Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Ганеева Сарвар Шавалеевна

Программа по  УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_pnsh.doc84 КБ
Файл tem_okr_novyy.docx42.57 КБ
Файл -trebovaniya_okr._mir.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ по учебным предметам (Москва, издательство Просвещение», 2011год в двух частях), базисного учебного плана начального общего образования – 3 вариант авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н.,  Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир». Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

  1. Федотова О.Н, Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир 3класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,2012
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В,  Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига ,2012

Общая характеристика учебного предмета

           Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Результаты изучения учебного предмета

       Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
  2. Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской         гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  3. Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, Религий России;
  4. Расширение сферы социально – нравственных  представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  5. Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  6. Установка на безопасный здоровый образ жизни; умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. Способность регулировать собственную деятельность , в том числе учебную деятельность, направленную на познание  (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  2. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  3. Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, селе и др.)
  4. Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  2. Сформированность  целостного, социально – ориентированного  взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  4. Владение навыками устанавливать и выявлять  причинно – следственные  связи в окружающем мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего  поведения в природной и социальной среде;
  5. Понимание роли и значения родного края в природе и

историко – культурном  наследии  России, в ее современной жизни;

  1.  Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  2. Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания третьего года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В 3классе расширяются знания школьников об источниках информации.Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов(лупа,термометр,флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.).

В 3 классе все знания, полученные во втором, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).


Учебно- тематический план.

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Самост.,тесты,пр.раб.

Контрол.

1.

Изображение Земли на глобусе

4

1

2.

О чем рассказывает карта

8

1                2

3.

Из чего все на свете

4

1                

4.

Вода и ее свойства

5

        1        1

5.

Чудесные превращения воды в природе.

6

        1                1

6.

Воздух и его свойства

4

1

7

 


Движение воздуха

4

8

Тайны недр

      9

1


9    


Почва

5

1


10


Человек и природные сообщества

15


1        1

11

Путешествие в прошлое

4

   1



Итого


68


5        5


1



Содержание

в разделе «Человек и природа» знать/понимать:

  1. устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
  2. различать понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела на уровне первичных представлений;
  3. различать три состояния веществ в природе;
  4. основные свойства воды и воздуха;
  5. источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
  6. некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
  7. полезные ископаемые родного края;
  8. значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
  9. положение России и своего края на карте;
  10. особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

уметь

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер);
  3. ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;
  4. проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
  5. измерять температуру воды и воздуха;
  6. письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
  7. узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
  8. показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий), некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца, родной город).

В разделе «Человек и общество» знать/понимать

  1. города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
  2. достопримечательности Санкт-Петербурга;

уметь

описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга.

В разделе «Правила безопасного поведения» знать/понимать

  1. необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  2. необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

уметь

  1. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях, для сохранения своего здоровья;
  2. соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  3. соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  4. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ученик может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы

  1. ориентироваться на местности по компасу;
  2. принимать посильное участие в охране и защите природы;
  3. использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  4. оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
  5. выполнять правила поведения в природе;
  6. рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование – окружающий мир.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.

Планируемые результаты. Освоение материала.

Дата проведения План.

Дата проведения Факт.

При-мечание

Изображение Земли на глобусе-4 часа.

1

Наш мир знакомый и загадочный.

1

Группировать (классифицировать) объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы;

-дать представление об экстремальных  ситуациях,  форму поведения при них.

01.09

2

Глобус - модель земного шара.

1

Уметь работать с готовыми моделями - глобусом. Находить и определять  географические объекты на глобусе.

Знать, что глобус - модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария

03-08.09

3

Материки и океаны на глобусе.

1

Находить и определять  на глобусе материки и океаны. Извлекать необходимую информацию  из дополнительных источников.

Знать термины «материки», «океаны».

Уметь находить на глобусе материки и океаны

03-08.09

4

Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе».

