Программа курса "Земля наш общий дом" по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Мазур Наталья Леонидовна

Программа «Земля – наш общий дом» предусматривает, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kursu_zemlya_nash_dom.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по социализации обучающихся « Земля – наш общий дом»

по предмету окружающий мир во 2 классе

    1. Пояснительная записка

Программа по социализации обучающихся  "Земля- наш общий дом"по предмету окружающий мир разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

В задачи курса входит:

1)    На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;

2)    Развитие личности и самостоятельности мышления;

3)    Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)    Освоение доступных способов изучения природы и общества

( наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников;

5)    Формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотез, умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать выводы;

6)    Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, способствовать трудовому и эстетическому воспитанию;

7)    Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

8)    Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и  бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения.

2.Общая характеристика курса

Программа «Земля – наш общий дом» предусматривает, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей программа опирается на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Эта работа носит непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Реализация программы позволит накапливать опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.          

   В формировании ценностных отношений большую роль  в программе играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог предусматривает организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения, что позволит  вырабатывать учащимся собственную  систему ценностей.

    3.Место курса : Программа « Земля – наш общий дом по» разработана для 2 класса начальной школы. На изучение отведено 1час в неделю(34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.

4. Содержание программы , реализуется через экскурсии, проектные работы, через лаборатории кабинетов химии, физики, биологии, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, заочные путешествия, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно- полезную. Базовые ценности пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

В результате реализации программы учащиеся узнают

  • Секреты живой и неживой природы
  • Проведут индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
  • Окажут помощь птицам в зимнее время
  • Подберут материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре родного города
  • научатся  выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
  • узнают некоторые охраняемые растения и животные Томской области
  • реализуют  личный опыт в экологических инициативах, проектах
  • смогут пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.

Реализация программы позволит учащимся достичь второго уровня результатов: получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

 4. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы:

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.

Предметными результатами являются:

-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

Тематическое планирование

программы «Земля – наш общий дом»

2 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Общение с природой. Сезонные явления природы.

2

2

2

Солнце, воздух, вода…и растения.

1

3

3

Птицы нашего края.

2

2

4

Богатство родной природы в творчестве народа.

2

3

5

Что мы знаем о своем городе.

2

1

6

Откуда берется и куда девается мусор?

2

3

7

Досуговые мероприятия

2

2

8

Экологический проект «Цветник»

3

2

Итого:

16

18

         Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Раздел программы

Содержание

Теория

Практика

1

Общение с природой

Наблюдение за жизнью природы.  Календарь природы. Народные приметы.

Беседа «Прогулки в Природоград».

Правила поведения в природе.

Экскурсия в природу.

Экологическая игра «Загадки природы».

Конкурс поделок из природного материала «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

2

Солнце, воздух, вода…и растение

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Конкурс рисунков «Королева Осень»

Акция «Экоёлочка»

3

Птицы нашего края

Заочное путешествие.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Посещение краеведческого музея.

Общешкольное мероприяяти «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина  «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

Изготовление с родителями скворечников,

развешивание на школьном дворе

4

Богатство родной природы в творчестве русского народа

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.

Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

Экскурсия в краеведческий музей.

Выставка рисунков о природе.

Ярмарка «Золотая хохлома»

Конкурс экологических сказок.

5

Что мы знаем о родном деревне?

Экологическая ситуация в нашем регионе.

Фотоконкурс «Вот моя деревня».

 Экскурсия «Уголки природы в нашей деревне»

6

Откуда берется и куда девается мусор?

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

Акция «Эколята» (конкурс  поделок из бытовых отходов).

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Акция «Наш чистый школьный двор»(субботник с участием детей и родителей).

7

Досуговые мероприятия

Подготовка к мероприятиям

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

8

Экологический проект «Цветник»

Знакомство с декоративными растениями. Просмотр презентации «Украшение Земли» (о цветах)

Выращивание рассады цветов на подоконнике, оформление цветника на школьном дворе.

Литература

1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений.Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

2. Большая энциклопедия природы.Заповедники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

3.Большая энциклопедия природы.Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

4.Большая энциклопедия природы «Грибы». М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

5. Большая энциклопедия природы «Вода и воздух». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

6. Большая энциклопедия природы «Ландшафты планеты». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

7.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.

8.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.

9.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.

10. Программа начального общего образования . Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.

11.Поурочное планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова « Окружающий мир».1-2 классы.- Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-48с.

12.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.-Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.

13.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру

Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет  со...

Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру

Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет  со...

Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....

Рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру

Программа по  УМК "Перспективная начальная школа"...