Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Кутырина  Светлана Анатольевна

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представления об учебном предмете. Планируемые результаты, содержание деятельности участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 1 класс Урок №1

ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ. ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР»

ТИП: изучение нового материала.

Цель: создать условия для формирования представления об учебном предмете.

Задачи: 

1) ознакомить с учебником «Окружающий мир»;

2) уточнить понятия объект природы, живая природа, неживая природа;

3) способствовать развитию речи, познавательной активности, наблюдательности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

▪ Ориентироваться в понятиях и терминах: окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа,

 ▪ Находить отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приводить соответствующие примеры,

▪ Рассказывать о мире с опорой на собственные представления,

 ▪ Соблюдать правила поведения в школе, на уроке.

Метапредметные

Регулятивные:

планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные:

общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель;

предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров;

логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество – рассказывать  о  мире  с  опорой  на  материалы  учебника  и  собственные  представления.

Личностные: самоопределение – принимать и осваивать социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Ресурсы урока: Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь ( с. 4). Электронный образовательный ресурс на CD-диске.

ХОД УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Знакомство с учебником).

●Предлагает познакомиться с учебником и рабочей тетрадью, рассмотреть обложку учебника как можно внимательнее.

●Наш учебник называется «Окружающий мир». Как вы понимаете это название? (Окружающий мир – это всё то, что нас окружает: природа, явления природы, различные предметы, которые сделаны человеком.)

 Помогает определить учебную задачу урока (Что мы будем изучать?)

▪ Рассматривают иллюстрации.

▪ Высказывают предположения.

▪ Строят речевое высказывание по теме урока

▪ Участвуют в определении учебной задачи

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

● Предлагает открыть  учебник и попробовать разгадать, что означают знаки, которые даны автором как условные обозначения и когда они используются. (восклицательный знак, «смайлик», книга, лупа и т.д.)

Отвечают на вопрос, опираясь на личный опыт  (предположения детей)

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (Объяснение нового материала).

Работа с материалом учебника.

● Предлагает рассмотреть иллюстрации на странице 4 учебника, перечислить всё, что они видят. Спрашивает, какие группы получились?

Спрашивает, что мы относим к неживой природе?

Спрашивает, что мы относим к живой природе?

Спрашивает, все ли представители живой природы изображены на этой странице? Какие большие группы входят в состав живой природы?

Предлагает перечислить предметы следующей группы и подумать, почему они выделены в особую группу?

● Предлагает на рисунке рассмотреть ещё  одну  группу и охарактеризовать её.

● Спрашивает, для чего же авторы поместили эту группу отдельно?

Организует физминутку

▪ Работают в парах: рассматривают иллюстрации, сотрудничают в совместном нахождении ответов, представляют результаты своей деятельности. (Неживая природа, живая природа, предметы, сделанные человеком.)

▪ Учащиеся перечисляют объекты неживой природы, изображенные в учебнике. (Солнце, луну, облако, тучу, дождь, снег.)

▪ Учащиеся перечисляют объекты живой природы, изображенные в учебнике.

▪ Отвечают на вопросы,  слушают друг друга, обмениваются мнениями на тему, близкую опыту (Растения; животные и человек.)

▪ Характеризуют объекты окружающего мира

(Эти предметы не относятся к природе, так как все они сделаны руками человека.)

Учащиеся отмечают, что здесь изображена семья, обосновывают свои ответы

▪ Ребята высказывают предположения, в ходе которых приходят к выводу, что семья – это близкие люди, которые нас окружают.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

1. Работа с материалом учебника.

–  Предлагает выполнить задание в учебнике (с. 5).

– Спрашивает, какие две группы предметов вы видите? Докажите своё мнение.

2. Работа в тетради.

– Предлагает рассмотреть внимательно эти объекты и раскрасить только те, которые относятся к живой природе. Спрашивает, кто может выполнить это задание самостоятельно и кому необходима помощь?

– Предлагает проверить себя. На доске представлен образец правильного выполнения задания.