1

Различать разные формы поверхности: равнина, горы. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Знать формы поверхности: равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе

.10-15.09

О чем рассказала карта -8 часов.

5

Географиче-ская карта

1

Характеризовать карту, глобус и план, их условные знаки.

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

10-15.09.

6

Учимся читать карту.

1

Уметь работать с готовыми моделями – картой. Находить и определять  географические объекты на карте.

Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты

17-22.09.

7

План местности. Правила безопасности на природе.

1

Различать условные обозначения плана местности. Моделировать план своей местности. Объяснять

основные правила поведения  в различных ситуациях.

Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе.

Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

17-22.09.

8.

Холмы и овраги.

1

Различать разные формы поверхности: равнина, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане). Моделировать формы поверхности из песка, пластилина.

Знать понятия «холмы»,

«овраги»; способы изображение земной поверхности.  Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними.

24-29.09

9

Экскурсия «Основные формы поверхности родного края». Правила безопасности.

1

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять формы земной поверхности родного края.

24-29.09

10.

Стороны горизонта.

1

Характеризовать основные и промежуточные стороны горизонта.

Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

01-06.10.

11.

Ориентиро-вание на местности. Компас.

1

Ориентироваться на местности  (в группе) с помощью компаса, по местным признакам.

Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

01-06.10.

12.

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Демонстрировать в учебной игре правила пользования картой.

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте.

08-13.10

Из чего все на свете –4 часа.

13.

 

 

Тела,  вещества, частицы.

     

1

Сравнивать и различать твердые, жидкие, газообразные вещества.

Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах,

из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты, определять  

вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

08-13.10

     

14

Твердые вещества, жидкости и газы.

1

Различать объекты неживой природы от изделий человека. Приводить примеры веществ.

Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

15-20.10.

15

Вода - необыкновенное вещество.

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.

Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения

15-20.10.

16

Обобщение

по теме «Из чего

все на свете».

Готовимся

к школьной

олимпиаде!

1

Проводить самостоятельно опыты и оценивать результаты своих наблюдений.

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

22-27.10

Вода и ее свойства-5 часов.

17

Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба).

1

Проводить самостоятельно опыты и оценивать результаты своих наблюдений.

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

22-27.10

18

Термометр и его устройство. Правила обращения с термометром.

1

Измерять температуру воды, воздуха с помощью термометра.

Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу.

29-03.10

19

Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба).

1

Характеризовать свойства льда.

Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды

29-03.11

20

Свойства воды в газообразном состоянии.

1

Исследовать (на основе опытов) свойства воды.

Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара.

Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

12-17.11

21

Обобщение по

теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Исследовать (на основе

опытов) свойства воды при нагревании и охлаждении.

Знать свойства воды при нагревании и

охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

12-17.11

                               Чудесные превращения воды в природе-6 часов

22

Круговорот воды в природе.

.

1

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.

Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе

19-24.11

23

Туман и облака. Осадки.

1

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об осадках, облаках и

обсуждать полученные сведения.

Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь.)

Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

19-24.11

24

Вода - растворитель (третье заседание клуба).

1

Характеризовать свойства воды.

Иметь представление о том, что вода - растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

26-01.12

25

Растворы в природе.

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению степени прозрачности воды

Знать о значении природных растворов.

Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

26-01.12

26

Почему воду надо беречь?

1

. Наблюдать простейшие опыты по изучению степени прозрачности воды. Обсуждать в группах и презентовать рассказ о значении воды в жизни человека.

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь охранять водные богатства

03-08.12.

27

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Практическая работа по освоению правил поведения, способствующих охране водных богатств.

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

03-08.12.

Воздух и его свойства -4часа.

28

Океан, которого нет на карте и глобусе

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде

10-15.12

29

Воздух - это смесь газов.

1

Характеризовать свойства воздуха.

Знать, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород.

Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа

10-15.12

30

Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха

Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

17-22.12

31

Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

17-22.12

Движение воздуха-4 часа.

