  младшего школьника.

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека;
  • расширить знания об отличительном признаке насекомых и их значении в природе; дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе;
  • систематизировать знания о строении насекомых;
  • закрепить знания о насекомых и их значении для природы и человека.

Воспитательные:

  • воспитывать понимание правил отношения человека к насекомым;

Развивающие:  

 1. Развивать предметные умения:

  • устанавливать отличительные признаки животного мира;
  • уметь выделять части тела;
  • уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира.

2. Развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

  • поиска и выделения необходимой информации;
  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • находить определённые понятия.

Развивать регулятивные умения:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
  • формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
  • контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Развивать коммуникативные умения:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
  • управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развивать личностные умения:

  • иметь представление о ценности и уникальности природного мира.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  учебник, компьютер, проектор, пластилин, аудиозапись.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Послушайте внимательно отрывок из одного известного произведения! ( К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»)

Муха-муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар и купила самовар.

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу».

Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.

Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые, в них застёжки золотые. Приходила к Мухе бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе мёду принесла. Бабочка – красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье?

- Из какого произведения этот отрывок?

- Кто автор этого произведения?

- Кто пришёл поздравить муху?

Слушают отрывок и отвечают на вопрос учителя.

Рассматривают на слайде и называют всех гостей.(Коллективная работа).

Познавательные (знакомятся с разнообразием насекомых)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Проблемный вопрос.

- Как одним словом назвать всех тех, кто пришел к мухе в гости?

– Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

-А кто такие насекомые?

Информация учителя:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Они появились самыми первыми на Земле. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Они – часть природы. Насекомые умеют летать, прыгать.

Отвечают на вопросы

- О насекомых.

Выдвигают гипотезы.

Слушают информацию учителя о насекомых

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

- Ребята, а все ли насекомые умеют летать?

-Отгадайте загадки. Выберите из них

Загадки о насекомых

1.На цветок пахучий, сел цветок летучий.

Шевелились у цветка, все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое? Сколько крыльев у бабочки, а ножек?

2.Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой, похлопочет над цветком- он поделится медком. 

Кто это?

Есть ли у неё крылья?

 А сколько ножек? 

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …

Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.

-А у кузнечика есть крылья? А ножки? Сколько их?

-Рассмотрите этих насекомых и скажите, чем они похожи?

-Перечислите части тела насекомых.

Просмотр мультимедийной презентации

- Насекомые, у которых есть крылья.

(работают в группе)

Отгадывают загадки, подтверждают свой выбор

Рассматривают насекомое и определяют кол-во крыльев, ног

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Коммуникативные (умение слушать и делать выводы)

Работа по презентации

- Рассмотрите бабочку. Найдите голову, грудь, брюшко.

-Сколько крыльев у бабочки?

-А сколько ног?

- Кто прилетел к бабочке?

У них тоже голова, брюшко, грудь. Посчитайте количество ног у каждого. Что заметили? Что общего у всех?

 Кого же можно назвать насекомыми?

Извлекают информацию из прослушанного и увиденного

Вывод: У всех шесть ног.

Подтверждают свой ответ, самостоятельно делают вывод

 

Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Познавательные

(умение на основе анализа объектов делать выводы)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

-Ребята, посмотрите на картинку.  Кто изображён  на картинке?

-А пауки летают? Почему нет?

А сколько  у него ног?

Паук- это насекомое?

Отвечают на вопрос

-Паук.

-У них нет крыльев.

-(8)

-Нет. У насекомых 6 ног. Делают вывод. Паук – это не насекомое.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, дискуссия)

Организует работу по учебнику:

 – Рассмотрите картинки в учебнике на с.70 . Они тебе помогут найти ответ на вопрос: Какие ещё есть насекомые, и как они выглядят?

-А крылышки у них есть?

-А могут муравьи летать?

Учитель вносит дополнение:

Но в природе существуют и крылатые виды.

