III. Постановка учебной задачи (Словесный м.: беседа; Наглядный м.: демонстрация слайда) | 3 мин | Ребята, перед вами карточки, продолжите предложения в паре с соседом. Подумайте, затем впишите слово.
Итак, давайте проверим. Кто готов? - Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется экология. - Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача экономики.
-Давайте попробуем сформулировать тему урока.
- Что мы хотим узнать сегодня на уроке и чему научится?
|
Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется ____________
| Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача ____________ |
«Экономика и экология»
- 1) Узнать, что такое экономика и экология, «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». 2) Узнать о состоянии природы нашей планеты, об экологических проблемах нашей планеты. 3) Научится обнаруживать связи между экономикой и экологией. |
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
Р: целеполагание
|
IV. Открытие нового знания (Словесный м.: беседа, рассказ; Наглядный м.: демонстрация слайда; Практический м.: работа с учебником) | 5 мин | - Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? – Ребята, что изображено на рисунках?
- А почему там разные цвета?
- Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря, и океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…
– Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! (Демонстрация фото красивых мест России)
- А как вы думаете, все ценят эти богатства?
- Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее?
- Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором?
- Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе.
– Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? (Представить картинку болота с растительностью и животными)
- Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок?
- Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? -Давайте с вами откроем учебник на стр. 79 и рассмотрим картинку.
- Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
- Кто виноват в такой катастрофе?
- Назовите составные части экологии? Что входит в экологию? Связаны ли они между собой? Приведите примеры.
- А сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика.
- Для чего нам нужна экономика?
- Из каких отраслей состоит экономика? Вспоминайте, вы проходили это на предыдущих занятиях в прошлой четверти.
- Что даёт людям сельское хозяйство?
- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства?
- Что даёт людям металлургия? Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? |
- Планета Земля – полушария.
- Вода, лес, пустыня и горы.
- Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе.
-Сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…
- Сжигаем, бросаем в яму…
- Мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…
- Погибнут и растения, и животные.
- Пострадали птицы, рыбы, растения, люди.
- Человек
- Солнце, воздух, вода, растения, животные. Да. -Животные не могут жить без воды и растений. Без солнца растения будут погибать и т.д.
-Для удовлетворения потребностей.
-Сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность.
-Продукты питания.
-В загрязнении почвы, ядохимикатами.
-Металл.
-Загрязнение воздуха и воды. |
П: структурирование знаний
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
П: структурирование знаний
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
П: структурирование знаний
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи |
V. Первичное закрепление во внешней речи (Словесный м.: беседа, рассказ Практический м.: работа с учебником) | 7 мин | - Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей? -Кто может ещё привести примеры полезной и опасной стороны экономики?
- Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82. С 1 ряда по цепочке. - Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? - Как экономить воду? Как её охранять?
- Какое значение имеет почва для жизни на Земле? - Какой вред человек наносит почве?
- Как нужно охранять почву?
- Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? Какие? | Дети работают в парах.
Ответы детей
- Без воды жизнь на Земле невозможна. - Ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов.
- На земле выращивают растения. -Вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов.
- Не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов.
-2. У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции. |
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами
П: структурирование знаний
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (Словесный м.: объяснение;
Практический м.: конструирование дома) | 7 мин | - Ребята, сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?
- Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества.
Как это может отразиться на рыбных богатствах? - Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете, что это? Давайте откроем стр. 82, найдём подтему «Что будет, если…» и прочитаем 1 абзац. Кто готов?
- Итак, давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций (На экране слайд):
1 вариант работает над 1 ситуацией.
2 вариант работает над 2 ситуацией.
- Закончили. Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода? |
(Ответы детей)
-Рыба будет вымирать в водоёмах
«В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей».
«На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть».
- Найти другое место для постройки дома, чтобы сохранить жизнь рыб. -Хищные звери — это часть жизни на Земле, уничтожать их нельзя, большинство может быть занесены в Кр.книгу. |
П: структурирование знаний
Р: коррекция
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи |
VII. Включение в систему знаний (Словесный м.: объяснение, беседа; Практический м.: упражнение) | 10 мин | -Давайте с вами выполним задание в рабочей тетради. Откройте стр.23, выполняем задания под № 1 и №2 самостоятельно. Не забываем пользоваться учебником разрешено.
№1. Прочитайте в учебнике и выпишите ответ. №2. Прочитайте задания. Используя текст учебника, заполните таблицу.
-Итак, давайте проверим. Кто хочет ответить на №1? Кто на №2? - Теперь переходим к следующему заданию №3. Кто прочитает задание и стихотворение? Предлагаю всем вместе выполнить это задание. Ответьте на вопрос, что нельзя купить? Пока 1 отвечает, остальные записывают в тетрадь. |
| П: структурирование знаний
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
|
VIII. Рефлексия деятельности (Словесный м.: беседа) | 4 мин | -Ребята, давайте подведём итог нашего урока
- Давайте вспомним какая была тема нашего урока. Что мы хотели узнать нового на этом уроке? Узнали?
- Как связаны между собой экономика и экология? Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Активно ли вы работали на уроке? А кого из ребят можно выделить? Кто на уроке был активнее остальных?
- Ребята, запишите домашнее задание: Учебник - стр. 79-84 читать, РТ- № 4,5. |
- «Экономика и экология» - 1) Узнать, что такое экономика и экология, «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». 2) Узнать о состоянии природы нашей планеты, об экологических проблемах нашей планеты. 3) Научится обнаруживать связи между экономикой и экологией.Узнали.
- У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции.
(Ответы детей)
(Ответы детей)
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Р: осознание качества и уровня усвоения знаний |