32

Температура воздуха.

Простудные заболевания.

1

Практическая работа

по измерению температуры воздуха .

Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается.  Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра неодинаково

24-29.12

33

Ветер.

1

Работать в группах с флюгером

Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером и анемометром.

24-29.12

34

Что такое погода?

1

Наблюдать самостоятельно погоду. Анализировать народные приметы, связанные с погодой.

Иметь представление о погоде. Знать от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

11-19.01

35

Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

1.

Сравнивать свойства воздуха, воды. Описывать их значение в жизни человека

Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

11-19.01

Тайны недр Земли-7 часов.

36

Горные породы.

1

Объяснять происхождение горных пород.

Знать, что горные породы -природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

21-26.01

39

Разрушение горных пород.

1

Оценивать результаты своих наблюдений

Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

28-02.02

40

Что такое минералы?

1

Практическая работа с минералами

Иметь представление о минералах как составных частях горных пород.

Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу

04-09.02

41

Полезные ископаемые

1

Характеризовать свойства полезных ископаемых.

Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

04-09.02

42

Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба)

1

Исследовать (на основе демонстрацион-ных  опытов) свойства полезных ископаемых.

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

11-16.02

43

Почему надо беречь полезные ископаемые

1

Описывать применение полезных  ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей жизни)

Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

11-16.02

44

Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

1

Различать изученные полезные ископаемые. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

18-23.02

Почва - 4 часа.

45

Как образуется почва

1

Оценивать плодородие  почвы своего края.

Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

18-23.02

46

Почва и ее состав (шестое заседание клуба)

1

Характеризовать на основе опытов состав почвы.

Знать, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

25-02.03.

47

Экскурсия «Почвы родного края»

1

Оценивать плодородие почвы своего края.

Знать правила поведения на экскурсии.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

25-02.03

48

Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба)

1

Характеризовать роль почвы в природе, находить примеры работы людей по охране почвы в своей местности

Знать значение почвы; мероприятия по охране  

Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему почв в родном крае.

04-09.03

49

Обобщение по теме «Почва»

1

Обсуждать полученные сведения

по

теме «Почва».

Иметь представление о составе почвы.. Знать о почве своего края.

04-09.03

Природные сообщества- 6 часов

50

Лес и его обитатели

1

Характеризовать природное сообщество на примере леса.

Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе

11-16.03

51

Луг и его обитатели

1

Характеризовать природное сообщество на примере луга.

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их

совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом

сообществе

11-16.03

52

Поле и его обитатели

1

Характеризовать природное сообщество на примере поля.

Знать, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного

18-21.03.

53

Пресный водоем и его обитатели.

1

Сравнивать различные виды водоемов. Устанавливать связи между обитателями пресного водоема.

Знать искусственные и естественные водоемы, многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема, составлять цепи питания.

18-21.03

54.

Болото и его обитатели.

1

Устанавливать связи между обитателями болота

Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота.

01-06.04

55

Экскурсия «Природные сообщества родного края»

1

Характеризовать природные сообщества на примере луга, леса, болота. Практическая работа по освоению правил поведения, способствующих сохранению природы. Оценивать результаты своих наблюдений.

Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота.

01-06.04

56

Обобщение по теме «Природные сообщества»

1

Различать природные сообщества, Обсуждать в группах и презентовать рассказ о значении

Знать понятие «природное сообщество». Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ.

08-13.04

Человек и природные сообщества - 9 часов

57

Значение лесов.

1

Извлекать необходимую информацию из дополнитель-ных источников о значении леса и

обсуждать полученные сведения.

Знать о значение леса для природы  и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

08-13.

04

58

Безопасное поведение в лесу.

1

Раскрывать необходимость избегать потенциально опасных  ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека.

Знать опасности , возникающие при неправильном поведении в лесу. Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу.

15-20.

04

59

Луг и человек.

1

Знать о значение луга для природы  и для жизни человека. Уметь раскрывать связи между обитателями луга.

