Урок окружающего мира по теме "Насекомые. Маленькие непоседы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Аллакулова Галина Юрьевна

Цели:  познакомить с признаками насекомых, учить определять принадлежность животного к своей группе; вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; учить сравнивать , анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc53 КБ
Office presentation icon nasekomye_malenkie_neposedy_1_klass.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

   Окружающий мир. 1класс.      

Т Е М А   :      Насекомые.   Маленькие  непоседы.

Цели:  познакомить с признаками насекомых,

           учить определять принадлежность животного к своей группе;

           вызывать интерес к окружающему миру;

           формировать реалистические представления о природе;

           учить сравнивать , анализировать, делать выводы;

           воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять принадлежность          

                                             животного к своей группе, научатся сравнивать,  

                                             анализировать, делать выводы

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой, проектор со слайдами, аудиозапись песенки « В траве сидел  кузнечик.»

                                  Х   О   Д          У   Р   О   К   А  

  1. ОРГ.  МОМЕНТ.

   

Девиз урока :

  Мы сюда пришли учиться,

Не лениться , а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Сегодня продолжаем знакомиться с разными представителями животного мира.

- О ком мы говорили на прошлых уроках?         О зверях, млекопитающих,               

                                                                                 и  птицах.

  1. РАБОТА  В  ГРУППАХ.

-  У каждой группы на столе карточки с изображением животных.

    Найдите среди них зверей , птиц.

 

   Докажите свой выбор

 

   Как еще называют зверей ?                              млекопитающими

   Почему?

- Есть два млекопитающих , которые отличаются от других.

  Расскажите о них.                                                                      Ехидна и утконос

                                     

                                          СЛАЙД  

Среди птиц тоже есть удивительные. Расскажите о них.            Пингвин,                

        Страус

                                          СЛАЙД

-  Дома вы сочиняли загадки о зверях и птицах. Загадайте нам.

  Антон Соин                                                          Труженникова Олеся

На головке хохолок,                                     Сам черный, клюв острый,
Любит есть рябину,                                      Осенью на юг улетает.

С ветки прыгает : прыг-скок,                      Весной самый первый прилетает.

Гостит у нас всю зиму.                                                                Г р а ч

                          С в и  р е с т е л ь  

Таня Полякова                                                     Савченко Алина

Кисточки-ушки,                                             Осенью улетают,

Быстрый прыжок,                                           а весной прилетают.

Острые зубки,                                                           п е р е л е т н ы е   п т и ц ы

Опасный зверек.

         Р ы с ь    

- Ребята , а что надо делать , чтобы на нашей планете Земля было больше животных?                                                              

                                                                              Дети рассказывают Правила                

                                                                               друзей природы.

        -  Птицы, рыбы, звери

           В души  наши смотрят.

           Вы их жалейте, люди,

           Не убивайте зря.

           Ведь небо без птиц – не небо,

           А море без рыб – не море,

           А земля без зверей – не земля.

- Помните об этом всегда, следуйте Правилам друзей природы, и вы вырастите добрыми и отзывчивыми людьми.

III.  НОВАЯ   ТЕМА

- Сегодня мы познакомимся с другими представителями животного мира.

   Для этого я предлагаю вам закрыть глаза . Представить, что наступило лето, синее небо, тепло, даже немного жарко. И мы с вами оказались…

                           СЛАЙД

…на зеленой лужайке.

- Когда присядешь отдохнуть на согретый солнышком пригорок, то невольно диву даешься: какая  интересная и разнообразная жизнь кипит вокруг!

   

   Личинку тащит муравей. Спешит куда-то.

    На толстый сук уселся золотистый жук.

    Порхает легкий мотылек, пьет хоботком цветочный сок.

    Собирает мед пчела.

    Все заняты!  У всех дела!

- Так кто же живет на этой поляне? Назовите.

- Одним словом, кто это?

 

- Так как звучит наша тема урока?

        СЛАЙД

- Назовите насекомых , которых вы знаете.

- Сегодня мы будем говорить о насекомых. И не просто говорить, но и делать небольшие открытия.

- А знаете почему насекомых назвали «насекомыми»?

- У них тело  словно глубокими насечками разделено на несколько частей.

                                СЛАЙД

- Насекомых еще называют  маленькими непоседами. Почему?

- А какое насекомое по вашему мнению самое красивое?

- Хотите на минутку стать бабочками?

ФИЗМИНУТКА.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром  лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

        СЛАЙД

- А сейчас ребята 1 группы расскажут, откуда появились бабочки, почему они такие красивые.

Рассказ детей.

- Люди придумали о бабочках много сказок и легенд.

В одной из них говорится, что бабочка – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.

                          СЛАЙД

- За их красоту бабочкам дали имена 6 махаон, адмирал, лимонница. Бабочки – очень красивые насекомые.

Их крылья покрыты разноцветными чешуйками, которые образуют удивительный узор. Питаются бабочки нектаром – цветочным соком, которые добывают себе свои длинным хоботком.

        СЛАЙД

- На земном шаре очень много бабочек. Весной раньше всех вылетает яркая желтая бабочка – лимонница.

Она живет дольше всех бабочек на свете – 10 месяцев. Она родится летом, перезимует, весной отложит яички и умрет. Из яичек появятся гусеницы, они превратятся в куколок, а из куколок вновь вылетает красивая бабочка.

