Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент
| Проверяет готовность учащихся к уроку. Долгожданный дан звонок- Начинается урок. -Здравствуйте, садитесь. | Осуществляют самоконтроль | Личностные УУД: положительное отношение к уроку |
2. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность
| Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой на успех. Я рада вас поприветствовать на уроке, где мы узнаем много нового и интересного! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов. | Включаются в учебную деятельность | Регулятивные УУД: включение в учебный процесс Личностные УУД: формирование познавательных потребностей и учебных мотивов |
3. Формирование темы и целей урока Цель: формулирование темы и целей урока учащимися | Читает загадки, создаёт условия для формулирования темы и целей урока. Создаёт ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач урока. - У нас сегодня с вами гость. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это. Появился во дворе Он в морозном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель…..(Снеговик) Он пришёл к вам с подарком. Отгадайте, что принёс нам снеговик? Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Если сядет на ладонь. Сл.1 - О чем будем говорить на уроке? - Какую информацию о снеге вы узнали из загадки? - А снег действительно станет чистой капелькою? - Так ли это? Обоснуйте свой ответ. - Поднимите руки, кто считает, что чистой капелькой, а кто – грязной? - Как вы думаете, какая будет тема урока? - Какие будут задачи урока? - Прочитайте тему урока и задачи урока в учебнике. | Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему и цели урока.
Снеговик
Снег Будем говорить о снеге. Что он растает и станет капелькой. Будем говорить про снег. Выяснить чистый он или грязный. Читают и сравнивают. | Коммуникативные УУД: учатся слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Регулятивные УУД: формулировать ответы на вопросы учителя; осознанно строить речевые высказывания. Личностные УУД: умение использовать свой жизненный опыт в ответах на вопросы. |
3. Актуализация знаний. Цель: создать проблемную ситуацию, фиксировать постановку учебной задачи | Создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает к анализу собственных действий. Поднимите руку, кто любит зиму? Почему? - Разыграемся на морозе, раскраснеемся. А как хочется пить. Что мы делаем? Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег? - Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Почему? - У нас возникли разногласия. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения? - Сегодня мы попробуем узнать интересующую нас информацию не с помощью книг, интернета и словарей, а при помощи наблюдения за природными объектами и проведем опыты.
| Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, делают выводы Поднимают руки, рассказывают за что любят зиму. Да, нет.
Проверить.
| Личностные УУД: оценка своих поступков, действий. Коммуникативные УУД: Осознанно строить речевые высказывания, уметь выявить проблему. |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать усвоение учениками нового
| Организует групповую работу. Осуществляет контроль работы в группе. - Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. Мы- начинающие учёные. Снеговик принёс нам снег со школьного стадиона и с улицы Ленина. Чтобы доказать, что снег опасен, надо его исследовать. Для этого поработаем в группах. Снеговик предлагает вам, повторить вам правила работы в группе Сл.2 Работать вы будете с лабораторным оборудованием. Посмотрите, что у вас есть на столах: стеклянные стаканы, пробирки, воронки с фильтром. Я прошу вас соблюдать осторожность при обращении с хрупкими предметами, не ронять его. Что ещё есть? (листочек). Это инструкция, по которой вы будете выполнять практическую работу. Ответственный в каждой группе будет читать инструкцию. Выберете, кто будет писать в листе наблюдений. 1группа исследует запах снега, 2группа – цвет, 3группа-наличие осадка. Для этого вам нужно будет профильтровать воду. Что такое фильтровать? В словаре Ожегова говорится, что фильтровать- пропустить через фильтр. Сл.3 | Работают в группе. Проводят исследования, записывают в листах наблюдения, делают вывод.
| Предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, в соответствии с задачами, поставленными учителем. Коммуникативные УУД: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения( от каждого в группе зависит общий результат); доносить свою позицию до других; слушать других. Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений |
| 1группа определяет запах снега. Работаем по инструкции Шаг1. Налейте талую воду от снега со школьного стадиона в пробирку №1(рисунок пробирки) Шаг2. Налейте талую воду от снега с улицы Ленина в пробирку №2(рисунок пробирки) Шаг3. Закройте пробирки стеклышком Шаг4.Осторожно взболтайте Шаг5.Уберите стёклышко Шаг6.Понюхайте Шаг7.Запишите в листе наблюдений |
Лист наблюдений:
| Снег со школьного стадиона | Снег с улицы Ленина | запах |
|
|
2группа определяет цвет снега. Работаем по инструкции. Шаг1. На белый лист бумаги №1положите снег со школьного стадиона Шаг2. На лист бумаги №2 положите снег с улицы Шаг3. Сравните цвет снега с листом бумаги. Шаг 4.Запишите в листе наблюдений |
Лист наблюдений:
| Снег со школьного стадиона | Снег с улицы Ленина | цвет |
|
|
3 группа определяет примеси в снеге, изучив талую воду. Работаем по инструкции. Шаг1.Талую воду от снега со школьного стадиона перелейте в стакан с фильтром №1 Шаг2.Талую воду от снега с улицы перелейте в стакан с фильтром №2 Шаг3.Посмотрите на фильтры. Где больше осадка? Шаг4.Запишите в листе наблюдений
|
Лист наблюдений:
| Снег со школьного стадиона | Снег с улицы Ленина | осадок |
|
|
|
|
|
После самостоятельной работы каждая группа озвучивает результаты своих наблюдений. На доске появляется таблица: Свойства снега | На школьном стадионе | На улице Ленина | Запах | нет | нет | Цвет | белый | серый | Осадок | Мало(нет) | Много(есть) |
Какой сделаем вывод? Почему на школьном стадионе снег чище? |
Там много деревьев и нет машин.
|
|
5. Физминутка Цель: смена видов деятельности | Организует проведение физминутки
| Делают упражнения с учителем |
|
6.Первичное закрепление Цель: закрепить полученные знания |
Организует фронтальную работу. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. И так, мы провели исследование и что же выяснили? Как вы думаете, отчего снег становится грязным? Посмотрите видеофрагмент ( электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова) Как сделать Землю чище? Я хочу обратить ваше внимание на наш город. В нашем городе очень много делается, чтобы мы жили в красивом и чистом городе. В нём очень много деревьев и цветов. Сл.4 Что можем сделать мы с вами для природы города? (Не ломать, не мусорить, сажать цветы около дома). Какие чувства вы испытываете, глядя на наш город? |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делать очистные сооружения на трубы, фильтры, сажать растения.
Не ломать , не мусорить, сажать цветы около дома. Гордости, радости. |
Личностные УУД: умение использовать свой жизненный опыт в ответах на вопросы. Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений |
7. Итог Цель: зафиксировать новое содержание урока. | Организует подведение итога урока. Вернёмся к учебной задаче урока. Что вы скажете про снег? Что загрязняет нашу планету? Какой вывод сделали? | Размышляют, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения. | Личностные УУД: умение оценивать усвоение знаний. |
8. Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности | Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. Сегодня наш класс оформлен снежинками. Если вам сегодня на уроке понравилось, и вы открыли что -то новое возьмите белую снежинку и прикрепите на доску, если вам было не всё интересно и понятно, то прикрепите голубую снежинку. Сл.5
| Оценивают свою деятельность с помощью снежинок | Личностные УУД: Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. |