Игра«Соображалки». Рассмотри рисунки. Докажи, что насекомых можно назвать шестиногими. Найди насечки-(полоски) на теле насекомых.

Выполняют задание в парах, делают вывод:

Муравьи это тоже насекомые. У них 6 ног, как и у других насекомых (Нет). У этих муравьев крыльев нет.

Самостоятельно делают вывод:

Насекомых можно узнать по числу ног. Тело насекомых в бороздках, будто оно насечено. Поэтому они и называются  насекомыми, от слов «насечка», «насекать».

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

5. Физкультминутка

Загадывает загадку:

На лугу живёт скрипач,

носит фрак и ходит вскачь.

Кто это? Сколько ножек у кузнечика? (6) Какие они? (Длинные)

- Попрыгаем, как кузнечики.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

 Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

 прыгай на носках легко.

Кузнечик

Выполняют ритмично упражнения, имитируя движения кузнечиков

Снятие напряжения, эмоциональный настрой

6. Реализация

построенного

проекта

-Помогите Муравью справиться с заданием.

Работа по картинке:

-Кто из них насекомое?

Наблюдает за работой учащихся.

Выполняют задание в группе и делают выводы.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

7. Первичное

Закрепление с проговариванием во внешней

речи

Проводит беседу о бережном отношении к природе.

-Ребята,   как вы думаете, нужны ли нам насекомые?

-Какую пользу они приносят природе, людям?

Отвечают на вопросы, делают выводы:

Они украшают нашу землю, пчёлы дают нам мёд. Бабочки радуют нас своей красотой, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей.

Высказывают свои предложения.

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу детей (можно в парах, группах )

Творческое задание:

1группа.

-Смастерите друзей Мухе- Цокотухе.

2 группа.

- Нарисуйте любое насекомое, о котором вы услышали на уроке.

Наблюдает за работой учащихся.

Выполняют задание.

Самостоятельно лепят из пластилина и природного материала любое насекомое, о котором узнали на уроке.

Рисуют на листочках насекомое по выбору.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Защита проекта

В устной форме оценивает работу групп, эмоциональное поощрение.

Выставка работ, рисунков; инсценируют фрагмент

«Гости Мухи-Цокотухи», показывают персонажей.

Личностные: нравственно–этическая ориентация выражают эмоциональную отзывчивость.

8. Включение в систему знаний и повторение

Организует индивидуальную работу. Задание в рабочей тетради с.72.

- Нарисуй дорожки, по которым ползут муравей и улитка.

-Какое их этих животных насекомое?

Объясни свой ответ.

Выполняют задание в тетради.

Подтверждают свой ответ.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу:

- Какие открытия вы для себя сегодня сделали?

- О чем бы вам хотелось рассказать дома? Какими знаниями поделиться?

- О каких насекомых вы узнали?

– Кто или что вам помогало справиться с трудностями?

Оцените себя. Выбери одну бабочку: Красная бабочка– Я много нового узнал. Я справился! Жёлтая бабочка – Мне было интересно, но я испытывал затруднения.

Синяя бабочка – было неинтересно.  

Отвечают на вопросы

Поднимают бабочку того цвета, которую  считают нужной (самооценка).

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Насекомые", 1 класс.

Урок на тему "Насекомые" 1 класс....

Урок окружающего мира по теме "Насекомые. Маленькие непоседы"

Цели:  познакомить с признаками насекомых, учить определять принадлежность животного к своей группе; вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; учить...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Насекомые" в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация знакомит учащихся с хорошо известным насекомым - кузнечиком : строением ,питанием ,повадками и пользе в природе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Насекомые". УМК "Гармония". 1 класс

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку окружающего мира в 1-ом классе (УМК "Гармония") по теме "Общественные насекомые"....

Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие насекомые»

Цели:Познавательные-формирование первичного понятия «насекомые» как группа животных;-формирование представлений об отличительных признаках насекомых от других групп животных.-расширение представлений ...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....