Программа курса "Земля наш общий дом" по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Программа «Земля – наш общий дом» предусматривает, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kursu_zemlya_nash_dom.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по социализации обучающихся « Земля – наш общий дом»
по предмету окружающий мир во 2 классе
1. Пояснительная записка
Программа по социализации обучающихся "Земля- наш общий дом"по предмету окружающий мир разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
В задачи курса входит:
1) На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;
2) Развитие личности и самостоятельности мышления;
3) Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) Освоение доступных способов изучения природы и общества
( наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников;
5) Формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотез, умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать выводы;
6) Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, способствовать трудовому и эстетическому воспитанию;
7) Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
8) Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения.
2.Общая характеристика курса
Программа «Земля – наш общий дом» предусматривает, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей программа опирается на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Эта работа носит непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Реализация программы позволит накапливать опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
В формировании ценностных отношений большую роль в программе играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог предусматривает организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения, что позволит вырабатывать учащимся собственную систему ценностей.
3.Место курса : Программа « Земля – наш общий дом по» разработана для 2 класса начальной школы. На изучение отведено 1час в неделю(34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.
4. Содержание программы , реализуется через экскурсии, проектные работы, через лаборатории кабинетов химии, физики, биологии, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, заочные путешествия, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно- полезную. Базовые ценности пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- технология;
- изобразительное искусство.
В результате реализации программы учащиеся узнают
- Секреты живой и неживой природы
- Проведут индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
- Окажут помощь птицам в зимнее время
- Подберут материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре родного города
- научатся выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
- узнают некоторые охраняемые растения и животные Томской области
- реализуют личный опыт в экологических инициативах, проектах
- смогут пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.
Реализация программы позволит учащимся достичь второго уровня результатов: получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
4. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы:
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;
- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;
- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.
- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.
Предметными результатами являются:
-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
Тематическое планирование
программы «Земля – наш общий дом»
2 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Общение с природой. Сезонные явления природы. | 2 | 2 |
2 | Солнце, воздух, вода…и растения. | 1 | 3 |
3 | Птицы нашего края. | 2 | 2 |
4 | Богатство родной природы в творчестве народа. | 2 | 3 |
5 | Что мы знаем о своем городе. | 2 | 1 |
6 | Откуда берется и куда девается мусор? | 2 | 3 |
7 | Досуговые мероприятия | 2 | 2 |
8 | Экологический проект «Цветник» | 3 | 2 |
Итого: | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Раздел программы | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Общение с природой | Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы. Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе. | Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Конкурс поделок из природного материала «Дары осени». Тематическая линейка «День Земли» |
2 | Солнце, воздух, вода…и растение | Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Конкурс рисунков «Королева Осень» Акция «Экоёлочка» |
3 | Птицы нашего края | Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» | Посещение краеведческого музея. Общешкольное мероприяяти «День птиц». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья» Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра «Приключения в лесу». Изготовление с родителями скворечников, развешивание на школьном дворе |
4 | Богатство родной природы в творчестве русского народа | Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). | Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка «Золотая хохлома» Конкурс экологических сказок. |
5 | Что мы знаем о родном деревне? | Экологическая ситуация в нашем регионе. | Фотоконкурс «Вот моя деревня». Экскурсия «Уголки природы в нашей деревне» |
6 | Откуда берется и куда девается мусор? | Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы. | Акция «Эколята» (конкурс поделок из бытовых отходов). Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор»(субботник с участием детей и родителей). |
7 | Досуговые мероприятия | Подготовка к мероприятиям | Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы» |
8 | Экологический проект «Цветник» | Знакомство с декоративными растениями. Просмотр презентации «Украшение Земли» (о цветах) | Выращивание рассады цветов на подоконнике, оформление цветника на школьном дворе. |
Литература
1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений.Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
2. Большая энциклопедия природы.Заповедники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
3.Большая энциклопедия природы.Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
4.Большая энциклопедия природы «Грибы». М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
5. Большая энциклопедия природы «Вода и воздух». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
6. Большая энциклопедия природы «Ландшафты планеты». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
7.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.
8.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.
9.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.
10. Программа начального общего образования . Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.
11.Поурочное планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова « Окружающий мир».1-2 классы.- Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-48с.
12.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.-Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.
13.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...
Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру
Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет со...
Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру
Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет со...
Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....
Рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру
Программа по УМК "Перспективная начальная школа"...