– Предлагает попробовать определить, что нужно сделать в следующем задании и ответить на вопрос, почему рисунок с солнышком прикреплён к синему вагончику, а с цветком – к зелёному?

- предлагает выполнить задание.

Проверка выполнения задания может быть в виде сообщения детей. Кто может рассказать, как он выполнил своё задание.

– Предлагает выполнить следующее задание в тетради.

– Спрашивает, кому было интересно выполнить это задание и у кого были затруднения?

3. Игра «Верно – неверно».

– Предлагает рассмотреть картинку на слайде и с помощью сигнальных карточек ответить : верно это или неверно утверждение о живой или неживой природе. (лиса, река, телефон, цветок, радуга, стрекоза, блокнот, утка, лёд)

- Просит обосновать свой ответ

Учащиеся перечисляют каждый объект на рисунке.

Учащиеся анализируют объекты окружающего мира, объясняют, что здесь можно выделить группу объектов, которые относятся к природе, и те, которые не являются природой, потому что сделаны руками человека.

▪ Учащиеся выполняют задание самостоятельно и по мере необходимости обращаются за помощью

Самопроверка выполнения задания по образцу. Находят ошибки в предъявленной последовательности

▪ Классифицируют объекты окружающего мира по разным основаниям (солнышко – это неживая природа, а цветок – живая природа.)

▪ Учащиеся выполняют задание.

▪ Учащиеся рассказывают в свободной форме ,как они выполнили задание

▪ Учащиеся выполняют задание

▪ Отвечают на вопрос

▪ Проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

▪ Коллективная работа, обоснование своих ответов.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

● Организует обсуждение вопросов:

     ▪ О  чём  мы  говорили  сегодня  на  уроке?  

     

           ▪ Что вы запомнили на сегодняшнем уроке?

           ▪ Что нового вы узнали?

Включают новое знание в систему знаний, устанавливают соответствие между личным опытом и изученным материалом. Определяют личностный смысл изучения темы

Ответы детей

Дополнительный материал к уроку: презентация.

Диагностика достижения планируемых результатов: Окружающий мир. 1 класс. Электронный образовательный ресурс на CD-диске.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Дополнительное творческое задание: рисунок объектов живой и неживой природы

Самоанализ урока

Достижения: урок соответствует последовательности подобранных учебных заданий его цели, адекватно определена цель каждого задания и их взаимосвязь, а также какова функция каждого задания в организации познавательной деятельности, то есть какие задания преобладали: тренировочные, репродуктивные, частично поисковые, творческие; на сколько эти задания направлены на формирование общеучебных умений и навыков. Вопросы ставились чётко и логично. Урок спланирован и выдержан по времени. Виды деятельности детей целесообразно распределены, учтены требования здоровьесбережения. Использованы в ходе урока фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Использовалась наглядность в виде презентации. Педагогу удалось установить контакт со всеми детьми в классе и обеспечить обратную связь, педагог осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха и организовывал сотрудничество между детьми. Особенно удачным моментом урока показалась работа с материалом учебника, детям было интересно высказываться на предложенную тему.

Сложности: сложным моментом урока оказалась работа в тетради по разделу классификация живой и неживой природы.

Предложения: урок достиг запланированной цели. Для закрепления знаний рекомендовано родителям вместе с детьми в игровой форме повторить пройденный материал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Какое бывает настроение?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; формирование умения обращать внимание на эмоциональное состояние человека и его изме...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока по русскому языку "План текста" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о том, что такое план текста, а также алгоритма его составления.За...

Технологическая карта урока по математике "Вычитание однозначного числа" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умений вычитания однозначного числа с переходом через разряд, знаний о различных способах вычитания о...

Технологическая карта урока по математике "Вычитание двузначного числа" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования навыка вычитания двузначного числа столбиком. Задачи урокаДидактические:1. Научить обучающихся в...

Технологическая карта урока по математике "Нахождение неизвестного уменьшаемого" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания  Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умений находить неизвестное уменьшаемое. Задачи урокаДидактические:1. Актуал...