15-20.

04

60

Надо ли охранять болота?

1

Характери-зовать влияние человека на водоемы.

Знать об опасности прогулок около болот; значение болот в природе и жизни человека.

Уметь выполнять правила безопасного поведения.

22-27.

04

61.

Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоемов.

1

Анализировать  примеры использования человеком богатств природы. Находить на карте реки  и озера.

Знать реки и озера России и родного края.

Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения

22-27.

04

62

Человек - защитник природы

1

Практическая работа по освоению правил поведения, способству-ющих сохранению природы.

Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края.

29-04.

05

63

Природа будет жить!

1

Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края.

Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края

Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных

29-04.05

64

Обобщение по теме «Человек и природные сообщества»

1

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

06-11.05

Путешествие в прошлое (4 часа)

65

Лента времени

1

Практическая работа: с картой(показывать места исторических событий; с лентой времени; выполнять задания на соотношение года с веком.

Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени

06-11.05

66

Золотое Кольцо России

1

Участвовать в ролевых играх.

Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

13-18.05

67

Итоговый контрольный тест

1

Осуществлять самоконтроль и корректировку конечного результата.

Знать изученный материал.

13-18.06

68

Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)

1

Участвовать в ролевых играх.

Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь показывать Санкт-Петербург на карте;

20-25.06

 

Тайны недр Земли (7 часов)

37

Горные породы

1

Характери-зовать свойства горных пород. Описывать их применение в хозяйстве человека.

Знать,  что горные породы –

природные тела, из которых

сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

21-26.01.

38

Разрушение

горных пород

1

Наблюдать простейшие опыты.Оценивать личную роль в охране природы.

Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании

Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

28-02.02

.



Предварительный просмотр:

      Планируемые результаты изучения курса            “Окружающий мир»

                               3  класс                        

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3 – м классе является формирование следующих умений:

1.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3.Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

6.Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

7.Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

1.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5.Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

6.Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-ем классе является формирование следующих умений: 

  1. Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

2. Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

3. Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

4.Приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

5.Перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

6. Животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

7.Доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

8.Узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

9.Отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

9.Объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

9.По году определять век, место события в прошлом;

10.Отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

11.Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;

* находить на физической карте и глобусе материки и океаны,

   географические объекты и их названия;

* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

* сравнивать и различать формы земной поверхности;

* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;

* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной

   поверхности и водоемы»;

* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,

   озеро, пруд, болото);

* находить на географической карте разные водоемы и определять их

   название;

* характеризовать формы земной поверхности;

* ориентироваться на местности при помощи компаса;

* приводить примеры веществ;

* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;

* исследовать в группах свойства воздуха;

* сравнивать свойства воды и воздуха;

* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,

   хрестоматии и других дополнительных источников;

* характеризовать круговорот воды в природе;

* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

* различать изученные полезные ископаемые;

* характеризовать природные сообщества;

* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;

* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить

   примеры влияния человека на природу;

*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в

  поле;

Обучающиеся получат возможность научиться:

* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;

* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;

* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее

   сохранение;

* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

* выполнять правила безопасного поведения в лесу.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

* описывать достопримечательности Московского Кремля;

* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить  исторические

   события с датами;

* находить место изучаемого события на ленте времени;

* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;

* искать необходимую информацию из книг и других источников;

Обучающиеся получат возможность научиться:

* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами

   правления великих князей;

* находить на ленте времени место изученного исторического события;

* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,

   связанные с охраной природы;

*использовать дополнительные источники информации.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,

   у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные

   пространства;

* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;

* пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования

   своего самочувствия при простуде.

Обучающиеся получат возможность научиться:

* пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования

   своего самочувствия при простуде;

* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время

    купания летом, при переправе через водные пространства;

* соблюдать правила безопасности в гололед;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 классо по окружающему миру "Школа 2100"

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...

рабочая программа педагога по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федера...

Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....