                           СЛАЙД

- А я хочу рассказать о ночной бабочке. Ее называют бражник- мертвая голова. Эти бабочки похожи на самолеты, когда  у них расправлены крылья. Они летают ночью, и летают очень быстро. А днем прячутся в укромном месте. На спине у этой бабочки рисунок в виде черепа , за что она и получила свое название. Иногда бражник пищит  как мышь, чтобы сбить с толку врага.

                               СЛАЙД

-Бабочки очень нужны, они приносят большую пользу. Они опыляют цветки растений, т.е. бабочки помогают расти растениям.

- Осенью одни бабочки улетают в теплые края зимовать, а другие засыпают до весны. Красивые бабочки стали редкими. Их надо беречь.

                           СЛАЙД

- Очень интересно рассказали ребята о бабочках.

   Дети , а можно ловить бабочки?

А теперь рассмотрим строение насекомых на примере бабочки.

                      СЛАЙД

- А какую окраску имеют бабочки?                      Покровительственную

- Кроме бабочек есть очень много других насекомых.

  Отгадайте загадку.

             Точка, точка, два крючочка-

             Это лапки у жука.

             Два блестящих лепесточка

             Раздвигаются слегка.

           Справа – точка,

           Слева – точка,

           В черных крапинках бока.

           Догадайтесь , кто она?

            Божья  коровка

                                 СЛАЙД

- Рассказ учителя о божьей коровке.

                                   СЛАЙД

- Рассказ детей о божьей коровке.

- Маленьких красных жучков с черными пятнышками на спинке назвали божьими коровками потому, что при опасности на сгибах ножек у них выступают капельки желтой жидкости – «молочко». Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки – птиц.

- Большинство божьих коровок – хищники, питаются насекомыми, которые вредят растениям. Любимое лакомство божьих коровок – тля, а тля , как известно , уничтожает садовые растения ( груши, яблони, сливу)

                               СЛАЙД

- Есть божья коровка семиточечная. Она поедает молодых личинок колорадского жука. А колорадский жук , как известно, поедает картофель. Поэтому нельзя убивать божьих коровок. Они приносят пользу людям – помогают сохранить урожай в саду от тлей и картофель от колорадского жука.

- Когда наступают холода, божьи коровки могут влетать в помещение, чтобы в тепле впасть в зимнюю спячку. Не тревожьте их. Весной они проснутся и снова вылетят в сад.

- Божью коровку можно спокойно брать в руки. К тому же есть такое  поверье, что если божья коровка сядет на ладонь – это принесет удачу.

 - Дети , а можно  ли ловить божьих коровок?

 - А сейчас я предлагаю вам представить себя еще одним насекомым.

   Отгадайте загадку.

     

        На ромашку у ворот опустился вертолет.

                                                 стрекоза

             СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА.

              Утром стрекоза проснулась,

              Потянулась, улыбнулась.

              Раз – росой она умылась,

              Два – изящно изогнулась.

              Три –нагнулась и присела.

              На четыре – полетела.

              У реки остановилась,

              Над водою покружилась.

                         СЛАЙД

- Что общего у бабочки, божьей коровки и стрекозы?

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СТРЕКОЗЕ.

- Стрекозы могут совершать многокилометровые перелеты. Их иногда встречали за сотни километров. Для этого они собираются в огромные стаи. Скорость полета большая. Стрекозы делают невероятные акробатические трюки . Это помогает насекомым спасаться от врагов. Стрекоза – хищник. С помощью своих больших выпуклых глаз она способна заметить насекомое , находящееся в 12 км от нее.

- Насекомых в природе много, их разнообразие велико : красивые и яркие бабочки, изящные стрекозы, трудолюбивые муравьи и пчелы, жужжащие жуки, надоедливые мухи и комары. Одни обитают в воде, другие – в воздухе, третьи – в почве. Одни питаются только растениями ( растительноядные) , другие – хищники.

РАБОТА   ПО  УЧЕБНИКУ.   С.55     с.57

Итак, главный отличительный признак насекомых ?

                       СЛАЙД

Назовите животных , которых вы видите.        Многоножка, рак, богомол

- Какое из них насекомое? Почему?

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ  О  БОГОМОЛЕ

                             СЛАЙД

- В Африке и в Азии богомола считали священным , потому что неподвижная поза с воздетыми к небу передними лапками напоминает позу человека, который молится.

 - Сколько ножек?                                                       Шесть , три пары

 - Есть ли крылышки?                                             Есть, но редко их использует

 

- Есть ли хоботок                                                     челюсти

 - Какого цвета?

        СЛАЙД

IY.  ИТОГ   УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

- Кто же такие насекомые?

- Их отличительный признак от других животных?

- Буду ли я права, если скажу, что насекомые – это животные, которые умеют летать?

- Что общего у насекомых и птиц?

V. РАБОТА С  КАРТОЧКАМИ.

- Найдите карточки с изображением насекомых.

- Докажите свой выбор.

- В  КОНЦЕ  УРОКА Я  ХОЧУ  ВАМ  ПРЕДЛОЖИТЬ  НАРИСОВАТЬ  СВОЮ  ПОЛЯНУ  И  ЗАСЕЛИТЕ  ЕЕ НАСЕКОМЫМИ.

 Постарайтесь, чтобы она была яркой , красочной, и в ней и на ней жило много насекомых.

                            СЛАЙД

И поможет вам детская песенка  «В ТРАВЕ  СИДЕЛ  КУЗНЕЧИК»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...