Разработка урока окружающего мира по теме "Наша страна - Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме "Наша страна - Россия" разработан для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 414.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагог: Ерёменко Любовь Алексеевна
Место проведения: МБОУ кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова
г. Волжский Волгоградской области
Предмет: окружающий мир, 1 класс
Тема | Наша страна - Россия |
Цель | Создать условия для расширения знаний обучающихся о России, её символах и формирования понятия «Родина» |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемый результат | Обучающиеся узнают об официальных символах России: флаге, гербе, гимне и неофициальных (матрёшка, самовар, балалайка и др.). |
Основные понятия | Россия, Родина, гимн, герб, флаг, столица |
Межпредметные связи | Литературное чтение, урок музыки |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник, индивидуальный раздаточный материал, карточки для парной работы. проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап. Актуализация знаний. Формулировка темы урока. Задача учителя: с опорой на имеющиеся знания детей организовать деятельность обучающихся для самостоятельного конструирования темы урока | Организует работу обучающихся по конструированию темы урока. - Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке (Ученик читает стихотворение) На свете много разных стран Но есть одна страна От белых льдов до тёплых рек Раскинулась она. На свете много разных стран Но есть одна страна Её мы Родиной зовём А Родина одна. - О какой стране идёт речь в стихотворении? - Вы, наверное, догадались о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Наша страна – Россия». | Слушают и анализируют стихотворение. На основе сделанного вывода конструируют тему урока. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
II этап. Целеполагание. Задача учителя: побудить обучающихся к самостоятельному формулированию учебной задачи. | Организует работу обучающихся, используя метод ассоциаций и подводит к постановке учебной задачи. - На доске дерево с именем «Россия». Скажите, какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Эти слова-ассоциации мы будем располагать на ветках нашего дерева. - Много ли слов появилось на нашем дереве? - Значит, много ли мы знаем о России? - Какую учебную задачу на сегодняшнем уроке мы можем поставить? (расширить свои знания о России) - В конце урока мы вернёмся к нашему дереву и посмотрим, сможем ли мы его дополнить новыми словами. | Подбирают слова – ассоциации к слову Россия, делают вывод о нехватке знаний по данной теме и на основе сделанного вывода формулируют учебную задачу | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно. |
III этап. Изучение нового учебного материала. Задача учителя: формировать основы теоретического мышления, развивать способности обучающихся к обобщению. | Побуждает обучающихся к восприятию информации о России и её символах. - Посмотрите на карту. (Учитель показывает Россию на карте) Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Очень красива и богата наша страна. - А какой самый главный город нашей страны? - Москва – столица России. Столица – главный город государства. Рассмотрите фотографии Москвы. - Каждое государство имеет свои символы – знаки, по которым узнают страну. Организует работу обучающихся в парах для определения государственных символов России, цвета Российского флага и его значения. - Для того, чтобы узнать, какие государственные символы есть у нашей страны, мы поработаем в парах и разгадаем филворд. Каждый ряд имеет своё задание. - Какие слова получились у каждого ряда? (флаг, герб, гимн) - Одним из государственных символов нашей страны является флаг. Какого цвета российский флаг? - Продолжаем работу в парах. Для того, чтобы понять, что означают цвета нашего флага, вы должны прочитать стихотворные отрывки, определить о каком цвете в них говорится и постараться понять, что означает этот цвет. Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете … (белом) - Что же означает белый цвет на флаге России? (мир, непорочность, чистоту) Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны, и просторны неба своды Художник их раскрасил в … (синий) - Что обозначает синий цвет на флаге России? (небо, веру и постоянство) Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под знаменем Победы ярко… (красным) (Красный цвет символизирует силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.) Организует индивидуальную работу обучающихся по применению нового знания о флаге России. - У вас на партах находятся иллюстрации с изображением флагов различных государств. Найдите среди данных флагов российский и подпишите под ним название нашего государства. - Сверьте выполненное задание с образцом на доске. Побуждает обучающихся к восприятию информации о гербе России и организует коллективную работу по разгадыванию кроссворда на основе полученной информации. - Следующий государственный символ России – это герб. - Что изображено на гербе России? - Давайте посмотрим видеоролик и разгадаем кроссворд - Имя воина, изображённого на гербе России? - Сколько голов у орла, изображённого на гербе России? - Что над головами у орла? - Один из цветов Российского флага? - Прочитайте слово, которое мы получили. - Где можно увидеть изображение российского герба? (на флаге, на монетах, печатях, документах) Организует работу обучающихся для знакомства с гимном России и его коллективным исполнением. - Следующий символ нашей страны – гимн. - Что такое гимн? (торжественная песня) - Когда исполняется гимн? (на парадах, когда побеждают наши спортсмены на соревнованиях) Ученик читает стихотворение. Что такое гимн вообще? Песня главная в стране! В гимне российском есть такие слова: «Россия – любимая наша страна». Россией гордимся, России верны, И нет на свете лучше страны! Гимн слушаем стоя и молча всегда: Его нам включают в момент торжества! - Кто написал слова гимна? - Кто написал музыку для гимна? - Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, стихи – Сергей Владимирович Михалков. - Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. - Текст этой песни есть у вас в учебнике. Дома надо не просто прочитать этот текст, а постараться его выучить. Создаёт проблемную ситуацию и подводит обучающихся к способу её решения с помощью отгадывания загадок. - Теперь мы знаем официальные символы страны. Назовите их (флаг, герб, гимн) - Но существует ещё неофициальные символы нашей страны. Это то, с чем ассоциируется наша страна у других народов. Знаете ли вы эти символы? - Чтобы узнать, какие это символы, отгадайте загадки. На лесной опушке стоят подружки Платьица белены, шапочки зелены (берёзы) Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (матрёшка) Стоит толстячок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар) 3 струны, а звук какой С переливами, живой. Узнаю его в момент – Самый русский инструмент (балалайка) Подготовленные дети рассказывают о неофициальных символах России | Вступая в диалог с учителем, получают информацию о территории России, её столице Работая в парах, разгадывают филворд и получают слово – символ России; определяют цвет флага и его значение. Самостоятельно находят флаг России, подписывают под ним название страны и выполняют самопроверку. Смотрят видеоролик о гербе России и на основе полученных знаний разгадывают кроссворд. Вступая в диалог с учителем, обучающиеся получают информацию о гимне России. Коллективно исполняют I куплет гимна. Обучающиеся отгадывают загадки и находят способ решения проблемы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности для решения проблемы. |
IV этап. Итог урока. Задача учителя: формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и мотивацию на изучение дополнительной литературы по данной теме. | Организует деятельность обучающихся по подведению итогов работы на уроке. - Вернёмся к нашему дереву с именем «Россия». Я думаю, что вы уже догадались, почему слово «Россия» изображено на берёзе. Какими словами мы можем дополнить это дерево? - В начале урока мы поставили цель: «Расширить свои знания о России». Как вы думаете, достигли мы цели? Как велика моя земля, как широки просторы! Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы! Раскинулась моя страна от севера до юга: Когда в одном краю весна, в другом снега и вьюга. И в городах, и средь морей, и средь колхозных пашен Везде вы встретите людей родных, российских наших. Живём в прекрасном мы краю, И знать его должны мы – Страну Российскую свою, Свой светлый край любимый. - Россия – наша Родина. Художники изображали Россию на своих полотнах, музыканты посвящали России свою музыку, поэты пишут о России стихи. Так они выражают любовь к своей Родине. Вы тоже должны любить свою Родину, беречь её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! - На уроке музыки вы учили песню о России. Давайте закончим наш урок этой песней (Коллективное исполнение песни «Моя Россия») | Называют тему и цель урока. На основе полученных знаний дополняют слово «Россия» словами-ассоциациями. Исполняют песню «Моя Россия» | Регулятивные: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
V этап. Рефлексия Задача учителя: вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | Организует деятельность обучающихся по определению самооценки и оценки работы на уроке своих товарищей. - А сейчас мы украсим наше дерево с именем Россия листочками. У вас на парте лежат 3 берёзовых листочка, выберите тот, который вам подходит и оцените свою работу. Ярко-зелёный листочек – я активно работал на уроке. Светло-зелёный листочек – я узнал много нового на уроке. Жёлтый листочек – мне было не всё понятно - Дома вы закрепите свои знания о символах России, прочитав текст учебника и выполнив задание в печатной тетради, а ещё приготовьте рисунок на тему: «Россия – это …», где каждый изобразит Россию так, как он её себе представляет. | Анализируют свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Приложение к уроку
Карточка №1 (филворд)
м | е | н | л | я | п | а | а | р | о |
о | п | г | и | м | н | к | б | т | ь |
а | о | н | т | б | ы | п | ж | э | х |
и | т | р | н | о | л | д | у | к | ж |
м | е | н | л | я | п | а | а | р | о |
о | п | с | м | ь | л | н | с | к | ь |
к | ф | л | а | г | м | р | о | т | з |
и | т | к | ы | а | г | д | а | и | в |
м | е | н | л | я | п | а | а | р | о |
о | п | с | м | ь | л | н | с | к | ь |
к | у | в | ы | г | е | р | б | и | з |
и | т | р | н | о | л | д | у | к | ж |
Карточка №2
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете …..
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны, и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …..
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под знаменем Победы ярко …..
Карточка №3
Кроссворд
На свете много разных стран
Но есть одна страна
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
На свете много разных стран
Но есть одна страна
Её мы Родиной зовём
А Родина одна.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Как велика моя земля, как широки просторы!
Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна, в другом снега и вьюга.
И в городах, и средь морей, и средь колхозных пашен
Везде вы встретите людей родных, российских наших.
Живём в прекрасном мы краю,
И знать его должны мы –
Страну Российскую свою,
Свой светлый край любимый.
Слова сообщений
Матрёшка
Появилась матрёшка в России более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскрыли его – а там ещё такая же игрушка. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан, на голову повязали яркий платочек, наложили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёна, а ласково – Матрёшка.
Берёза
Берёза – единственное дерево с белым стволом. На Руси берёза всегда была одним из самых почитаемых деревьев. Люди высаживали берёзу у своих домов и верили, что она может защитить их от болезней. Берёза – символ добра и красоты, символ русской земли.
Балалайка
Балалайка – русский народный инструмент. Раньше на Руси на балалайке играли весёлые скоморохи. А сейчас балалайку можно услышать не только в русских народных песнях, но и в произведениях великих композиторов. Никто, кроме россиян, не умеет так хорошо играть на балалайке.
Самовар
Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Сам варит – отсюда и слово произошло. Первый самовар появился в России более 300 лет назад. Он был символом семейного очага и уюта. И сейчас во многих русских семьях есть самовары.
Слова песни
Листья
Берёза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"
Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....
Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков
I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....
Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)
Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...
Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.
Тема: «Повторение и закрепление изученного материала в конце года.» Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....
Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».
Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...
Тест по окружающему миру на тему "Страны России" (3 класс, УМК "Школа России")
Данный тест составлен по материалу учебника окружающий мир (2 часть.) автора А.А. Плешакова, УМК "Школа России", 3 класс. Тест позволяет проверить качество усвоения материала по разделу "Страны России...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о первом полёте человека в космос.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания об истории страны в период СССР;Познакомить ...